Александр Блок

Aleksandr Blok
О знаменитости
Дата рождения
Возраст
40 лет
Дата смерти
7 августа 1921 г.
Рост
175
Семейное положение
был женат
Соцсети
    4,2 / 5 (134 голоса)

    Биография

    Александра Блока относят к самым ярким представителям поэзии Серебряного века. В литературе автор известен как символист, берущий вдохновение в идеях русских философов. Темы стихотворений поэта затрагивают разные стороны человеческой жизни, но преобладающей в его творчестве выступает любовная лирика. Также он выступал как писатель, драматург, публицист.

    Детство и юность

    Александр Александрович Блок родился в Санкт-Петербурге 28 ноября 1880 года. Его отцом стал Александр Львович Блок, имевший немецкие национальные корни, трудившийся в качестве профессора в Варшавском университете, а матерью – переводчица Александра Андреевна Бекетова, отец которой выступал ректором Санкт-Петербургского университета.

    За первого супруга мать будущего поэта вышла еще в 18-летнем возрасте и вскоре после рождения мальчика решила разорвать связи с нелюбимым мужем. Впоследствии родители поэта практически не общались между собой.

    В те времена разводы оказывались редкостью и порицались обществом, однако в 1889 году самодостаточная и целеустремленная Александра Блок добилась того, чтобы Святейший правительствующий синод официально расторг ее брак с Александром Львовичем. Вскоре после этого дочь прославленного русского ботаника снова вышла замуж уже по настоящей любви – за офицера гвардии Кублицкого-Пиоттуха.

    Менять фамилию сына на собственную или на замысловатую фамилию отчима Александра Андреевна не стала, и будущий поэт остался Блоком. Детские годы Саша провел в доме деда. Летом он надолго уезжал в Шахматово и через всю жизнь пронес теплые воспоминания о проведенном там времени. Притом жил Александр Блок вместе с мамой и ее новым мужем на окраине Санкт-Петербурга.

    Между будущим поэтом и матерью существовала непостижимая духовная связь. Дама открыла сыну сначала сказки, а затем и произведения Шарля Бодлера, Поля Верлена, Афанасия Фета и других прославленных авторов. Александра Андреевна и юный наследник вместе изучали новые веяния в философии и поэзии, вели увлеченные беседы касательно последних новостей политики и культуры. Впоследствии матери Александр Блок в первую очередь читал собственные произведения и именно у нее искал утешения, понимания и поддержки.

    В 1889 году мальчик начал обучаться во Введенской гимназии. В 1898 году Александр завершил обучение в гимназии и сдал вступительные экзамены в Петербургский университет, избрав для своей карьеры юриспруденцию. Спустя три года после этого все же перевелся на историко-филологическое отделение, выбрав для себя славяно-русское направление.

    Обучение в университете поэт завершил в 1906 году, получив высшее образование. В юности он познакомился с Алексеем Ремизовым, Сергеем Городецким, а также сдружился с Сергеем Соловьевым, который приходился ему троюродным братом.

    Начало творчества

    Семья Блока, особенно по материнской линии, продолжала высококультурный род, что не могло не сказаться на Александре. С юных лет поэт читал многочисленные книги, посещал театральный кружок в Санкт-Петербурге, а также пробовал свои силы в стихотворном творчестве. Первые незамысловатые произведения мальчик написал еще в пятилетнем возрасте, а, будучи подростком, в компании братьев увлеченно занимался написанием рукописного журнала.

    Говорить о полноценной творческой карьере Блока можно начиная с 1900–1901 годов. В то время Александр Александрович стал еще более преданным почитателем творчества Афанасия Фета, а также лирики Владимира Соловьева и даже учения Платона. Кроме того, судьба свела его с Дмитрием Мережковским и Зинаидой Гиппиус, в журнале которых под названием «Новый путь» Блок делал свои первые шаги в качестве поэта и критика.

    На раннем этапе своего творческого развития Александр Александрович понял, что близким ему по душе направлением в литературе является символизм. Это движение, пронзившее все разновидности культуры, отличалось новаторством, стремлением к экспериментам, любовью к загадочности и недосказанности.

    В Санкт-Петербурге близкими ему по духу символистами были упомянутые выше Гиппиус и Мережковский, а в Москве – Валерий Брюсов. Примечательно, что примерно тогда, когда Блок начал публиковаться в петербургском «Новом пути», его произведения стал печатать и московский альманах под названием «Северные цветы».

    Особенное место в сердце Александра Блока занимал кружок молодых почитателей и последователей Владимира Соловьева, организованный в Москве. Роль своеобразного руководителя этого кружка взял на себя Андрей Белый, в то время – начинающий прозаик и поэт. Андрей стал близким другом Александра Александровича, а члены литературного кружка – одними из самых преданных и восторженных поклонников его творчества.

    В 1903 году в альманахе «Северные цветы» был напечатан цикл произведений Блока под названием «Стихи о Прекрасной Даме». Тогда же три стиха молодого сочинителя были включены в сборник произведений воспитанников Императорского Санкт-Петербургского университета. В своем первом известном цикле Блок преподносит женщину как природный источник света и чистоты и поднимает вопрос о том, насколько настоящее любовное чувство сближает отдельную личность с мировым целым. В 1904 году свет увидело стихотворение «Колыбельная песня».

    Революция 1905–1907 годов

    Революционные события в России стали для Александра Александровича олицетворением стихийной, неупорядоченной природы бытия и достаточно существенно повлияли на его творческие взгляды. Прекрасную Даму в его мыслях и стихах заменили образы вьюги, метели и бродяжничества, смелые и неоднозначные Фаина, Снежная Маска и Незнакомка. Образцовыми для этого периода стали произведения «Девушка пела в церковном хоре», «Русь». Стихи о любви практически отошли на второй план.

    Драматургия и взаимодействие с театром в это время также увлекали поэта. Первая пьеса, написанная Александром Александровичем, получила название «Балаганчик» и была составлена Всеволодом Мейерхольдом в театре Веры Комиссаржевской в 1906 году.

    В конце 1900-х годов главной темой работ Блока стала проблема соотношения народа и интеллигенции в отечественном социуме. В стихах этого периода можно проследить яркий кризис индивидуализма и попытки определить место творца в условиях реального мира. При этом Александр Александрович ассоциировал Родину с образом любимой жены, из-за чего его патриотические стихи приобретали особую индивидуальность.

    Отказ от символизма

    1909 год оказался сложным для писателя: в этот год скончался отец поэта, с которым Блок поддерживал теплые отношения. Тем не менее внушительное наследство, которое Александр Блок-старший оставил сыну, позволило тому забыть о финансовых трудностях и сосредоточиться на творческих проектах.

    В том же году поэт побывал в Италии, и заграничная атмосфера еще больше подтолкнула его к переоценке сложившихся ранее ценностей. Об этой внутренней борьбе рассказывает цикл «Итальянские стихи», а также прозаические очерки из сборника «Молнии искусства». В конце концов Блок пришел к выводу о том, что символизм, как школа со строго обозначенными правилами, для него исчерпал себя, и отныне он испытывает необходимость в самоуглублении и «духовной диете».

    Сосредоточившись на больших литературных трудах, Александр Александрович постепенно стал меньше времени уделять публицистической работе и появлению на разноплановых мероприятиях, которые были в ходу у поэтической богемы тех времен. В это время на свет появилось ставшее в дальнейшем хрестоматийным сочинение «О доблестях, о подвигах, о славе». Также в 1908 году Блок написал «На поле Куликовом». В 1910 году автор начал сочинять эпическую поэму под названием «Возмездие», закончить которую ему было не суждено.

    В период с 1912 по 1913 год Александр Александрович написал пьесу «Роза и Крест». А в 1911 году Блок, взяв за основу пять книг с поэзией, составил собрание сочинений в трех томах, которое несколько раз переиздавалось. В 1914 году поэт создал знаменитое творение «Я – Гамлет».

    Октябрьская революция

    Советская власть не вызывала у Александра Блока такого негативного отношения, как у многих поэтов Серебряного века. В то время, когда Анна Ахматова, Михаил Пришвин, Зинаида Гиппиус, Юлий Айхенвальд, Дмитрий Мережковский вовсю критиковали пришедших к власти большевиков, Блок согласился сотрудничать с новым государственным руководством.

    Имя поэта, который к тому времени был достаточно хорошо известен публике, активно использовалось властями в своих целях. Помимо прочего, Александра Александровича постоянно назначали на неинтересные ему должности в различных комиссиях и учреждениях.

    Именно в тот период было написано стихотворение «Скифы» и знаменитая поэма «Двенадцать». Последний образ – Иисус Христос, который оказался во главе шествия из двенадцати солдат Красной Армии, – вызвал настоящий резонанс в литературном мире. Хотя сейчас это произведение считается одним из лучших творений времен Серебряного века русской поэзии, большинство современников Блока высказывались о поэме, особенно об образе Христа, в крайне негативном ключе.

    Личная жизнь

    Личная жизнь заняла особую страницу в биографии поэта. В 16 лет, на отдыхе в городе Бад-Наухайме, Блок беззаветно влюбился в Ксению Садовскую, которой на тот момент было 37 лет. По некоторым предположениям, именно она стала первой возлюбленной поэта не только в платоническом, но и в плотском смысле. Как бы то ни было, очаровательная дама, ее образ, запечатленный в памяти Александра, впоследствии стали для него вдохновением при написании многих произведений.

    Через год в сердце юного поэта вспыхнула новая любовь – на этот раз к 16-летней соседке по загородному имению Любови Менделеевой. Подростки были знакомы с детства – дед Блока, ученый-ботаник Андрей Бекетов и отец Любы, Дмитрий Менделеев, были давними друзьями. В то лето Александр и дочь великого химика участвовали в дачной театральной постановке.

    Любовь исполняла роль Офелии, поэт предстал на сцене в образе Гамлета. Возможно, тогда зародилось первое неясное чувство, получившее развитие уже в Петербурге, где молодые люди волею судьбы вновь встретились в 1901 году. Блок начал посвящать возлюбленной стихотворения, называть Прекрасной Дамой, Таинственной Девой, Вечной Женой.

    А вскоре сделал Менделеевой предложение. Семья девушки восприняла это событие благосклонно. Весной 1903 года пара обручилась, а летом прошло венчание молодых в церкви, расположенной в селе Тараканово. Вскоре новобрачная столкнулась с неприятным открытием: ее молодой супруг заявил, что физическая близость разрушит их священный союз. В течение нескольких лет, придерживаясь этой философии, Александр не касался супруги, однако же не отказывал себе в удовольствии встречаться с падшими женщинами.

    Близость между супругами произошла позднее, но оставила холодными и ту, и другую стороны. В первые годы брака Прекрасная Дама старалась хранить верность мужу, однако любви требовала не только душа, но и тело. Ее первым поклонником стал популярный поэт-символист Андрей Белый (Борис Бугаев), отношения с которым продлились до 1907 года.

    У Александра тем временем зарождались новые чувственные отношения – с актрисой Натальей Волоховой, позже – с Любовью Дельмас. При этом писатель продолжал считать супругу единственной в жизни любимой женщиной. Жена автора тоже стала заводить романы, в которых признавалась мужу, подчеркивая, что он для нее – неповторимый.

    В 1908 году Менделеева забеременела от актера Константина Давидовского, которого в воспоминаниях называла «паж Дагоберт». Блок же, не способный иметь детей из-за перенесенного сифилиса, сказал, что будет растить ребенка. Родившийся младенец умер вскоре после появления на свет. Несмотря на многочисленные измены, супруги тем не менее оставались привязанными друг к другу до самой смерти Александра.

    Долгие годы союз поэта и его Прекрасной Дамы восхищал представителей русской литературы того времени. В глазах творческой богемы Любовь являлась образцом чистоты, Таинственной Девой, как ее называл супруг. Однако не все с подобным пиететом относились к избраннице Александра.

    Анна Ахматова, например, отмечала, что Менделеева «была похожа на бегемота, поднявшегося на задние лапы. Глаза – щелки, нос – башмак, щеки – подушки… И толстые, большие ноги и руки». При этом поэтесса признавала, что, несмотря на это, автор «Двенадцати» всю жизнь умел видеть в супруге ту девушку, в которую когда-то влюбился.

    Смерть поэта

    После Октябрьской революции жизнь Александра Александровича изменилась. Нагруженный неимоверным количеством обязанностей, не принадлежащий сам себе, он начал сильно болеть. У Блока проявилась астма, сердечно-сосудистая болезнь, начали формироваться психические расстройства. В 1920 году автор заболел цингой.

    В то же время поэт переживал и период финансовых трудностей. Изнуренный нуждой и многочисленными болезнями автор ушел в мир иной 7 августа 1921 года, находясь в собственной квартире в Санкт-Петербурге. Причина смерти – воспаление сердечных клапанов. Похороны и отпевание творца совершал протоиерей Алексей Западалов, могила Блока расположена на Смоленском православном кладбище.

    Незадолго до кончины писатель пытался получить разрешение на выезд за рубеж на лечение, однако получил отказ. Рассказывают, что после этого Блок, находясь в трезвом уме и здравом рассудке, уничтожил собственные записи и не принимал ни лекарства, ни даже пищу. Ходили также слухи о том, что перед смертью Александр Александрович сошел с ума и бредил мыслью о том, все ли экземпляры поэмы «Двенадцать» были уничтожены. Однако подтверждения эти слухи не нашли.

    Символиста считают представителем русской поэзии. Произведения автора («Фабрика», «Ночь, улица, фонарь, аптека», «В ресторане», «Ветхая избушка» и другие) стали частью культурного наследия нашего народа.

    В 1980 году в Петербурге открылся музей-квартира Александра Блока. Торжественное событие было приурочено к 100-летию со дня рождения автора. Сам музей состоит из 2 пространств: мемориальной квартиры на 4-м этаже, в которой демонстрируются подлинные предметы обстановки семьи Блока, и литературной экспозиции на 2-м этаже здания. В 2020 голу в России отметили 140-летний юбилей символиста.

    Память

    • Музей-квартира А. А. Блока в Санкт-Петербурге располагается на Улице Декабристов (б. Офицерской), 57.
    • Государственный историко-литературный и природный музей-заповедник А. А. Блока в Шахматово
    • Библиотека-музей А. Блока в д. Лопатино Пинского района Беларуси с 2 тыс. экспонатов
    • Памятник Блоку в Москве, на улице Спиридоновка
    • Его стихотворение «Ночь, улица, фонарь, аптека» превращено в памятник на одной из улиц Лейдена. Блок стал третьим поэтом после Марины Цветаевой и Уильяма Шекспира, чьи стихи были нанесены на стены домов этого города в рамках культурного проекта «Wall poems»
    • К столетию поэта в СССР был снят телефильм «И вечный бой… Из жизни Александра Блока» (в роли Блока снимался Александр Иванов). Образ Блока также появляется в фильмах «Доктор Живаго», 2002 (играл Дэвид Фишер), «Гарпастум», 2005 (Гоша Куценко), «Есенин», 2005 (Андрей Руденский), «Луна в зените», 2007 (Александр Безруков).

    Библиография

    • 1905 – «Стихи о Прекрасной Даме»
    • 1907 – «Нечаянная радость. Второй сборник стихов»
    • 1908 – «Земля в снегу. Третий сборник стихов»
    • 1907 – «Снежная маска»
    • 1908 – «Лирические драмы: Балаганчик; Король на площади; Незнакомка. «Музыка к Балаганчику»
    • 1911 – «Ночные часы. Четвёртый сборник стихов»
    • 1915 – «Стихи о России»
    • 1918 – «Двенадцать»
    • 1920 – «За гранью прошлых дней»
    • 1920 – «Седое утро: стихотворения»

    Интересные факты

    • Блок стал первым, к кому обратился за протекцией молодой Сергей Есенин. Сохранилась записка Александра Александровича с впечатлениями о встрече с будущим имажинистом. Поэт отметил: «Крестьянин Рязанской губ. 19 лет. Стихи свежие, чистые, голосистые, многословные».
    • В доме-музее Блока сохранилось много оригинальных вещей: фарфоровая статуэтка «таксика» с красными глазами, «охраняющего» рабочий стол поэта, рисунок «Рыбий щенок», выполненный Татьяной Гиппиус, сестрой знаменитой поэтессы.
    • О внешности поэта, рост которого равнялся 175 см, дают представления не только фотографии, но и портрет, созданный Константином Сомовым в 1907 году.