Зинаида Гиппиус

Зинаида Мережковская
О знаменитости
Дата рождения
Возраст
75 лет
Дата смерти
9 сентября 1945 г.
Семейное положение
была вдовой
Соцсети
    4,1 / 5 (21 голос)

    Биография

    О златокудрой представительнице Серебряного века Зинаиде Гиппиус говорили, что Бог удостоил ее «ручной выделки», выпуская остальных людей «пачками» и «сериями». Писательница любила эпатировать публику откровенными нарядами, шокирующими заявлениями и неординарным поведением. Пока одни восхищались работами дамы-литератора, другие выказывали идеологу русского символизма пренебрежение, заявляя, что ее дар достаточно посредственен.

    Детство и юность

    20 ноября 1869 года у юриста Николая Романовича Гиппиуса и его жены Анастасии Васильевны (в девичестве Степановой) родилась дочь, которую назвали Зинаидой. Семейство проживало в городе Белёве Тульской губернии, где Николай Романович проходил службу после окончания юридического факультета. Из-за специфики деятельности отца постоянного места жительства Гиппиусы не имели. В детские годы своей биографии поэтесса успела пожить и в Харькове, и в Санкт-Петербурге, и в Саратове.

    В 1880 году Николай Романович получил должность судьи, и семья снова переехала: в этот раз на родину Николая Гоголя — в город Нежин. Поскольку в маленьком городке не было женской гимназии, Зину отдали в Киевский институт благородных девиц, но уже через полгода забрали обратно: девочка так тосковала по дому, что все 6 месяцев провела в институтском лазарете.

    Огромным потрясением для поэтессы в детстве стала смерть отца. Мужчина скоропостижно скончался в марте 1881 года от туберкулеза. Оставшись без средств к существованию, Анастасия Васильевна с дочерьми (Зинаидой, Анной, Натальей и Татьяной) переехала в Москву. Там Зину отдали в гимназию Фишер. Спустя полгода учебы у будущей поэтессы также диагностировали туберкулез. Мать опасалась, что все дети, унаследовавшие от отца склонность к чахотке, долго не проживут, и поэтому уехала в Крым.

    Embed from Getty Images
    Зинаида Гиппиус в молодости

    Из-за чрезмерной опеки матери домашнее обучение стало для будущей мистификаторши единственно возможным путем к самореализации. Точные науки никогда не интересовали увлекающуюся натуру. С ранних лет Зинаида начала вести дневники и писать стихи — сначала шуточные, о членах семьи. Ей даже удалось заразить увлечением тетку и гувернанток.

    После Крыма семья переехала на Кавказ. Там жил брат матери Александр Степанов. Его материальное благосостояние позволило им провести лето в Боржоми. На следующий год семейство поехало в Манглиси, где Степанов скончался от воспаления мозга. Гиппиусы вынуждены были остаться на Кавказе.

    Зинаиде удалось покорить молодежь Тифлиса. Дьяволица с русалочьими глазами влекла к себе взоры, мысли, чувства всех, кто с нею сталкивался. Гиппиус прозвали «поэтессой», признавая тем самым ее литературный талант. В кружке, который она собрала вокруг себя в молодости, все писали стихи, подражая популярнейшему в то время Семену Надсону. Поэзия Гиппиус уже тогда выделялась из общей массы лишенных эмоциональной составляющей произведений товарищей.

    Литература Зинаиды Гиппиус

    Дом Мережковских стал центром религиозно-философской и общественной жизни Санкт-Петербурга. Все молодые мыслители и начинающие писатели мечтали попасть на литературные вечера супругов. Посетители салона признавали авторитет Гиппиус и в большинстве своем считали, что именно ей принадлежит главная роль в начинаниях сообщества, сложившегося вокруг Дмитрия Сергеевича.

    В литературных кругах столицы Зинаида Николаевна была на передовых позициях: при ее содействии состоялся литературный дебют Александра Блока, она вывела в люди начинающего Осипа Мандельштама, ей принадлежит первая рецензия на стихи тогда еще никому не известного Сергея Есенина.

    Уже с 1888 года она начала печататься: первой ее публикацией были стихи в журнале «Северный вестник», затем рассказ в «Вестнике Европы». Позже для публикации литературно-критических статей она взяла себе псевдоним Антон Крайний. Поэтесса писала обо всем: о жизни («Почему», «Снег»), о любви («Бессилие», «Любовь одна»), о Родине («Знайте!», «14 декабря», «Так и есть», «Она не погибнет»), о народе («Крик», «Стекло»).

    Зинаида Гиппиус и Сергей Есенин
    Зинаида Гиппиус и Сергей Есенин / Фото: «ВКонтакте»

    Стихи Зинаиды Гиппиус, как и проза Дмитрия Мережковского, не вписывалась в рамки общепринятой литературы. Поэтому издатели печатали их произведения на свой страх и риск.

    Гиппиус оказалась у истоков зарождающегося в России символизма. Наряду с Федором Сологубом, Валерием Брюсовым, Николаем Минским, Константином Бальмонтом, Иннокентием Анненским ее возвели в ранг «старшего символиста» еще при жизни.

    Основные мотивы ранней поэзии Гиппиус — проклятия скучной реальности и прославление мира фантазии, тоскливое ощущение разобщенности с людьми и в то же время жажда одиночества. В рассказах двух первых книг «Новые люди» (1896 год) и «Зеркала» (1898 год) господствовали идеи Федора Достоевского, которые Гиппиус пропустила через призму собственного декадентского мировосприятия.

    В идейно-творческом развитии писательницы большую роль сыграла Первая русская революция 1905–1907 годов. В своих произведениях Гиппиус утверждала, что без «революции духа» социальное преображение невозможно. При этом события 2017 года заставили литераторов эмигрировать.

    В эмиграции

    Гиппиус вместе с мужем переехала в Париж. Эмигрантское творчество Зинаиды состояло из стихов, воспоминаний и публицистики. Она выступала с резкими нападками на Советскую Россию и пророчила ей скорое падение. Появился мемуарный цикл «Живые лица», в котором революционное движение было описано как «тягучее удушье». Личные записи Гиппиус опубликовала под названием «Синяя книга. Петербургские дневники 1914–1918» уже в Белгороде в 20-х годах.

    Обосновавшись в Париже, где у них еще с дореволюционных времен осталась квартира, Мережковские возобновили знакомство с цветом русской эмиграции: Николаем Бердяевым, Иваном Буниным, Александром Куприным и другими.

    Александр Блок и Зинаида Гиппиус
    Александр Блок и Зинаида Гиппиус / Фото: «ВКонтакте»

    В 1926 году супруги организовали литературно-философское братство «Зеленая лампа» — своего рода продолжение одноименного сообщества начала XIX века, в котором участвовал Александр Пушкин.

    Собрания были закрытыми, а гости приглашались исключительно по списку. Постоянными участниками заседаний были Алексей Ремизов, Борис Зайцев, Иван Бунин, Надежда Тэффи, Марк Алданов и Николай Бердяев. С началом Второй мировой войны сообщество прекратило свое существование.

    В эмиграции единственный и роковой раз взгляды супругов разошлись. Гиппиус прямо называла Адольфа Гитлера «идиотом с мышью под носом», тогда как Мережковский оправдывал действия диктатора. Взгляды литератора не поддержала русская интеллигенция: дом опустел, начались долги и нищета.

    Личная жизнь

    Еще при жизни о любовных похождениях «белой дьяволицы» слагали легенды. Женщина, имевшая огромное количество поклонников, была замужем только один раз. Ее супругом был небезызвестный философ и поэт Дмитрий Мережковский. Их союз неоднократно называли фиктивным: Зинаиде приписывали романы со всем литературным бомондом Санкт-Петербурга, а Дмитрию — мужскую несостоятельность. Только близкие друзья знали, насколько сильно эти два неординарных человека любили друг друга.

    Молодые люди познакомились в 1888 году в Боржоми. Там Гиппиус поправляла здоровье, а Мережковский, путешествовавший в тот период по Кавказу, был в городе проездом. При первой же беседе Зинаида ощутила их мистическое родство душ. Дмитрий также был очарован 18-летней поэтессой. Его пленила не столько красота девушки, сколько ее ум. Через пару месяцев мужчина сделал возлюбленной предложение, и та, ни секунды не сомневаясь, ответила согласием.

    8 января 1889 года в Тифлисе состоялась скромная церемония венчания. День свадьбы пара никак не отмечала. По возвращении домой каждый из них ушел в работу: Мережковский — в прозу, а Гиппиус — в поэзию. Много позже в мемуарах поэтесса признается, что для нее это событие в личной жизни было настолько несущественно, что на утро следующего дня она уже и не помнила, что вышла замуж.

    Достоверно известно, что интимных отношений между супругами не было. Гиппиус в принципе не интересовали плотские утехи. Женщина не мыслила жизни без двух вещей: рефлексии и интеллектуальной работы. Все остальное она либо презирала и отрицала, либо высмеивала. Безусловно, Зинаиде льстило внимание мужчин. Декадентская Мадонна умела пользоваться своей красотой. Ей нравилось очаровывать и быть очарованной, но дальше переписки дело никогда не заходило.

    Дмитрий Мережковский и Зинаида Гиппиус
    Дмитрий Мережковский и Зинаида Гиппиус / Фото: «ВКонтакте»

    «Отношения» у нее были и с писателем Николаем Минским, и с прозаиком Федором Червинским, и с критиком Акимом Волынским. Белая дьяволица обожала смотреть в глаза без памяти влюбленных в нее мужчин и видеть там собственное отражение.

    В 1905 году семья Мережковских сблизилась с публицистом Дмитрием Философовым. Литераторы не только вместе творили, но и жили. В глазах общества «тройственный союз» писателей был верхом неприличия. Люди осуждали Гиппиус, говоря, что столь недостойным поведением она опозорила и себя, и мужа.

    Поборники морали забывали, что с Дмитрием Философовым у поэтессы не могло быть никаких порочных отношений хотя бы потому, что публицист был нетрадиционной сексуальной ориентации, и от одной только мысли о физическом контакте с женщиной его «выворачивало наизнанку». Их сожительство — неудавшийся эксперимент, целью которого было разрушение закостенелых норм морали.

    Какие бы слухи ни ходили о поэтессе, сколько бы романов в действительности ни было на ее счету, все это в итоге не имело значения, ведь душа творческой дамы не признавала никого, кроме Дмитрия Мережковского, с которым Зинаида Николаевна прожила полвека.

    Смерть Зинаиды Гиппиус

    После смерти мужа Гиппиус начала писать книгу «Дмитрий Мережковский», но из-за того, что у нее перестала функционировать правая рука, закончить работу она не смогла.

    Лишенная возможности творить поэтесса постепенно теряла рассудок. Писательница хотела как можно быстрее воссоединиться с мужем, поэтому периодически предпринимала попытки уйти в мир иной раньше положенного срока. После череды неудач все еще неплохо работавшая фантазия женщины создала мир, в котором Дмитрий Сергеевич был еще жив.

    Единственной отрадой сходившей с ума дамы была кошка. Ни на секунду не отходившее от хозяйки животное покинуло женщину только однажды — в день ее кончины. Умирая, Зинаида Николаевна тщетно пыталась нащупать руками спутницу ее последних лет.

    Вечером 1 сентября 1945 года отец Василий Зеньковский причастил Гиппиус. Она мало что понимала, но причастие проглотила. Легенда Серебряного века ушла в небытие 9 сентября 1945 года в возрасте 76 лет. Ее похоронили на русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа в одной могиле с супругом. Вспоминая о причинах смерти Гиппиус, секретарь поэтессы отмечал, что в последние секунды ее лицо озарило «выражение глубокого счастья».

    Память

    Знаменитым изображением Зинаиды Гиппиус стал ее портрет в мужском костюме авторства Льва Бакста. Художнику удалось изобразить свободу и раскованность женщины. Несмотря на схожесть с фото Зинаиды Николаевны, портрет передал внутреннюю индивидуальность знаменитости. Рисуя первоначальный набросок, Лев Бакст, дабы показать миру бесконечно длинные ноги поэтессы, подклеивал к листу бумагу.

    Портрет Льва Бакста «Зинаида Гиппиус»
    Портрет Льва Бакста «Зинаида Гиппиус» / Фото: «ВКонтакте»

    Произведения писательницы были экранизированы в XXI веке. В 2004 году появился мультфильм «Зинина прогулка» режиссера Натальи Малыгиной и картина «Демон», постановщицей которой выступила Ирина Евтеева.

    В музее Есенина была организована виртуальная выставка к 150-летию со дня рождения поэтессы. Несмотря на интерес Зинаиды Николаевны к творчеству рязанского поэта, в конечном итоге их пути разошлись — слишком разными и непримиримыми друг к другу оказались литераторы. Именно Есенин впервые прозвал свою коллегу «чертовой куклой» — по названию ее знаменитого романа.

    Библиография

    • 1889-1903 — «Собрание стихотворений»
    • 1896 — «Новые люди»
    • 1898 — «Зеркала»
    • 1901 — «Третья книга рассказов»
    • 1903-1909 — «Собрание стихотворений»
    • 1907 — «Алый меч»
    • 1908 — «Чёрное по белому»
    • 1911 — «Чёртова кукла»
    • 1912 — «Лунные муравьи»
    • 1913 — «Роман-царевич»
    • 1914-1918 — «Последние стихи»
    • 1916 — «Зелёное кольцо»
    • 1922 — «Стихи. Дневник 1911—1921»

    Интересные факты

    1. При жизни Гиппиус называли ведьмой, поэтому пришедшие на похороны люди, дабы удостовериться в том, что поэтесса умерла, подходили к гробу и стучали по нему палками.
    2. Гиппиус приписывали и однополые связи. Известно, что в стихотворениях поэтесса неоднократно признавалась в любви подруге — баронессе Елизавете фон Овербек.
    3. Иван Бунин, никогда прежде не ходивший на похороны (классик панически боялся смерти и всего, что с ней связано), не отходил от гроба писательницы ни на минуту.
    4. Ходила легенда, что у поклонников Гиппиус забирала обручальные кольца, нанизывала их на цепочку и вешала ее у изголовья кровати. На светских раутах дама частенько появлялась с куклой-уткой на руках. Утка, по замыслу Зинаиды Николаевны, символизировала разделение супругов, считавших пошлостью половую связь.