История персонажа
Коломбина – любопытный персонаж итальянской комедии масок, чья история уходит корнями в шестнадцатое столетие. Она сочетает аутентичные традиции и культурные коды, а также является отражением ремесел и нравов.
Актеры, задействованные в импровизационных представлениях, носили маску, поэтому лицо исполнительниц роли Коломбины было закрыто. За каждым образом скрывался конкретный актер, исполнявший одну и ту же роль на протяжение карьеры. Маски изготавливались по персональным слепкам и использовались по несколько лет.
История создания
Итальянская комедия дель арте представляет собой импровизационный жанр, традиция которого зародилась в далекие 1600-ые. Она до сих пор привлекает театроведов и простых зрителей, приходящих в театр, чтобы отдохнуть душой.
Артисты собирались в странствующие труппы и выступали на уличных сценах, продолжая традицию площадного театра. Аудиторию развлекали акробатическими этюдами, комическими зарисовками и основным представлением. Сюжет не имел четкого строения. Существовал лейтмотив, на который нанизывались актерские выступления.
Репертуар комедии дель арте строился на бытовых сценках, соседствующих с любовными коллизиями. Авторы высмеивали пороки общества, дублировали сюжеты античных произведений, ориентировались на происходящие городские события, сплетни и легенды. Диалоги варьировались, а действие менялось в зависимости от реакции публики.
Чтобы зрителям было проще различать персонажей, их характер описывали с помощью гротескных очертаний одежды, обуви и масок. Женские роли распределялись между мужчинами. Они надевали дамское платье и парики, породив определение травести.
Итальянская комедия масок стала прародителем пантомимы, мультипликационных сюжетов, ситкомов и стендапа. Шаблоны, используемые в драматургии и исполнительском искусстве, актуальны и в наши дни.
Образом, используемым в современных кинематографических и литературных произведениях, стала Коломбина. Значение имени этого персонажа – «голубка». Характер итальянской комедиантки воплощался при использовании маски, которая прикрывала только глаза. Легенда гласит, что одна прекрасная актриса отказывалась скрывать свою красоту и стала основоположницей нового формата маски.
Платье персонажа напоминает одежду Арлекина, из-за чего девушку нередко зовут Арлеккина. Одежда из заплат, яркий вызывающий макияж и тамбурин являлись неотъемлемыми атрибутами Коломбины. Она выступала в роли провинциальной служанки, за которой ухаживал Панталоне, единственный из всех героев отличавшийся наличием интеллекта.
Ловкая манипуляторша, Коломбина подговаривала Арлекина на проделки, подстраивала заговоры против Панталоне и становилась творцом судьбы своей влюбленной хозяйки. Натура Коломбины не вульгарна. Девушка, способная на интриги, участвовала в запутанных перипетиях действия.
Маске Коломбины в различных произведениях присваивают разные имена. Девушка становилась Мирандолиной, Смеральдиной, Франческиной. Кокетничая с мужчинами, она не забывала о проницательности и смекалке. Девушка отличалась аккуратностью и располагала готовыми решениями на любой случай жизни.
Коломбина являла собой типаж, называемый субретка. В традиционных комических представлениях субретка отличается бойким и задорным характером, остроумием и находчивостью. Ярким представителем этого типажа является Сюзанна, героиня произведения Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро», или Дарина из пьесы Мольера «Тартюф».
Коломбина в культуре
Образ Коломбины популярен в искусстве. Александр Блок посвятил ей стихотворение «Двойник». Героиня была упомянута Блоком и в поэме «Балаганчик». Вместе с Пьеро Коломбина стала основным действующим лицом произведения.
В характерном облике иллюстраторы Дворникова и Шемякин запечатлели героев на страницах книг. В сказке Толстого про деревянного мальчика Буратино персонаж Коломбины присутствовал, но был модифицирован в недотрогу и аккуратистку Мальвину. Борис Акунин (внесен Росфинмониторингом в перечень террористов и экстремистов) упоминал типаж девушки в книге «Любовница смерти».
Художники разных эпох вдохновлялись обликом Коломбины, характером и взаимоотношениями героини с другими представителями комедии дель арте. Эдгар Дега, Жан-Леон Жером, Константин Сомов, Александр Бенуа и другие живописцы изображали маски на своих полотнах, развивая тему влюбленности Пьеро в Коломбину и романтическое увлечение девушки Арлекином.
Сегодня имя маски популярно в театральной среде. Памятуя о происхождении этого героя, режиссеры используют популярный образ в постановках. Яркий облик Коломбины актуален для рекламы. Ее именем называют театральные студии, танцевальные кружки и другие организации, специализирующиеся на развитии творческих способностей. Необычное итальянское слово благозвучностью привлекает маркетологов, заинтересованных в том, чтобы эстетика сопровождала имидж компании.
Экранизации
Образ Коломбины со временем модифицировался и стал скорее номинальным. В кинематографе звучное имя используют для амбициозных и артистичных героинь. В 2002 году режиссер Майкл Мур снял фильм «Боулинг для Коломбины».
Люк Бессон стал продюсером ленты под названием «Коломбиана». Картина вышла на большие экраны в 2011 году. Главную роль сыграла Зои Салдана.
Историки и искусствоведы участвуют в художественных и документальных проектах, посвященных исследованию театральных жанров и направлений. В этом ракурсе образ Коломбины значим и привлекателен.