Биография
Олег Даль — советский актер и поэт, тонкая душевная организация которого способствовала воплощению на экране самых тонких, едва уловимых граней характерных героев и мешала строить отношения с реальными людьми.
Детство и юность
Олег Иванович Даль родился перед самым началом войны, 25 мая 1941 года, в подмосковном городке Люблино, который сегодня входит в территорию столицы. Кроме самого Олега в семье железнодорожного инженера Ивана Зиновьевича и учительницы Павлы Петровны, русской по национальности, воспитывалась сестра Ираида.
В школьные годы мальчик начал заниматься баскетболом, но очень скоро оставил эти занятия из-за обнаружившихся проблем с сердцем. После этого его увлечениями стали поэзия, литература и живопись. Как и любой мальчишка, выросший в военные годы, он мечтал о героической профессии летчика или моряка. Но детским мечтам не суждено было сбыться из-за упомянутых проблем со здоровьем.
После прочтения произведения М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Даль загорелся идеей стать актером, чтобы когда-нибудь сыграть Печорина. И спустя 15 лет его мечта сбудется.
В 1959 году после окончания средней школы Олег Даль принял решение поступить в театральное училище. Родители выступили резко против этого. Первым их доводом была нестабильность актерской профессии и, соответственно, зарплаты, а вторым — то, что Олег с детства картавил.
И тем не менее он пошел сдавать вступительный экзамен, подготовив монолог Ноздрева из гоголевских «Мертвых душ» и отрывок из «Мцыри» любимого Лермонтова. Даля ждал успех. Талантливый юноша был зачислен на курс Н. Анненкова Щепкинского театрального училища. Его однокурсниками стали Виталий Соломин и Михаил Кононов.
Фильмы
В журнале «Юность» была напечатана повесть «Звездный билет», написанная Василием Аксеновым, которую в 1961 году решил экранизировать режиссер Александр Зархи.
После отбора среди студентов театральных училищ были рассмотрены несколько десятков человек, начались пробы, по итогам которых на роль Алика Крамера в фильме взяли Олега Ивановича. Летом 1961 года начались натурные съемки в Таллине. А через год на телеэкранах появился первый в биографии Даля фильм «Мой младший брат».
После выхода картины на артиста обратили свое внимание сразу два именитых режиссера — Леонид Агранович и Сергей Бондарчук. Агранович даже доверил молодому актеру главную роль в детективе под названием «Человек, который сомневается».
В 1963 году, когда этот фильм вышел на экраны, Даль как раз закончил обучение в театральном училище. На его дипломном спектакле присутствовала актриса театра «Современник» А. Покровская, которая была настолько впечатлена работой Даля, что пригласила его на работу к себе в театр. Пройдя двухэтапный конкурс, молодой актер был зачислен в труппу. Но это не принесло большого прорыва. На протяжении нескольких лет Олег Даль исполнял в «Современнике» исключительно роли второго плана.
Следующей телевизионной работой Даля стал фильм «Первый троллейбус», снятый на Одесской киностудии. Картина вышла на экраны в 1964 году и была весьма тепло принята публикой за счет легкого и жизнерадостного сюжета. Декорациями ленте послужили улицы Одессы и Москвы и настоящий троллейбусный парк с реальными сотрудниками.
В течение последующих пары лет у Олега были всего две незначительные работы в кино — фильмы «Строится мост» и «От семи до двенадцати». В 1966 его заметил режиссер «Ленфильма» Владимир Мотыль. Даль, рекомендованный Мотылю его коллегами, сразу попал в представляемый режиссером образ главного героя фильма «Женя, Женечка и "катюша"».
Картина была принята общественными руководителями отрицательно и была растиражирована очень малым количеством копий. Это не помешало ей получить огромный успех у зрителей. Молодые же актеры на съемках повеселились. Хулиганские выходки Даля и Михаил Кокшенова, которые не могли сдержаться от шуток, гуляя по городу в военной форме, закончились для Олега Ивановича 15 сутками.
Тем не менее все эти проблемы никак не отразились на растущей популярности артиста. Его следующей работой стал фильм «Хроника пикирующего бомбардировщика», в которой он исполнил роль летчика по имени Евгений Соболевский. Эта картина принесла актеру всероссийскую известность. Таким образом, конец шестидесятых годов стал пиковым в карьере Даля как в кинематографе, так и в театре.
В «Современнике», куда он вернулся после длительного перерыва, ему доверили первую значительную роль — Васьки Пепла в пьесе «На дне».
В 1968—1969 годах Даль попал в поле зрения таких известных кинорежиссеров, как Надежда Кошеверова и Григорий Козинцев.
С первой он сотрудничал в фильме «Старая, старая сказка» по мотивам произведений Ганса Христиана Андерсена «Огниво», «Дорожный товарищ», «Свинопас» и «Ганс Чурбан». Козинцев ввел Даля в своего «Короля Лира» на роль шута, которая впоследствии стала одной из самых ярких в фильмографии актера. Эта лента, которая вышла на экраны в 1971 году, завоевала ряд международных премий на фестивалях в Чикаго, Милане и Тегеране.
Интересным проектом стало участие исполнителя в первой экранизации пьесы-сказки Евгения Шварца «Тень», где Далю достались сразу две роли: ученого Христиана-Теодора и его тени —Теодора-Христиана.
В скором времени актер переехал в Ленинград и вступил в труппу Ленинградского драмтеатра. В начале семидесятых в его копилку добавились еще несколько интересных киноролей.
В 1972 году актер приступил к работе над фильмом «Земля Санникова», в которой вскоре разочаровывается. По его мнению, из качественного материала сделали дешевое зрелище. После этой картины Даль более тщательно подходил к выбору ролей.
В 1973 году сбылась детская мечта — он воплотил на экране образ Печорина в картине «По страницам журнала Печорина».
Ближе к концу семидесятых Олег Иванович сбавил темп в кинематографе. Одной из последних работ в творчестве актера стал фильм «Отпуск в сентябре», который вышел в 1979 году. В то же время велись съемки экранизации повестей Роберта Стивенсона «Клуб самоубийц, или Приключения титулованной особы», где Даль блестяще справился с главной ролью принца Флоризеля. Картина появилась на экранах в 1981-м, в год, когда блистательного актера не стало.
Песни
Олег Иванович был многогранным артистом. Яркой стороной его натуры был певческий талант, который служил прекрасным украшением многих кинолент, где он снимался.
Несколько песен в его исполнении прозвучали в музыкальной картине «Старая, старая сказка». В полном неразберихи проекте «Земля Санникова» Даль спел «Есть только миг», но в фильм вошла версия, перезаписанная Олегом Анофриевым.
А вот песня «Купидон», прозвучавшая в комедии Леонида Гайдая «Не может быть!», ассоциируется только с голосом Олега Даля.
Трогательная композиция «Где он, этот день?» на стихи Роберта Рождественского и музыку Богдана Троцюка была исполнена актером в героическом фильме «Вариант „Омега“», основанном на реальной операции времен Второй мировой войны. Даль сыграл в нем разведчика Скорина.
К теме войны актер подходил особенно душевно. Он участвовал в передаче «Антология советской песни», вышедшей к 30-летию Победы в Великой Отечественной Войне, где спел «Эх, дороги».
Личная жизнь
Многие были влюблены в известного актера, но найти свою вторую половинку Далю не удавалось достаточно долго. Актер женился на актрисе Нине Дорошиной, затем он пытался устроить личную жизнь в браке с Татьяной Лавровой. Однако из-за тяжелого характера Олега Ивановича оба союза распались.
И вот на съемках «Короля Лира» Даль повстречал ту, которая наконец смогла его приручить. Судьбоносное знакомство состоялось 19 августа 1969 года.
Избранницей актера стала Лиза Эйхенбаум, которая была задействована в работе над картиной в качестве монтажера. Вскоре влюбленные поженились. Им удалось сохранить то чувство ранней влюбленности, которое придает особый шарм отношениям на протяжении долгих лет.
Олег Иванович очень гордился своей женой, а Елизавета всегда заботилась о муже. Она единственная сумела подобрать ключик к такому талантливому, но такому сложному человеку. В последние годы жизни актера Елизавета окружила супруга еще большей заботой.
Детей у актера не родилось ни в одном браке.
Смерть
У актера начались проблемы с алкоголем, которые он никак не решал. Кроме того, сказывались на здоровье актера и проблемы с сердцем, и участившиеся конфликты с режиссерами.
Олег Даль ушел из жизни в возрасте 39 лет во время командировки в Киеве. Его не стало 3 марта 1981 года в гостиничном номере. Причиной смерти назван сердечный приступ, который мог быть спровоцирован употреблением алкоголя, что отрицала вдова исполнителя. К тому же сам Олег Иванович за некоторое время до кончины говорил о том, что предчувствует смерть.
Артист был похоронен на Ваганьковском кладбище Москвы. На могиле Даля поставили строгий памятник, на котором расположилось портретное фото любимца публики.
Фильмография
- 1962 — «Мой младший брат»
- 1963 — «Человек, который сомневается»
- 1967 — «Женя, Женечка и "катюша"»
- 1967 — «Хроника пикирующего бомбардировщика»
- 1970 — «Король Лир»
- 1973 — «Земля Санникова»
- 1975 — «Не может быть!»
- 1975 — «Вариант "Омега"»
- 1977 — «Золотая мина»
- 1980 — «Незваный друг»
Интересные факты
- Настоящей фамилией отца актера была Жерко. Псевдонимом Даль он подписывал статьи, которые публиковались в газете «Гудок». Когда началась общая паспортизация населения страны, Иван Зиновьевич вписал в документ более звучную из двух фамилий.
- Олег Иванович был ведущим первых игр КВН.
- Артист близко дружил с Владимиром Высоцким. Кода тот умер, Даль сказал, что будет следующим, и, что поразительно, через год его пророчество сбылось.