Биография
Один из первых театральных режиссеров-авангардистов Советского Союза, рискнувший использовать в сценическом искусстве метод гротеска и создавший новаторскую актерскую систему, именуемую «биомеханика». Всеволод Мейерхольд и сегодня остается примером для кино- и театральной элиты, не желающей умещать свое творчество в привычные рамки.
По мнению Евгения Вахтангова, Мейерхольд «дал корни театру будущего». При жизни его называли Мастер и Волшебник театра. Но справедливости ради не следует забывать, что у мэтра хватало и критиков. Уважаемый в театральном мире Немирович-Данченко смотрел на эксперименты и творческие потуги молодого коллеги со скепсисом.
Детство и юность
Родился Карл Казимир Теодор Майергольд — так звучит данное режиссеру при рождении имя — в многодетной семье винодела Эмилия Майергольда. Завод приносил семейству этнических немцев-лютеран достаток, но не счастье. Альвина Даниловна, мама Мейерхольда, родив восьмого и последнего ребенка — сына Карла, страдала от деспотичного нрава мужа и его измен, которых тот не скрывал.
Детство и юность Мейерхольда прошли в Пензе. Тут и сегодня сохранилось здание 2-й гимназии, где получал знания режиссер. Учился Карл плохо, его трижды оставляли на второй год. Вместо 8 лет сын винозаводчика грыз гранит науки 11. Единственной отдушиной для юноши были званые вечера, которые устраивала мама для творческой элиты города. Первые театрализованные постановки Карл увидел на домашней сцене.
Дальнейшая биография Карла пестрит интересными фактами. Первый любительский спектакль он поставил в 18 лет. День премьеры оказался и радостным, и скорбным: 14 февраля 1892 года стартовала творческая биография Мейерхольда, но этот же день оказался последним в жизни главы семейства. Отменять премьеру из-за умиравшего родителя сын и не подумал.
В 21 год молодой человек окончательно порвал с прошлым, приняв православие и сменив имя на то, под которым его знают сегодня миллионы. Всеволодом он стал, отдав дань восхищения любимому Гаршину.
В 1895 году Всеволод Мейерхольд отправился в Москву и поступил в университет, выбрав юриспруденцию. Уже через год он понял, что хитросплетения законов его утомляют, и бросил вуз.
Экзамены в музыкально-драматическом училище, открытом при столичной филармонии, Всеволод выдержал с блеском: экзаменаторы, пораженные талантом и темпераментом пензенского самородка, зачислили его на 2-й курс.
Театр
Всеволод Мейерхольд «заболел» театром не только благодаря матери — огромное впечатление на юношу произвел спектакль «Отелло», поставленный Константином Станиславским. Режиссер стал кумиром Всеволода на всю жизнь.
В студенческие годы на талантливого пензенца повлиял Владимир Немирович-Данченко, отметивший темпераментного студента. Педагог поделился с учеником планами о создании нового театра в столице, на сцену которого собирался вывести своих подопечных.
Окончив училище, Всеволод Мейерхольд влился в труппу МХТ. Режиссер доверил ему роли Гамлета, Василия Шуйского, царя Иоанна. На подмостках ставились произведения Шекспира и Чехова. Вчерашний студент поначалу увлеченно играл, блестяще вживаясь в образы разноплановых героев, но запала хватило лишь на 4 сезона.
Уход из МХТ актер объяснил иссякшим вдохновением, но биографы называют еще одну причину: Немирович-Данченко не ввел Мейерхольда в круг пайщиков нового театра. Да и к самому артисту охладел, увидев в его манере игры сумбур и сумятицу.
Обиженный Всеволод покинул МХТ с коллегой Александром Кошеверовым. Актеры отправились в глубинку — Херсон, где организовали свой театр.
В провинции работу детища Мейерхольда приняли прохладно, но нашлись и поклонники. Театральный сезон стартовал в сентябре 1902 года.
Поначалу спектакли казались «списанными» с постановок МХТ, но вскоре внимательные зрители отметили «почерк» режиссера. Всеволод Мейерхольд, в отличие от своего кумира Станиславского, поставил акцент не на психологизме и внутренней наполненности игры, а на пластике, зрелищности.
Станиславский, услышавший об успехе Мейерхольда в Херсоне, предложил молодому коллеге вернуться в столицу и присоединиться к труппе образованного на основе МХТ театра, возглавляемого им и Немировичем-Данченко. Всеволод тут же согласился и примчался в Москву.
Однако на столичных подмостках Всеволод Мейерхольд поставил только 3 спектакля. И если Станиславский принял новаторство коллеги задумчиво, то Немирович-Данченко не жалел сарказма. В 1905 году режиссеру пришлось вернуться в Херсон.
Удача снова улыбнулась Мейерхольду: спустя год он уже трудился в Санкт-Петербурге, куда его позвала прима Вера Комиссаржевская. По протекции знаменитой актрисы режиссер возглавил театр на Офицерской и за сезон представил зрителям 13 постановок. Здесь авангардизм приняли восторженно.
В 1908-м спектакли эпатажного Всеволода Мейерхольда ставили даже на подмостках театра, до недавних пор считавшегося самым консервативным — Александринского.
Премьера последнего дореволюционного спектакля Мейерхольда прошла в феврале переломного 1917-го. Мэтр поставил лермонтовский «Маскарад».
Революцию 43-летний Всеволод Мейерхольд принял восторженно. «Отец нового театра», как его называли, охотно сотрудничал с новой властью и без промедления стал членом ВКПб.
На сцене шла «Мистерия-буфф» Владимира Маяковского, декорации которой нарисовал Казимир Малевич. Вместе с Маяковским, Александром Блоком, Натаном Альтманом и другими представителями культурной элиты Мейерхольд открыто заявил о симпатиях революционным идеям и новым вождям.
В 1920-м в столице открыл двери Государственный театр, получивший имя режиссера. Сокращенно он назывался ГосТиМ. На его подмостках шли спектакли по произведениям принявших новый порядок авторов — Юрия Олеши, Ильи Эренбурга, Николая Эрдмана и, конечно же, Маяковского.
Примой театра стала Зинаида Райх, потеснившая звезду Марию Бабанову. Из-за острых конфликтов с фавориткой режиссера Бабанова, а вместе с ней треть труппы покинули театр. Дело было не только в Райх — крутым и деспотичным нравом отличался и сам Мейерхольд, пресекавший на сцене любую свободу и не терпевший чужого мнения.
Есть предположения, что Алексей Толстой, создавая свою знаменитую сказочную историю о Буратино, видел прототипом Карабаса-Барабаса именно Мейерхольда, для которого артисты являлись марионетками. Прообразом же доброго Папы Карло считают Станиславского.
Всеволод Эмильевич попробовал силы и в кинематографе. На его счету 3 фильма, в которых он проявил себя как режиссер и актер. В ленте «Портрет Дориана Грея» он сыграл Лорда Генри.
Лояльность к власти не стала «защитной грамотой» для мэтра — в середине 1930-х над его головой сгустились тучи. О своей судьбе он догадывался, но возможностью эмигрировать не воспользовался, отказавшись остаться в Париже во время поездки.
Зимой 1936 года газета «Правда» опубликовала статью под названием «Сумбур вместо музыки». Критиковалась опера «Леди Макбет Мценского уезда», поставленная Дмитрием Шостаковичем, а вместе с ней эстетство и «левацкое искусство», якобы отрицавшее простоту и реализм. И все это автор назвал «мейерхольдовщиной».
Летом того же года звания народных артистов СССР присвоили Станиславскому, Немировичу-Данченко, Качалову, Москвину. В перечне награжденных Мейерхольда не оказалось. Режиссер ринулся доказывать, что он «свой», что по-прежнему лоялен к власти. На подмостках шли спектакли о колхозной деревне, воспевались новые герои.
Однако чуда не случилось: в январе 1938-го ГосТиМ закрыли. От опального и безработного режиссера отвернулись все, кто раньше хвалил его и гордился личным знакомством. Прежними остались отношения с Борисом Пастернаком, несколькими артистами и писателями.
В мае руку помощи Всеволоду Мейерхольду протянул Станиславский, назначив режиссером возглавляемого им Оперного театра.
Смерть учителя и кумира в начале августа Мейерхольд воспринял как личную драму и знак беды. В июне 1939-го его арестовали.
Личная жизнь
Первая супруга Ольга Мунт — школьная любовь Всеволода Эмильевича, на которой он женился вопреки воле матери на 1-м курсе университета — подарила мужу троих дочерей. Супруги жили в столице, в доме на Новинском бульваре.
С бывшей женой Сергея Есенина Зинаидой Райх мэтр познакомился в Наркомпросе, где она трудилась секретаршей. Пригласил красавицу стать студенткой театральной мастерской, которой руководил.
Ольга Мунт отнеслась к молодой женщине, у которой на руках остались двое крошечных детей Есенина, с сочувствием, тепло приняла в своем доме. Летом 1922-го Мунт с детьми отправилась на юг. Когда вернулась из отдыха, увидела, что в доме обосновалась Райх. Ольге пришлось искать новое жилище.
Позже дочь Зинаиды Райх — Татьяна Есенина — в своих мемуарах откровенно написала, что любви к отчиму мать не испытывала. Поговаривали, что союз с театральным мэтром, руководившим собственным театром, открывал женщине двери в мир богемы.
Спустя 5-6 лет Райх стала примой театра. Но жизнь супругов трудно назвать благополучной: на людях они играли идеальную пару, но за закрытыми дверями бушевали шекспировские страсти.
Смерть
Зинаиду Райх жестоко убили через 25 дней после ареста Мейерхольда. Преступники проникли через окно и нанесли женщине 17 ножевых ран.
По одним предположениям, в дом забрались грабители, увидев которых, женщина начала истошно кричать. По другим — убийство замаскировали под ограбление. Якобы так НКВД отомстил Райх за то, что во время ареста супруга она обвинила власти в убийстве Есенина.
Всеволод Мейерхольд пережил жену: после жестоких пыток в Бутырской тюрьме его обвинили в работе на японскую разведку. В феврале 1940-го его расстреляли в одном из подвалов Лубянки. Прах захоронили в общей могиле у Донского монастыря.
По другим сведениям, причиной смерти режиссера стало утопление в бочке с нечистотами. Перед этим Мейерхольду, отказавшемуся от навета на коллег, сломали пальцы на руках. На сохранившемся тюремном фото видно, как постарел и осунулся Всеволод Эмильевич в тюремных застенках.
Внучка Мейерхольда, Мария Валентей, в середине 1950-х установила на могиле Зинаиды Райх на Ваганьковском кладбище общий памятник, на котором выбито имя деда. В том же 1956-м она добилась реабилитации режиссера. О месте его захоронения Валентей узнала лишь в 1987 году.
В середине 1980-х на родине мэтра открыли Центр театрального искусства, названный «Домом Мейерхольда».
Театральные работы
- 1906 - «Балаганчик»
- 1917 - «Маскарад»
- 1918 - «Мистерия-Буфф»
- 1921 - «Союз молодежи»
- 1922 - «Великодушный рогоносец»
- 1922 - «Смерть Тарелкина»
- 1924 - «Учитель Бабус»
- 1926 - «Рычи, Китай»
- 1929 - «Клоп»
- 1930 - «Баня»
- 1931 - «Последний решительный»
- 1933 - «Вступление»
- 1934 «Дама с камелиями»
- 1935 - «33 обморока»
- 1935 - «Каменный гость»