Биография
Карло Гольдони — итальянский драматург и комедиограф. Произведения автора написаны как образцы commedia dell'arte. В числе его заслуг — преобразование традиционного жанра комедии масок. Библиография мужчины состоит из пьес, сказок и либретто, а также мемуаров, по которым потомкам удалось восстановить хронологию событий в жизни литератора.
Детство и юность
Карло Гольдони — уроженец Венеции. Он родился 25 февраля 1707 года. Ударение в фамилии писателя ставится на второй слог. Гольдони рос в образованной семье. Его дед работал юристом и был обеспеченным человеком, а отец реализовался как врач. В семье любили театр, искусство и не ограничивали творческие порывы. Это способствовало развитию фантазии Карло. Мальчик увлекался чтением книг, которые находил в домашней библиотеке, и даже пробовал самостоятельно писать небольшие пьесы.
Юношу определили на учебу в одну из городских школ. Затем он получил образование в иезуитской коллегии в Перудже и Римини, а впоследствии с 1723 по 1731 год обучался в Павии и Модене. Защитив диссертацию по юридическому профилю, Карло получил докторскую степень и начал карьеру адвоката.
Работа не мешала венецианцу мечтать о театре. В свободное время он поглощал одну за другой античные трагедии и комедии, произведения Мольера; часто бывал на спектаклях, которые представляли бродячие актеры.
Личная жизнь
В биографии Карло Гольдони большое внимание уделяется его персоне и практически ни слова не говорится о супруге, которая составила счастье венецианца в личной жизни.
В молодости, путешествуя из одного города в другой, комедиограф был достаточно ветреным молодым человеком. Однажды в Генуе он увидел красовавшийся в окне силуэт привлекательной девушки. Легкий поклон, которым обменялись юные люди, положил начало романтической связи, переросшей в законный брак. Супруга поддерживала Карло во всех начинаниях и мотивировала к началу адвокатской деятельности, ведь семья требовала содержания.
Поселившись с женой в Пизе, Гольдони подумывал о том, чтобы расстаться с театром, но именно в этот момент ему предложили выгодный контракт, положивший начало театральной карьере итальянца.
Творчество
Поначалу Карло писал пьесы для городских театров и пробовал себя на сцене в качестве актера. Тогда на подмостках могли появляться только мужчины, поэтому в комедии «Сестрица дон Пилоне» Гольдони досталась роль главной героини.
В 1734 году комедиограф познакомился с трупой Имера и стал ее штатным драматургом. Вместе с артистами литератор приехал в Венецию, где его произведения ставили на сцене Театра Сан-Самуэле. Сотворчество продолжалось с 1734 по 1743 год. Постановки по пьесам Гольдони пользовались оглушительным успехом. Нащупывая творческий стиль, автор пробовал писать в разных жанрах. К этому периоду относится создание пьес «Расточитель», «Банкрот», «Отменная женщина».
С 1748 по 1753 год Карло был увлечен разработкой театральной реформы, которая распространялась на тексты пьес и формат их воспроизведения актерами. Изучая драматургию в молодости, Гольдони был уверен, что итальянской литературе требуется новое веяние, которое в своей основе имело бы национальные традиции.
Вдохновившись сочинением Николо Макиавелли «Мандрагора», он решил внести в свое творчество сюжеты, основанные на столкновении характеров. Новый тип комедии предполагал реалистичность действия. Маски привычной commedia dell'arte уступали место персонажам.
Важным нововведением со стороны Гольдони стало закрепление литературного текста там, где раньше властвовала импровизация. Теперь, воплощая героев на сцене, актеры должны были придерживаться заранее прописанного сюжета и реплик. Из привычного фарса выросла благородная и содержательная комедия с воспитательной подоплекой. Постепенно из произведений пропадали маски, хотя привычные Арлекин, Коломбина, Бригелла, Панталоне и влюбленные оставались неизменными. Автор подарил им индивидуальные черты.
Отстранившись от буффонады и трюкачества, Гольдони вынес на первый план психологизм, юмор и художественное содержание произведений. Реализм актерской игры утверждался на сцене благодаря творческой манере венецианца. Реформа автора оказалась созвучна Италии XVIII века, переживавшей эпоху обновления. К этому периоду относятся пьесы «Слуга двух господ», «Трактирщица», «Феодал», «Памела в девушках» и «Хитрая вдова».
Завершив плодотворное сотрудничество с труппой Медебака, Гольдони начал работать на труппу братьев Вендрамин и к 1753 году обосновался в венецианском Театре Сан-Лука. Написав несколько трагикомических произведений с условными сюжетами, Карло вернулся к более привычному формату работы и создал пьесы «Самодуры», «Забавный случай» и «Кьоджинские перепалки». В них появилась критика буржуазии, демонстрация социальных явлений и протест против аристократии.
Будучи демократом, Карло Гольдони выступал за права народа, чем вызывал недовольство власть имущих. В числе его оппонентов оказался сказочник Карло Гоцци, который выступал защитником традиционной commedia dell'arte. Будучи невероятно успешным, Гоцци постепенно затмевал Гольдони, который принял решение покинуть родину. Обосновавшись в Париже, литератор работал в Итальянском театре.
В Париже писатель преподавал итальянский язык и продолжил пополнять библиографию. К этому периоду творчества относится сочинение «Ворчун-благодетель». Это произведение уступало предшествующим. В 1787 году автор опубликовал «Мемуары», изданные на французском.
Главным достоинством творений Гольдони является сценичность. Его пьесы написаны специально для постановки в театре, чьи законы Карло знал не понаслышке. На подмостках он выступал и драматургом, и режиссером. Творчество литератора ценили представители французского просвещения Дени Дидро и Вольтер, просветители Иоганн Гете и Готхольд Лессинг.
Смерть
В 1793 году Национальный конвент назначил комедиографу пенсию, но революция отменила это решение. После кончины писателя денежное вознаграждение получала его вдова. Карло Гольдони скончался 6 февраля 1793-го в преклонном возрасте. Причиной смерти стали сопутствующие заболевания.
Точное расположение могилы литератора неизвестно, но в родной Венеции в его честь установлен памятник, а портрет комедиографа красуется на страницах школьных и институтских учебников. Цитаты, афоризмы, фразы и сюжеты из его сочинений до сих пор используются в кинематографе и среди любителей классического театра.
Библиография
- 1734 – «Гризельда»
- 1743 – «Храбрая женщина»
- 1745 – «Слуга двух господ»
- 1748 – «Хитрая вдова»
- 1749 – «Честная девушка»
- 1751 – «Трактирщица»
- 1752 – «Феодал»
- 1754 – «Самозванец»
- 1762 – «Кьоджинские перепалки»
- 1760 – «Ворчун-благодетель»
- 1787 – «Мемуары»
Интересные факты
- Театроведы небезосновательно прозвали венецианца «итальянским Мольером». Карло Гольдони преклонялся перед талантом французского автора. Творчество литератора не уступало мастерству кумира и олицетворяло развитие комедии, освобождавшейся от влияния классицизма.
- С 1750 по 1751 год Гольдони выпустил 16 пьес, которые оказались успешны у публики. Нагрузка сказалась на самочувствии мужчины и выразилась в заболевании нервной системы, сопровождавшем его до конца дней.
- В России первые переводы пьес литератора появились при жизни автора. Интересный факт: из числа драматургов к творчеству коллеги расположенность питали Александр Островский и Александр Сухово-Кобылин.
- В советские годы к творчеству итальянца обратились театральные постановщики, а в связи со становлением театроведческой науки на его примере изучали commedia dell'arte. Фильм «Труффальдино из Бергамо» Владимира Воробьева с участием Константина Райкина стал самой знаменитой экранизацией пьесы «Слуга двух господ».