Васька Пепел

Василий Пепел
О персонаже
Страна
Россия
Создатель
Деятельность
вор

История персонажа

Как и остальные персонажи пьесы Максима Горького «На дне», Васька Пепел оказывается в безвыходной ситуации. Это тяготит молодого вора, ведь душой он тянется к честной жизни.

Создание персонажа

Горький описал в драме жизнь босяков — на рубеже XIX–XX столетий в России появились тысячи представителей этой социальной прослойки. Но автору хватило наблюдений за такими людьми в одном Нижнем Новгороде. В итоге у большинства героев пьесы были реальные прототипы, в том числе и у Васьки Пепла.

В течение двух лет драматург работал над произведением, в котором рассказал о мире низов. Своих героев он относил к категории «бывших людей» — это различные бродяги, опустившиеся пролетарии, а также вчерашние интеллигенты, разорившиеся и разочаровавшиеся в жизни.

Биография Васьки Пепла из пьесы Горького «На дне»

Пепел — выходец из бедняков. Отец персонажа — вор, мать — домохозяйка. С малых лет на долю Васьки обрушились лишения и трудности. Мальчика не любили сверстники, он постоянно становился объектом насмешек и издевательств.

Подросший Васька Пепел пытается стать членом общества. Но из-за отсутствия образования и низкого статуса ему не удалось этого добиться. В результате парень следует примеру отца, не один год отсидевшего в тюрьмах за кражи.

В конце концов персонаж Горького теряет смысл жизни и попадает на дно общества. Пепел грязнет в пьянстве, забывает надежды на лучшее и заботы о завтрашнем дне. Как и остальные герои драмы, он испытывает муки от безвыходной ситуации.

Вор по профессии, Васька Пепел занимается кражами, а вещи сбывает хозяину бедняцкой ночлежки Костылеву, с чьей молодой женой имеет интимную связь.

Внешность и характер героя

Пеплу 28 лет. Горький описывает его как сильного молодого мужчину, дерзкого и буйного в нетрезвом состоянии. Ему уже дважды приходилось сидеть в тюремных застенках — и все по вине Костылева, который побаивается вора и мечтает упечь его в очередной раз.

Виктор Древицкий в роли Васьки Пепла в фильме «На дне» / Фото: Кино-Театр.РУ
Виктор Древицкий в роли Васьки Пепла в фильме «На дне» / Фото: Кино-Театр

При всей внешней суровости характеру Васьки присущи такие качества, как мягкость и доброта, великодушие и жизнерадостность. Поэтому, несмотря ни на что, в глубине его души еще теплится надежда на то, что судьба поменяется в лучшую сторону. Однако Пепел — человек слабовольный, это мешает ему окончательно порвать с темным прошлым и вырваться на свободу.

Как и ряд иных персонажей пьесы, Васька — положительный герой, но автор произведения рисует портрет заранее обреченного на трагизм человека.

Отношения Васьки Пепла с окружающими

В пьесе герой представлен мужчиной на социальном дне, отзывающимся о положении остальных жителей ночлежки с полным равнодушием. Ему и собственная участь безразлична. Вероятно, из-за этого он спутался с женой Костылева.

Связь с Василисой заставляет Ваську задержаться в ночлежке, но вскоре он понимает, что в этой женщине его увлекает исключительно внешность. В результате Пепел решается порвать отношения и говорит ей, что у той нет души. Это признание обнажает суть нутра персонажа — опустившийся вор все еще грезит о чем-то более значимом, нежели примитивные низменные потребности.

После расставания с надоевшей Василисой Пепел, не скрываясь от остальных обитателей ночлежки, принимается ухаживать за ее сестрой. При этом речи о любви к Наташе не идет — он относится к девушке с жалостью и не помышляет о построении с ней истинного счастья. Впрочем, это чувство взаимно.

Атмосфера в ночлежке меняется с появлением 60-летнего странника, считающего ложь спасением. Поначалу Васька Пепел отнесся к утешению Луки, как и остальные босяки, с настороженностью и неприкрытым цинизмом. Он не желает выслушивать его «сказки», но затем все меняется.

Услышав от Луки притчу о праведной земле, вор вдруг чувствует в себе силы для исправления ошибок прошлого. С этого момента Васька Пепел мечтает о лучшей участи, внимает рассказам странника о прекрасной Сибири и задумывает перебраться туда вместе с Наташей.

Но после ухода Луки все происходит не так, как прочил странник. Васька случайно убивает хозяина ночлежки, тем самым определив свою дальнейшую судьбу. Теперь ему одна дорога — в ярко описанную словоохотливым стариком Сибирь, только в качестве каторжника и уже без Наташи.

Символ эпохи

В пьесе «На дне» русский драматург описал судьбы на грани выживания. Васька Пепел относится к символическим героям, на примере биографии которого Горький показал участь тысяч людей той эпохи.

Пепел превратился в пример того, как человек оказывается на дне из-за социального неравенства и собственной нравственной промашки. Таких обездоленных людей Алексей Максимович обрисовал, чтобы указать на полное отсутствие должного развития общества.

Читатель испытывает к таким героям, как Васька, одновременно сострадание и симпатию. Но главное, при вдумчивом ознакомлении с произведением задумывается о том, что каждый имеет право на получение образования и самореализацию. Не зря Максима Горького называют главным пролетарским писателем.

Пепел на экране

С момента публикации пьесы состоялась масса театральных постановок произведения, а также создано свыше 10 экранизаций. Впервые к драме Горького обратились венгры, сняв по ее мотивам в 1917 году картину «Каталина Радмирова».

В последующие годы на экраны вышел еще ряд киноработ. В СССР к произведению обращались 4 раза, при этом дважды зрителю предлагали фильмы-спектакли. В России «На дне» экранизировал режиссер Владимир Котт — в 2014-м появилась картина с адаптированным под современность сюжетом.

Олег Васильков в роли Васьки Пепла в фильме «На дне» / Фото: Вокруг ТВ
Олег Васильков в роли Васьки Пепла в фильме «На дне» / Фото: Вокруг ТВ

К ярчайшим киновоплощениям драмы относится шедевр Акиры Куросавы. Режиссер предложил собственную версию пьесы русского классика. В фильме 1956 года сохранен авторский сюжет и персонажи, только действие перенесено в Японию эпохи Эдо.

Тосиро Мифунэ в роли Сутэкити в фильме «На дне» / Фото: Кинориум
Тосиро Мифунэ в роли Сутэкити в фильме «На дне» / Фото: Кинориум

Интересные факты

  • Сохранив, по сути, в точности текст Горького, Акира Куросава ушел от примитивного воспроизведения имен героев и русских характеров, вместо этого показал самобытное японское дно. Гениальный режиссер попал в точку, иначе получился бы не мировой киношедевр, а жалкая пародия.
  • Роль Сутэкити — параллели горьковскому Пеплу — досталась соратнику режиссера, актеру Тосиро Мифунэ. Эффект от его игры неописуем: с одной стороны, показанное до боли знакомо российскому зрителю, с другой — смотрится непривычно. Но и японский Васька и остальные жители бедняцкой обители все так же вызывают жалость и сострадание.
  • После создания пьесы миновало свыше 100 лет, мир стал иным. Тем более удивительно, что драма по сей день не утратила актуальности. Постановки по творению Горького продолжают собирать полные залы.

Цитаты персонажа

Максим Горький вложил в уста Пепла ряд глубокомысленных выражений, превратившихся со временем в популярные цитаты. Васька обладает своим жизненным опытом, пусть и специфическим. Это позволяет ему рассуждать о взаимоотношениях.

Ежели людей по работе ценить, тогда лошадь лучше всякого человека.

О представительницах слабого пола он говорит:

В женщине душа должна быть...

Думая о человеческой сущности, Пепел заявляет:

На ноги, вместо сапогов, не наденешь ни чести, ни совести.

Характеристика такого героя, как Васька Пепел, помогает понять замысел Горького: даже под маской бесчестного босяка и вора может ютиться добрая чистая душа и пылкое сердце.