Биография
Александр Блок считал себя недостойным рецензировать этого гения и даже печататься с ним в одном журнале. Дело в том, что главный поэт Серебряного века, прочитав произведения Валерия Брюсова, настолько был поражен его творениями, что сразу поставил себя на ранг ниже.
Современники обожествляли поэта, чьи стихотворения любители словесности цитируют и по сей день. Многие видели в Брюсове мессию, грядущего по водам хитросплетенных строк и обозначающего новые витки литературы. Мастер пера по праву считается основоположником русского символизма и предтечей акмеизма, он обзавелся как почитателями и последователями, так и коварными недоброжелателями.
Валерий Яковлевич известен не только по стихотворениям — этот талантливый писатель проявил себя также в переводах, журналистике и нетривиальной прозе.
Детство и юность
Мэтр русского символизма родился холодным зимним днем 1 (13) декабря 1873 года в самом сердце России. Будущий поэт рос и воспитывался в зажиточной купеческой семье вместе с сестрой Надеждой Брюсовой, которая стала профессором Московской консерватории.
У Валерия Яковлевича интересная родословная. Его дедушка по отцовской линии, Кузьма Андреевич, был крепостным помещика Брюса и за два года до отмены крепостного права — реформы, проведенной Александром II, — выкупился на волю и начал свое торговое дело. Благодаря упорству и трудолюбию Кузьма Андреевич выбился из грязи в князи и приобрел двухэтажный особняк на Цветном бульваре в Москве.
По линии матери дедушкой литератора был Александр Яковлевич Бакулин, известный современникам как поэт-баснописец и автор сборника «Басни провинциала». Возможно, именно этот человек оказал влияние на призвание Валерия Яковлевича.
Что касается отца Валерия, то Яков Кузьмич был фигурой загадочной и неоднозначной, сочувствовал идеям революционеров-народников, которые, движимые социалистическими идеями Александра Герцена, всеми способами хотели приблизиться к интеллигенции и найти свое место в мире. Глава семейства был человеком азартным: увлекшись лошадиными скачками, Брюсов-старший мигом просадил все состояние на ставках и чуть не остался без гроша в кармане.
Примечательно, что родители Брюсова не были набожными людьми, они не занимались воспитанием своего отпрыска, но зато оберегали его от «религиозных сказок». Таким образом, в детстве Валерий знал о натуралистических идеях Чарльза Дарвина куда больше, чем о подробностях бытия царя Соломона и распятия Иисуса Христа.
Юный Брюсов рано пристрастился к литературе. Вместо того чтобы играть с мальчишками во дворе, будущий автор стихотворения «Грядущие гунны» проводил время за чтением классических произведений и бульварных романов, можно сказать, что юноша проглатывал книги одну за другой. Даже научные статьи, попадавшиеся случайно в руки молодого человека, не оставались без должного внимания.
Фаворитами Валерия были автор приключенческой литературы Жюль Верн, подаривший миру «Капитана Немо», и писатель Томас Майн Рид, сочинивший «Всадника без головы». Также известно, что Валерий Яковлевич получил блистательное образование, он учился в двух престижных гимназиях, а в последние годы пребывания на школьной скамье начал проявлять интерес к царице наук математике и успешно решал самые сложные уравнения и задачи.
Возможно, имя Брюсова стояло бы наравне с Архимедом, Франсуа Виетом и Рене Декартом, однако молодой человек выбрал другой, творческий путь. Заслужив аттестат зрелости, юноша продолжил получать образование и стал студентом Московского университета имени М. В. Ломоносова — учился на историко-филологическом факультете.
Книги Валерия Брюсова
Валерий Брюсов с детства осознал свое призвание, поэтому уже в 13-летнем возрасте занимался сочинительством стихов. Яков Кузьмич поддерживал отпрыска во всех начинаниях, поэтому отсылал творческие потуги горячо любимого чада по издательствам и даже отправил его очерк об отдыхе с семьей в детский журнал «Задушевное слово». Написанное 11-летним мальчиком «Письмо в редакцию» было опубликовано в 1884 году.
Хотя ранние стихотворения Брюсова были сложены на ура, первые рассказы юноши нельзя было назвать удачными. Стоит отметить, что, когда юный Валерий брал чернильницу и перо, его вдохновлял классик русской литературы Николай Некрасов. Позже Брюсов стал восторгаться Семеном Надсоном.
Примечательно, что уже в 1893 году Брюсов поставил перед собой цель стать распространителем символизма в России. Символисты старались придать значение существованию каждой души и наделить главного героя всем спектром человеческих переживаний. Лев Троцкий сказал, что возникновение этого течения является «желанием забыться, оказаться по ту сторону добра и зла».
Взглядам Брюсова предшествовало увлечение французскими поэтами, он наслаждался произведениями Шарля Бодлера, Поля Верлена, Стефана Малларме и в конечном итоге стал автором драмы «Декаденты» («Конец столетия», 1893 год).
Поэт шокировал и озадачил коллег, опубликовав в 1895-м моностих из одной строчки «О, закрой свои бледные ноги», вызвавший ряд вопросов.
В 1899 году Валерий получил диплом и стал усиленно заниматься литературой и разработкой теории символизма. Примерно в то же время Брюсов сблизился с Константином Бальмонтом.
Знакомство двух поэтов в дальнейшем переросло в крепкую дружбу, они тесно общались вплоть до эмиграции Константина Дмитриевича. Дошло до того, что в начале XX века Брюсов посвятил приятелю сборник Tertia Vigilia («Третья стража»), который литературные критики считают первым ростком урбанистического этапа творчества писателя: автор все чаще и чаще воспевал в своих трудах просторы шумного города и скрупулезно описывал даже мельчайшие детали.
Через 3 года творческая биография Брюсова пополнилась сборником гражданской лирики Urbi et Orbi («Граду и миру»). В собрание вошли элегия «Женщине», баллада «Раб», а также сонеты, поэмы, оды и послания. Произведения Валерия Яковлевича из Urbi et Orbi оказали влияние на Александра Блока, Андрея Белого и Сергея Соловьева.
Далее Валерий Брюсов стал автором сборника Στεφανος («Венок», 1905 год), являющегося, по собственному мнению поэта, апогеем его творчества. Все произведения из «Венка» написаны под влиянием ожесточенной революции, которая не могла не сказаться на настроении автора. В этой книге мало стихотворений о любви, но зато выражена активная гражданская позиция литератора.
В 1907 году родился дебютный роман Валерия Яковлевича «Огненный ангел». В основу сюжета легли взаимоотношения Брюсова, Андрея Белого и Нины Петровской, правда, события с главными героями происходят не в Москве, а в средневековой Европе. Писатель приправляет произведение фантастическими элементами и заимствует мотивы из «Фауста» Иоганна Вольфганга фон Гёте.
К тому же периоду относится стихотворение «Наш демон», посвященное судьбе русского народа.
После революции
Позднее творчество Валерия Брюсова соотносят с революцией, причем, судя по произведениям поэта, он, подобно марксистам, начал восхвалять большевистский переворот и стал основоположником русской литературной ленинианы, противоречил своему же постулату, изложенному в стихотворении «Юному поэту» (1896 год).
По мнению литераторов, Валерий Яковлевич стремился под общий гул стать частью новой эпохи, однако не нашел поддержки публики и не смог выдержать конкуренции со стороны новой советской поэзии, которая отождествлялась с Владимиром Маяковским и Игорем Северяниным.
Считается, что постепенно поэтический дар Брюсова стал рассеиваться, исчезать. Последние годы карьеры он по большей части посвящал преподаванию, изданию Большой Советской энциклопедии и прочим обязанностям, связанным с трудами других авторов. Еще одной страницей той поры было редактирование сборника «Поэзия Армении».
Личная жизнь
Публицист Дмитрий Быков (по решению Минюста России включен в список физлиц-иноагентов) говаривал, что трудно найти в русской литературе репутацию хуже брюсовской. Действительно, некоторые современники и литературные критики считали Валерия Яковлевича самовлюбленным и заносчивым человеком. Это неудивительно, ведь свое первое собрание стихотворений, вышедшее в 1895 году, автор без зазрения совести назвал «Шедевры» (Chefs d’oeuvre), к тому же стоит вспомнить предисловие к этому сборнику, где Валерий Яковлевич заявляет, что его труд принадлежит вечному искусству.
Да и в сборнике Urbi et Orbi много надуманного самообожания, которое писатель выставлял на суд читателей открыто, не приправляя излишними метафорами. Но, как бы то ни было, стоит сказать, что Валерий Брюсов оказал колоссальное влияние на своих последователей, выступая в роли учителя для начинающих авторов, которые в своем творчестве старались подражать манере мэтра. И если для критиков он слыл тщеславным, то коллеги по цеху считали Брюсова путеводной звездой, жрецом культуры.
К таким относятся не только символисты, но и акмеисты (например, Николай Гумилев, Михаил Зенкевич, Осип Мандельштам), а также футуристы (Вадим Шершеневич и Борис Пастернак).
Что касается личной жизни, то Валерий Яковлевич был женат только один раз: в 1897 году Брюсов сделал предложение руки и сердца чешке по происхождению Иоанне Рунт, которая ответила согласием. Влюбленные прожили рука об руку до самой смерти, а Иоанна Матвеевна была как верной женой, так и музой, вдохновлявшей поэта на новые произведения. Детей в семье Брюсовых не было.
Верность супруги, однако, не была по достоинству оценена Валерием Яковлевичем. О его романе с Ниной Петровской, ставшем основой «Огненного ангела», имело представление все московское общество. Продолжавшиеся несколько лет отношения закончились попыткой Петровской застрелить возлюбленного. Интересно, что с помощью того же пистолета ушла из жизни еще одна девушка, страстно влюбленная в Брюсова, — поэтка, как она сама себя называла, Надежда Львова.
Смерть
Основоположник символизма в России умер 9 октября 1924 года в Москве. Причина смерти — воспаление легких. Великий поэт был предан земле на Новодевичьем кладбище. Известно, что после кончины возлюбленного Иоанна Матвеевна опубликовала неизданные произведения супруга, в том числе и его дневники. Из последних были исключены фрагменты, прославляющие супружескую неверность Валерия Яковлевича.
Незадолго до смерти Брюсов побывал в Крыму, который очень любил с тех пор, как впервые посетил в 4 года. Биографы считают, что в курортном городе поэт искал спасения от слишком суровой реальности.
Библиография
- 1895 — Chefs d’Oeuvre («Шедевры»)
- 1903 — Urbi et orbi («Городу и миру»)
- 1907-1911 — «Земная ось»
- 1907 — «Огненный ангел»
- 1909 — «Все напевы»
- 1911-1912 — «Алтарь победы. Повесть IV века»
- 1912 — «Зеркало теней»
- 1913 — «Ночи и дни»
- 1916 — «Рея Сильвия. Элули, сын Элули»
- 1916 — «Семь цветов радуги»
- 1916-1917 — «Девятая Камена»
- 1917-1919 — «Последние мечты»
- 1922 — «Дали»
- 1924 — «Mea» («Спеши»)
- 1928 — «Неизданные стихи»
Интересные факты
- То, что Брюсов слыл начитанным и образованным человеком, помогало ему поддерживать столь желанный статус всеми почитаемой персоны, достойной восхищения. Однако коллеги уважали его в том числе и по заслугам. Литератор знал 9 языков, в их числе латынь и древнегреческий.
- Сохранились рисунки писателя, которыми он иллюстрировал свои произведения. Для этого Брюсов использовал перо и тушь.
- Именем Валерия Брюсова назван речной теплоход.
- Чаще всего на фото поэт выглядит безупречно. Редкий же снимок, на котором Валерий Яковлевич лежит под столом, вызывает у современников ряд вопросов.