Биография
Лауреат Сталинской премии, народный артист РФ, актер и режиссер, реформатор и патриарх российского театра, маэстро — как только ни величали Юрия Любимова. Им восхищались, одновременно побаиваясь тяжелого и конфликтного характера. После изгнания из СССР Любимову рукоплескали в Америке и Европе. Режиссер ставил драматические и оперные спектакли на подмостках La Scala, Covent Garden и Grand Opera. Вернулся мэтр триумфатором и до глубокой старости — до 97 лет — непрерывно творил.
Детство и юность
Родился будущий артист и режиссер осенью революционного 1917 года в Ярославле в купеческой семье. Петр Захарович и Анна Александровна воспитывали троих детей: Юрия, его старшего брата Давида и младшую сестру Наталью. Первенец Ирина умерла в раннем детстве.
Отец был выходцем из зажиточной семьи бывших крепостных крестьян. Он вызвал недовольство деда, женившись на дочери оседлых цыган. Когда Юрию исполнилось 5 лет, семья перебралась в Москву. Во времена НЭПа в Охотном ряду купец Петр Любимов держал лавку, в которой торговал шотландской сельдью и квашеными овощами.
Родители будущего постановщика были образованными людьми: отец окончил коммерческое училище, мама — педагогическое и работала учительницей в начальной школе. Они держали дома хорошую библиотеку, любили театр и привили эту любовь своим детям. Увиденную в детстве на подмостках МХАТа игру Константина Станиславского Юрий Петрович запомнил на всю жизнь.
Во второй половине 1920-х бывшего купца лишили гражданских прав как живущего на нетрудовые доходы. Лишенца Любимова дважды арестовывали, под арест попадала и его супруга. Чтобы обезопасить родных, Петр Захарович развелся с женой, но семья выживала с трудом. Помогала многочисленная родня, не отвернувшаяся от опасного родственника.
Юрий Любимов окончил семь классов: в старшие парня не приняли из-за происхождения. Он поступил в школу фабрично-заводского ученичества, чтобы получить специальность электромеханика, параллельно занимался в хореографической школе.
Окончив ФЗУ и получив рабочий разряд, Любимов собирался поступать в Энергетический институт, чтобы стать инженером-электриком, но, увидев в газете объявление о наборе в театральную студию при 2-м МХАТе, поменял планы. О том, что «бывший электромонтер оказался настолько способным, что попал в училище Второго художественного театра», в 1934-м даже объявили по радио.
Театр
Творческая биография Любимова началась в 1935 году: 18-летний Юрий впервые вышел на подмостки в эпизодической роли в постановке «Мольба о жизни». В 1936-м 2-й МХАТ закрыли, но Юрий Любимов уже не мыслил жизни без театра. Он перешел в училище имени Бориса Щукина, открывшееся при Театре имени Евгения Вахтангова. Молодой артист участвовал в постановках «Человек с ружьем» и «Много шума из ничего». Вскоре талантливого актера задействовали во второстепенных ролях в «Принцессе Турандот» и «Пути к победе».
Юрий Любимов отличился в дипломном спектакле «Мещане», и в 1939-м его приняли в труппу. Службу в Театре имени Евгения Вахтангова прервал армейский призыв. С 1940-го рядовой служил в железнодорожных конвойных войсках, а в следующем году артиста взяли в созданный при НКВД эстрадный ансамбль, задача которого состояла в поднятии боевого духа войск на передовой. В коллективе Любимов выступал как конферансье и играл во всех интермедиях.
Демобилизовавшись в 1946 году, артист вернулся на вахтанговские подмостки и вскоре стал ведущим актером. Юрий Петрович воплотил Олега Кошевого в «Молодой гвардии», Криса в постановке «Все мои сыновья». В 1950-е Любимов сыграл звездные роли в спектаклях «Много шума из ничего», «Чайка».
Режиссерский дебют состоялся в 1959-м. Юрий Петрович поставил спектакль «Много ли человеку надо». Его позвали преподавать в «Щуке». Здесь он, подобрав актеров из учащихся, поставил пьесу «Добрый человек из Сезуана». Спектакль получился революционным, и, если бы не протекция влиятельных персон во власти, его сняли бы с репертуара.
Любимову предложили возглавить столичный Театр драмы и комедии на Таганской площади, который находился в то время в упадке. За пару лет режиссер переломил ситуацию, превратив Театр на Таганке, как его стали называли театралы, в ведущую площадку столицы. Дебютным спектаклем, поставленным на его сцене Юрием Петровичем, стал все тот же «Добрый человек из Сезуана». Премьера состоялась 23 апреля 1964 года.
В первые 2-3 года на подмостках шли постановки классиков с совершенно новой эстетикой драматургии, потом Юрий Петрович ввел в репертуар и произведения современных писателей. Он поставил пьесу Бертольта Брехта «Жизнь Галилея», «Гамлета» Уильяма Шекспира, современные поэтические пьесы «Послушайте!» и «Товарищ, верь…». О спектаклях Любимова заговорили в Европе, называя Театр на Таганке «островком свободы» в Советском Союзе. С постановкой «Преступление и наказание» любимовская труппа побывала на гастролях в Лондоне, где в 1983 году удостоилась награды.
О многогранности таланта режиссера говорят его работы в оперном театре. Дебютной стала авангардистская постановка «Под жарким солнцем любви», представленная на подмостках La Scala в середине 1970-х. Позже последовали оперы «Дон Жуан», «Пиковая дама», «Набукко».
1980-е начались для Любимова трудно. Скончался Владимир Высоцкий, ведущий артист Театра на Таганке. Власти не простили режиссеру ситуации, когда поклонники барда, пришедшие к театру проститься с кумиром, скандировали «фашисты» при попытке разогнать очередь и смыть цветы с асфальта поливочными машинами — фото с места конфликта облетели весь мир.
Спектакль в честь Высоцкого фактически запретили. Революционность разглядели и в постановке «Борис Годунов», запретив и ее.
В 1984-м Юрий Петрович, будучи на гастролях в Лондоне, где ставил на сцене театра «Лирик» спектакль «Преступление и наказание», узнал о лишении его советского гражданства. Указ генсека СССР Константина Черненко последовал после того, как режиссер дал интервью изданию «Таймс». Гражданство опальному постановщику предоставил Израиль. Семь лет Любимов работал за рубежом, переезжая из Австрии в Великобританию, оттуда в Америку, Италию и Швецию. Мастеру рукоплескали театралы Европы и США.
Возвратиться в Россию режиссер смог в конце 1980-х, во времена перестройки, начатой Михаилом Горбачевым. Ему вернули гражданство. Любимов снова возглавил «Таганку». В 1992-м он стал народным артистом России. Но в 1993 году грянул скандал: труппа, недовольная желанием Юрия Петровича приватизировать здание театра и перевести артистов на контрактную основу, раскололась. Группу «раскольников» возглавил Николай Губенко.
В 1997-м 80-летний Любимов поставил «Братьев Карамазовых», а через пять лет на «Таганке» состоялась премьера «Фауста». Труппа под руководством легендарного режиссера гастролировала по стране и за рубежом. В этот период в Россию вернулась супруга театрального деятеля Каталин Кунц, вскоре ставшая администратором театра. Труппа приняла Кунц враждебно, ведь она заявила в интервью, что за годы отсутствия Юрия Петровича «Таганка» превратилась в «помойную яму». Артисты, боровшиеся за возвращение Любимова в СССР, почувствовали обиду.
В конце 2010 года Любимов подал в отставку, посетовав на чиновничью бюрократию. Но скандал замяли, и худрук остался в театре. В следующем году грянул новый скандал. Актеры Театра на Таганке на гастролях в Чехии потребовали от режиссера выплатить причитающиеся деньги, но Юрий Петрович отказался. Конфликт обострился. Труппа потребовала уволить Каталин Кунц. Любимов хлопнул дверью.
В 2012 году на вахтанговских подмостках прошел премьерный показ спектакля «Бесы» по одноименному произведению Федора Достоевского. 94-летнему Юрию Любимову аплодировали стоя. Последними работами режиссера на сцене стали опера «Князь Игорь» в 2013-м и опера-буффа «Школа жен» в мае 2014 года.
Фильмы
В кино Юрий Любимов дебютировал в 1941 году. Артист появился на экране в роли Принца в фильме «Цветные киноновеллы».
Наиболее заметной лентой с участием Любимова в 1940-х была комедия Ивана Пырьева «Кубанские казаки», ставшая культовой. В каст вошли и звезды вроде Марины Ладыниной, супруги режиссера, и малоизвестные артисты, к примеру, Сергей Лукьянов и Клара Лучко. Лучко после выхода картины получила Сталинскую премию второй степени и вышла замуж за также награжденного Лукьянова.
В 50-е годы Любимов реже появлялся на экране. С его участием стоит отметить блестящий водевиль «На подмостках сцены» и киноповесть «Город зажигает огни». В 60–70-х Юрий Петрович в кино практически не снимался, сосредоточив силы на театре.
Личная жизнь
Женщины обожали Юрия Петровича. Поговаривают, что в личной жизни он был настоящим сердцеедом, харизматичным и притягательным. После войны режиссер женился на балерине Ольге Ковалевой, с которой познакомился в ансамбле НКВД. В 1949 году у Любимова родился первенец — сын Никита, позже он стал студентом духовной семинарии. Вскоре супруги расстались — женщина предпочла Любимову дирижера Юрия Силантьева.
Слава Любимова в 1950-х набрала обороты. В вахтанговском театре он сблизился с коллегой и примой Людмилой Целиковской, с которой еще в молодости познакомился в театральном училище. В 1945-м они снялись в картине «Беспокойное хозяйство», а в 1959-м начали жить под одной крышей.
К началу их отношений Целиковская четыре раза выходила замуж и была вдовой, у которой от последнего брака остался сын Александр Алабян. Отношения с подростком так и не сложились. По воспоминаниям Александра, Юрий Петрович был холоден не только к нему, но и к собственному сыну, который иногда приходил к отцу в гости.
В гражданском браке Любимов и Целиковская прожили 15 лет. В их доме собирались интересные люди того времени: Владимир Высоцкий, Петр Капица, Евгений Евтушенко. В 1975-м в личной жизни Любимова произошли изменения — пара рассталась без скандалов и выяснения отношений.
На гастролях в 1976 году Юрий Петрович познакомился с венгерской переводчицей Каталин Кунц. Почти 30-летняя разница в возрасте не помешала им создать семью. В 1978-м режиссер женился на Каталин, которая через год родила 62-летнему супругу сына Петра. Вместе они жили в вынужденной эмиграции. Друзья пары утверждают, что именно благодаря жене Любимов дожил до глубокой старости и надолго остался в искусстве.
Смерть
В октябре 2012 года режиссер пожаловался на боли в сердце. Курс интенсивной терапии не помог, и 30 октября Юрий Любимов впал в кому. Но вечером следующего дня вышел из коматозного состояния и в конце ноября выписался.
Через 2 года, в октябре, мэтра доставили в больницу, диагностировав сердечную недостаточность. Спустя 3 дня она и стала причиной смерти: 5 октября 2014 года 97-летний режиссер скончался. Его похоронили на Донском кладбище, на участке № 15, рядом с местами упокоения родителей и старшего брата.
На могиле патриарха сцены установлен памятник из темного гранита с золотыми мозаичными лучами, символизирующими яркий творческий путь артиста. Дизайн надгробия выполнен итальянским художником.
Спектакли
- 1964 — «Добрый человек из Сезуана»
- 1971 — «А зори здесь тихие»
- 1971 — «Гамлет»
- 1973 — «Товарищ, верь…»
- 1979 — «Преступление и наказание»
- 1981 — «Три сестры»
- 1982 — «Борис Годунов»
- 1993 — «Живаго»
- 1997 — «Братья Карамазовы»
- 2000 — «Театральный роман»
- 2002 — «Фауст»
- 2005 — «Суф(ф)ле»
- 2006 — «Антигона»
- 2010 — «Мед»
- 2011 — «Маска и Душа»
Фильмография
- 1941 — «Цветные киноновеллы»
- 1943 — «Дни и ночи»
- 1945 — «Поединок»
- 1946 — «Беспокойное хозяйство»
- 1946 — «Голубые дороги»
- 1949 — «Кубанские казаки»
- 1951 — «Прощай, Америка!»
- 1956 — «На подмостках сцены»
- 1958 — «Город зажигает огни»
- 1958 — «Человек с планеты Земля»
- 1963 — «Каин XVIII»
- 1970 — «Хуторок в степи»
Интересные факты
- Старший брат Любимова Давид был талантливым живописцем, он брал Юрия на этюды, учил выбирать красивые пейзажи и ракурсы. Благодаря этим урокам мэтр всегда сам ставил освещение в театре, выполняя работу режиссера по свету.