Михаил Костылев

Михаил Иванович Костылев
О персонаже
Страна
Россия
Создатель
Деятельность
хозяин ночлежки
Семейное положение

История персонажа

Михаил Костылёв – персонаж пьесы «На дне», написанной Максимом Горьким. Он владелец ночлежного дома, в котором разворачивается действие.

Создание персонажа

Автор очень хотел показать людям жизнь обитателей Бугровского приюта для бездомных, находившегося в Нижнем Новгороде. Выбор неслучаен. Максим Горький и его мать после разорения семьи иногда находили приют в ночлежке Бугрова.

Возможно, прототипами героев пьесы оказались реальные люди, и Горький увековечил воспоминания о них. В этом случае произведение рассматривали бы как памятный альбом с фотографиями или мемориал. Критики отмечали, что Горького не особенно занимала драматургия пьесы (тема, сюжет и его развитие). Все внимание он уделил характеристикам колоритных персонажей.

Но сам писатель нигде не упоминал о прототипах. Поэтому его герои также могут быть обобщенными образами: типичный хозяин ночлежки, нищий, вор. В этом случае драматург выступает в роли социального художника, который применяет при создании портретов слова вместо красок.

Владелец ночлежки в пьесе – Михаил Иванович Костылев. В жизни Бугровский приют создал Николай Александрович Бугров, лидер старообрядческой общины города. Строительство начал его отец, но открылся ночлежный дом уже при Николае.

Биография Михаила Костылева из пьесы Максима Горького «На дне»

О биографии персонажа известно не так много:

  • возраст – 54 года; эта информация указана рядом с именем в списке действующих лиц пьесы; некоторые жильцы, обращаясь к Костылеву используют слово «старик»;
  • семейное положение – женат; его супруга, 26-летняя Василиса, бегает в ночлежку к любовнику Ваське Пеплу;
  • социальное положение – мещанин (предположительно);
  • род занятий – арендодатель, владелец ночлежки.
Георгий Бурджалов в роли Михаила Костылева в пьесе «На дне» / Фото: Национальный музей Республики Татарстан
Георгий Бурджалов в роли Михаила Костылева в пьесе «На дне» / Фото: Национальный музей Республики Татарстан

Других сведений автор не приводит. Очевидно, что Василиса не первая жена (ей 26), но неизвестно, что случилось с предыдущей и были ли в браке дети. Также нет упоминаний, какое образование получил Костылев и занимался ли он еще чем-то, кроме содержания ночлежек.

Зритель видит хозяина ночлежки в двух эпизодах:

  1. Он приходит в приют в поисках изменщицы-жены, но делает вид, что собирает долги. Из диалога с Васькой становится известно, что Костылев также скупает краденое и в прошлый раз выкупил у вора украденные часы, но заплатил ему только треть суммы.
  2. Костылев выходит из дома и застает признающихся в любви Наташу (сестру Василисы) и Ваську, после чего ругает девушку. Ругань продолжается в доме. Слышны крики, звон бьющейся посуды, после чего Костылев с криками гонится за Васькой. Убегает «за угол», а затем слышится крик: «Убили!»

Внешность и характер Михаила Костылева

Автор не приводит описание внешности героя, сосредотачиваясь на личности. Черты характера и отношение к людям сообщаются через диалоги между Васькой и Василисой, самим Костылевым и постояльцами.

Так читатель узнает, что:

  1. Костылев не законопослушный гражданин. Он наводчик, указывающий вору место, где лежит то, что следует украсть. Он же становится скупщиком и перепродавцом краденого.
  2. Васька дважды сидел из-за Костылева. Т. е. жадность в его характере превалирует над безопасностью участников кражи, и спасает его от тюрьмы только брат, работающий в полиции.
  3. Михаил Иванович несчастлив в браке. Подозревает жену в изменах (небезосновательно). Василиса не любит мужа, называет его вцепившимся в нее клещом и говорит, что он «яд для всех».
  4. Он часто ссорится с Василисой и ее младшей сестрой Наташей, которую использует как домработницу. Оскорбляет женщин и может избить.
  5. Во всем ищет выгоду. «Издохнешь скоро, а все о полтинниках думаешь», – говорит постоялец Клещ.
  6. Он скряга. Договаривается, что принимает у Васьки часы за 10 рублей, но дает только 3, а 7 – задерживает.

Отношения Костылева с другими персонажами

Никто из жильцов ночлежки и домашних не говорит о Михаиле Костылеве ничего хорошего. «Кто тебя – кроме черта – любит?» – задает риторический вопрос постоялец Сатин. Когда хозяин приюта погибает, никто не жалеет о его смерти.

Символизм персонажа

Если персонаж не промышленник Бугров, то он символизирует жадного ростовщика. Мещанина, единственный источник дохода которого – нажива на других. Поскольку обитатели ночлежек – нищие и бедняки, то у них часто нет денег на пропитание и одежду. Поэтому его способ заработка отвратителен читателю.

Первым жадного персонажа начал использовать в своих комедиях венецианец Карло Гольдони. Это сценическое амплуа он назвал Панталоне, что означало «старый дурак». Панталоне не упускал выгоды от каждой сделки, с которой сталкивался, и волочился за главной героиней. В пьесе алчный старец требовался для создания комических ситуаций.

Максим Горький не изобретал «специальных персонажей». Хозяин ночлежки должен быть в жизни, и поэтому он оказывается в социальном портрете, нарисованном автором. Пьеса становится первым крупным успехом Горького и визиткой соцреализма.

Михаил Костылев на экране

В СССР пьесу экранизировали 4 раза: в 1952-м, 1972-м, дважды в 1987-м. Первые две – это телеспектакли, сыгранные труппой МХАТа и театра «Современник». В 1987 году студии «Мосфильм» и «Ереван» сняли полноценные фильмы. Костылева в мосфильмовской картине, получившей название «Без солнца», сыграл Анатолий Кузнецов.

Пьеса также экранизировалась за рубежом. В 1936 году французский режиссер Жан Ренуар снял первый из зарубежных фильмов. На роль Васьки Ренуар пригласил Жана Габена, а Костылева сыграл Владимир Соколов. Другие режиссеры снимали фильмы по мотивам. Так, в 1946-м пьесу экранизировали в Индии под названием «Нича Нагар». Режиссер – Четан Ананд. Фильм получил Гран-при Каннского кинофестиваля 1946 года.

Также произведение экранизировали в Китае и Японии. Режиссер Акира Куросава не смог пройти мимо «своей» тематики – жизнь и смерть низов общества. Но он тоже создал фильм по мотивам. В бедном районе города, в ночлежке, собираются вор, бывший актер, торговец, бывший самурай. Вскоре туда приходит паломник, чьи рассказы вдохновляют жильцов. Вор Сутэкити любит сестру хозяина приюта и хочет уйти вместе с ней, но хозяйка говорит, что даст согласие на уход девушки только в том случае, если Сутэкити убьет ее мужа. Однако супруга она убивает сама, обвиняя вора. Единственный, кто может оправдать парня, – паломник, но он уже ушел. Роль хозяина ночлежки исполнял актер Гандзиро Накамура.

Рокубэй (Гандзиро Накамура), Осуги (Исудзу Ямада) и Сутэкити (Тосиро Мифунэ) в фильме «На дне» / Фото: Кинориум
Рокубэй (Гандзиро Накамура), Осуги (Исудзу Ямада) и Сутэкити (Тосиро Мифунэ) в фильме «На дне» / Фото: Кинориум

Интересные факты

Если в Костылеве есть черты Николая Бугрова, то подтвердить или опровергнуть это сегодня невозможно. Но сам Бугров считался в Нижнем Новгороде меценатом и благодетелем.

О нем известны следующие факты:

  • отдавал на благотворительность до 50% дохода;
  • ввел на своих предприятиях вальцовый способ помола, что увеличило производство муки на 20%;
  • был другом промышленника и мецената Саввы Морозова;
  • создал первый в России санаторий для своих работников.

Ночлежку Бугров построил в дар городу. Чтобы не создавать нагрузку на городской бюджет, он купил еще одно здание и организовал там складские помещения. Их сдавали в аренду, а доходы от пользования тратили на содержание ночлежного дома. В благодарность за все сделанное промышленником городские власти сделали его почетным гражданином Нижнего Новгорода.

Написав пьесу, Горький долго не знал, как ее назвать. Сначала написал на рукописи «Без солнца», потом исправил название на «Ночлежка», потом – «Дно». Вариант «На дне» использовал Константин Станиславский при подготовке первой театральной постановки.

Цитаты персонажа

Изображая жадного человека, автор дает интересные цитаты через высказывания других людей, а не самого Костылева. Так, старец Лука говорит, что если даже хозяину ночлежки явится Господь и повелит тому стать человеком, то все равно толку не будет:

«Как ты есть – так и останешься».

Также интересен критерий хорошего человека по Костылеву. Это тот, у кого есть паспорт. Он так и говорит:

«Все хорошие люди пачпорта имеют».