Лаэрт

Laertes
О персонаже
Страна
Италия
Создатель
Деятельность
сын Полония
Семейное положение
не женат

История персонажа

16-17 века сделали драматургию неотъемлемой частью литературного наследия. Визуализируемая на театральных подмостках, она была доступна и аристократам, и простому народу. Авторы не скупились на слова, донося до публики свои мысли и идеи, обличая современный строй и социум. Уильям Шекспир – знаменитый драматург этой эпохи, чьи произведения полны философской подоплеки.

История создания персонажа

Трагедия «Гамлет» была написана в 1601 году. Англия переживала не лучшие времена феодального строя, поэтому пьеса полна мрачности и тяжелого пессимизма. В соответствии с художественной традицией романтизма, автор затрагивает широкий спектр вопросов. Шекспир описывает героев, давая им однозначную характеристику. Главный герой произведения оказывается вне временных рамок и ограничений.

Офелия и Лаэрт
Офелия и Лаэрт

Любопытным действующим лицом стал сын Полония и брат Офелии – Лаэрт. Он олицетворяет привычный тип героя-мстителя. Это не первый персонаж с таким именем в классической литературе. Так звали отца Одиссея, царя Итаки, участвовавшего в походе за золотым руном. Значение имени великого грека не расшифровывается в литературе, но многие толкователи разбирают его, исходя из сочетания букв. Как правило, Лаэртом называют активного деятельного мальчика, творческую личность, принадлежащую к «лучшим» слоям общества.

Биография Лаэрта неизвестна. Автор рисует героя второго плана вспыльчивым, эмоциональным представителем светского общества. Его линия пересекается с линией принца Гамлета, и этим образ Лаэрта интересен. Шекспир предлагает зрителю ознакомиться с тремя сыновьями: Гамлетом, Лаэртом и Фортинбрасом. Последний играет эпизодическую роль, но его образ важен. Отец Фортинбраса был виноват в случившихся с ним несчастьях. Клавдий убил его в честной схватке. Сына интересовали потерянные земли, а не месть. Жажда славы и признания двигала им.

Смерть Гамлета от рук Лаэрта
Смерть Гамлета от рук Лаэрта

Гамлет не поклонник мести, как и Фортинбрас, но Призрак обрек его на тяжкую участь. Смерть Полония спровоцировал случай. В отличие от Лаэрта, Гамлет рассудителен и склонен сомневаться. Лаэрт очертя голову бросается в пучину чувств и рубит сгоряча. Являясь типичным феодалом, он приравнивает себя к королевскому роду, в то время как Гамлет видит роль отца как блюстителя порядка в государстве. Фортинбрас – честолюбец, и корона удовлетворяет его низменные честолюбивые потребности.

Пьеса «Гамлет»

Драматург Уильям Шекспир
Драматург Уильям Шекспир

Шекспир проводит своеобразное сравнение персонажей Гамлета и Лаэрта. Первый преклоняется перед отцом, второй стремиться избавиться от родительских назиданий. В этот момент читатель и знакомится с героем. Полоний расположен к сыну, но видит, что его увещевания могут быть напрасны. Второе явление героя происходит после гибели отца. Обстоятельства, при которых настала смерть Полония, неизвестны Лаэрту. Он подозревает Клавдия, а таких скоропалительных выводов не позволяет себе даже Гамлет.

Жажда мести движет Лаэртом, врывающимся в Эльсинорский замок, чтобы отомстить за убийство родителя. Позволяя себе вершить правосудие, герой считает делом чести отмщение отца. Стоит упомянуть, что внешние детали немало отвлекают юношу от главной цели. Отсутствие необходимых приготовлений при погребении Полония и сокращенные похороны Офелии вызывают у него негодование.

Рисунок Лаэрта
Рисунок Лаэрта

Лаэрт способен войти во грех ради осуществления своей миссии и вызывает Гамлета на поединок прямо в церкви. Он идет на обман, пренебрегая честью, и использует отравленный клинок, в то время как шпага Гамлета предназначена для упражнений, а не для сражений. Коварство Лаэрта сменяется предсмертным раскаянием. Благородство героя проявляется в последние минуты: он просит о примирении и получает прощение. Такой поступок характерен для героев Шекспира. Прощение вины во имя благородства и ранее предпринятых действий против семьи Полония оказалось справедливым.

Экранизации и постановки

Александр Пороховщиков в спектакле "Гамлет"
Александр Пороховщиков в спектакле "Гамлет"

Пьеса «Гамлет» входит в число драматургических произведений, составляющих основу классического театрального репертуара. Часто в образе этого персонажа выступают артисты, чье драматическое дарование позволяет позднее предстать в образе Гамлета. Так случилось с Эдвином Бутом и Генри Ирвингом, знаменитыми британскими артистами театра.

Премьера пьесы в России состоялась в 1837 году. Актер Иван Самарин исполнил роль Лаэрта на сцене Малого театра и не был в ней успешен, хотя впоследствии стал признанным драматическим артистом и играл во многих постановках по произведениям Шекспира. Многие артисты воплощали Лаэрта на театральных подмостках. В главном спектакле советской эпохи, знаменитом «Гамлете» Юрия Любимова в театре на Таганке, Лаэрта играли Валерий Иванов и Александр Пороховщиков. Фото исполнителей до сих пор украшает стены театра.

Степан Олексенко в образе Лаэрта
Степан Олексенко в образе Лаэрта

Экранизации «Гамлета» немногочисленны. В 1948 году Лаэрта сыграл Теренс Морган. В российском фильме 1964 года его изобразил Степан Олексенко. Натаниэль Паркер предстал в этой роли в 1990 году, а Майкл Малони – в 1996.

Цитаты

Лаэрт изъясняется витиевато и высокопарно, демонстрируя склонность к сентенциям, чем грешит и его сестра Офелия:

«Природа, зрея, умножает в нас
Не только мощь и статность: с ростом храма
Растет служенье духа и ума.
Великие в желаниях не властны...»

Вспыльчивый и резкий в высказываниях, Лаэрт ведом желанием отомстить и в пылу гнева не скупится на громкие слова:

«В геенну верность! Клятвы к черным бесам!
Боязнь и благочестье в бездну бездн!
Мне гибель не страшна. Я заявляю,
Что оба света мне презренны,
И будь что будет; лишь бы за отца
Отмстить как должно».

Благородство возвращается к Лаэрту поздно. Он искренен в последних словах, прося прощения и отпуская грех своему противнику Гамлету:

«Простим друг друга, благородный Гамлет.
Да будешь ты в моей безвинен смерти
И моего отца, как я в твоей!»

Трагическая судьба Лаэрта такова, что цветы на его могилу возложить некому. Утратив семью, он остается проигравшим в схватке, которую затеял сам.