История персонажа
Принц Флоризель — персонаж первого тома сборника «Новые тысяча и одна ночь» Роберта Льюиса Стивенсона. Мужчина величественного положения предпочитает путешествовать инкогнито вместе с полковником Джеральдином. Испытывая потребность в приключениях, вступает в некое тайное общество, где каждый день выбирают палача и жертву.
История создания персонажа
Самостоятельно рассказы шотландского писателя, позже вошедшие в циклы «Клуб самоубийц» и «Алмаз Раджи», выпускались регулярно в период с 1878 по 1880 год. А через 4 года вышла отдельная книга.
Эти произведения относятся к ранним в библиографии автора, однако литературные критики уверенно утверждают, что они стали лучшими в творчестве Стивенсона.
Такое название для двухтомника писатель выбрал не случайно. Арабский сборник «Тысяча и одна ночь» — один из самых любимых у Роберта Льюиса. А его главный герой стал у Стивенсона тем самым Калифом, который бродит по улицам Багдада замаскированным.
В то же время Флоризель имеет литературный прототип. Этот персонаж уже встречался в творчестве Уильяма Шекспира в пьесе «Зимняя сказка». В произведении великого английского поэта и драматурга он был сыном Поликсена, короля Богемии.
Образ и биография Флоризеля
Блистательный принц за время пребывания в столице Великобритании успел снискать славу щедрого и доброжелательного господина. Правда, свою личность и имя утаивал, представляясь Теофилусом Годолом.
Стивенсон охарактеризовал персонаж с разных сторон. Это был человек «спокойный до флегматичности», философ, предпочитающий во всем делать собственные выводы и полагаться исключительно на опыт.
Судьба этого героя обрисовывалась не в радужных для него красках — наследование королевства, полная безопасность и скука. Флоризель, напротив, стремился к эксцентричности и насыщенным приключениям. Поэтому неоднократно на него накатывали приступы хандры, которые он пытался вылечить охотой и прогулками по вечернему Лондону.
Его спутник, полковник Джеральдин, сопровождал королевскую персону и был готов умереть ради принца. Он был молод и отважен, способен на безрассудство, но исполнителен.
Путешествуя по Лондону, главный герой менял внешность, но изменить образ мышления мужчине не удавалось. Он, воспитанный в соответствии с представлениями о чести и достоинстве, не позволял себе пустых слов и всегда выполнял данные обещания.
Эти двое уже не раз попадали в опасные ситуации, но благодаря рыцарской верности полковника и стойкому характеру принца им удавалось выходить из неудобных положений без серьезных последствий.
Одним вечером Флоризель и Джеральдин сидели в ресторане и уже собирались домой, как вдруг в заведение вошел мужчина с двумя помощниками. В руках эти люди держали подносы с пирожными, которые стали раздавать посетителям.
Кто-то охотно ел, другие отказывались. Когда троица подошла к столику принца, то Флоризель разговорился с мужчиной, затребовав с того обещание отобедать с ним.
За разговором так и не захотевший представиться молодой человек поведал пугающую историю. В прошлом он богатый наследник, обанкротился и теперь собирается в «Клуб самоубийц», так как самостоятельно лишить себя жизни страшится.
40 фунтов — вот цена, которую придется заплатить, чтобы войти в это сообщество и закончить бесполезное существование. Флоризель был сильно заинтересован этим клубом. Поэтому убедил нового знакомого, что хочет того же — умереть. Джеральдин, привыкший идти за хозяином в огонь и воду, подтвердил готовность к суициду.
«Клуб самоубийц» — заведение, в котором верховодит таинственный Председатель. Он раскидывает карты между членами тайного сообщества. Тому, кому выпадет туз пик, приходит время умирать. А тот, кто вытянет туз треф, становится убийцей.
Флоризель, связанный договором, идти на попятную уже не мог. И по страшному стечению обстоятельств вытянул карту жертвы. Он понимал, что его дни сочтены, и винил себя в легкомысленности. К счастью, на помощь пришел Джеральдин, нанявший людей для спасения принца.
В итоге главный герой перевез всех потенциальных самоубийц в свою резиденцию, дал работу, чтобы те оставили глупые мысли о смерти. А вот с Председателем мужчина решил расквитаться по-другому. Он отправил его в «путешествие» по Европе вместе с младшим братом Джеральдина, намекнув, что тот и станет тем человеком, который «вытащит» для злодея туз треф.
Однако Председателю удалось избежать справедливой кары. Когда до королевского наследника дошли вести о смерти брата полковника, он разыскал хозяина «Клуба самоубийц» и лишил того жизни, вызвав на дуэль.
Принц Флоризель в фильмах
С легкой руки режиссера Евгения Татарского родина наследника королевства назвалась Баккардией, Джеральдин постарел, а таинственный продавец пирожных перевоплотился из банкрота в художника-абстракциониста Перкинса.
В 1981 году на Центральном телевидении СССР прошла премьера советского фильма «Клуб самоубийц, или Приключения титулованной особы», снятого по мотивам рассказов Роберта Льюиса Стивенсона. Интересно, что к показу кинолента была готова уже в 1979-м.
Кино произвело большое впечатление на аудиторию. Картина в жанре иронического детектива и сегодня, спустя десятки лет, остается в списке любимых у почитателей экранизаций английской классики.
Наряду с таким сериалом, как «Приключения Шерлока Холмса», работа Татарского была оценена и в СССР, и за границей. И, несмотря на более ранние экранизации в США (1909-го и 1974-го), остается на недосягаемой высоте.
Завязка сюжета происходит с первых же секунд фильма. Молодого, но уже пресыщенного жизнью главного персонажа сыграл Олег Даль. Образ его напарника воплотил Игорь Дмитриев. Прогуливаясь по набережной, герои встречают парня, который привязал к шее камень и собирается спрыгнуть вниз с моста.
Им оказывается художник Перкинс (Асхаб Абакаров). Позже он приводит новых знакомых в «Клуб самоубийц» под руководством Председателя — Клетчатого. Роль вершителя судеб тайного сообщества талантливо сыграл харизматичный актер Донатас Банионис.
Советская экранизация предстала в 3 сериях, общая длительность киноленты — 190 минут. За это время герои успели не только расквитаться с жестоким Председателем, но и отыскать знаменитый алмаз Раджи.
Олег Даль, который не был избалован в своей карьере главными ролями, талантливо продемонстрировал амплуа приятного молодого человека, обуреваемого скукой. Его персонаж — настоящий мужчина, которому понятие чести дороже жизни.
Главный герой фильма элегантен и благороден, это та самая «титулованная особа», а его верный помощник ничем не уступает. Джеральдин менее легкомыслен и безрассуден. Творческий дуэт актеров позволил киноленте отметиться в сознании зрителей как наиболее удачная экранизация произведения Стивенсона.
Интересные факты
- Олег Даль во время съемок отказывался играть, так как его костюм не был достаточно элегантен и не сидел по фигуре. Ситуацию спасла Белла Маневич-Каплан, художник фильма.
- «Клубом самоубийц» в киноленте стал особняк Фолленвейдера, построенный в Санкт-Петербурге в стилистике северного модерна.
- Попугай в фильме — еще одно отхождение сценария от оригинала. Интересно, что по сюжету он говорящий, хотя на самом деле это было не так. Впрочем, в одном эпизоде птица сказала: Ползет, ползет, ползет!».
Цитаты
«Я пообедаю. Но совершенно без аппетита».
«Дует. Но это очень приятно... Так скучно, что даже простой сквозняк — развлечение».
«Поразительную ерунду сочиняют эти газетчики с утра. Дождемся вечерних новостей».
«Ах, жизнь сложена из банальных обстоятельств. И потому скучна».
«Скука для души опаснее, чем риск для тела».
Библиография
- 1978–1980 — «Клуб самоубийц»
- 1978–1980 — «Алмаз Раджи»
Фильмография
- 1936 — «Проблема для двоих»