Биография
Клара Лучко — советская и российская актриса, успевшая полюбиться миллионам зрителей. Ее ценили за мастерство, обаяние, женственность, которые органично сочетались с цельным, сильным характером. За годы работы в кино исполнительница представила на экране немало ярких, колоритных, незабываемых героинь, близких и понятных публике. Неслучайно Лучко в 1985-м получила звание народной артистки СССР.
Детство и юность
Клара Степановна Лучко родилась 1 июля 1925-го в Украине, в поселке Чутово на Полтавщине. Родители актрисы крестьяне. И отец, и мать трудились на руководящих должностях в совхозах соседних сел. Примером для девочки стала мама — умная, волевая, полная энергии женщина. К тому же Анна Ивановна была артисткой передвижного театра, в юности она даже пела в церкви с легендарным Иваном Козловским.
Видимо, мамино увлечение театром передалось и Кларе, которая хотела стать актрисой с юных лет. Родители не одобряли выбора дочери, мечтали увидеть наследницу юристом или доктором.
В детстве и юности будущая актриса выглядела нескладным подростком, за что ровесники дразнили ее «жирафой». Когда она училась в средних классах, семья перебралась жить в Полтаву, где и встретила войну. Завершать обучение Кларе пришлось в Казахстане, в Джамбуле: туда Лучко эвакуировались во время войны.
Когда Клара оканчивала десятилетку, ей на глаза случайно попало газетное объявление о том, что ВГИК, эвакуированный в Алма-Ату, набирает студентов-первокурсников. И девушка, ни минуты не тратя на размышления, засобиралась в столицу Казахстана. Мама, которая раньше выступала категорически против актерской профессии, видя решимость дочери, больше не препятствовала ей. А вот благословения отца Лучко не смогла дождаться, так как он в то время находился на фронте.
Девушка поступила с первой попытки и оказалась зачислена в мастерскую Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Улыбчивая студентка стала любимицей Тамары Федоровны, и та называла ученицу Петунией за стойкость характера и пробивную силу, не позволявшую сломаться под ударами судьбы.
В конце 50-х Клара окончила ВГИК и продолжила строить кинокарьеру, начало которой было положено еще в институте. В дипломе молодой артистки стояла рекомендация будущим режиссерам:
«Тургеневская барышня».
Фильмы
Кинематографическая биография Лучко стартовала на четвертом курсе ВГИКа. В картине «Три встречи», вышедшей в 1948 году, начинающая актриса сыграла геолога Бэлу Мухтарову. С этой первой серьезной работой она справилась замечательно.
В дипломном спектакле «Молодая гвардия» Клара исполнила роль Ульяны Громовой. В героическую подпольщицу артистка перевоплотилась настолько хорошо, что получила высший бал от самого Сергея Герасимова. После постановки режиссер сразу же взялся снимать фильм по роману Александра Фадеева. Конечно же, Лучко была уверена, что получит в картине роль Ульяны. Но юную артистку постигло первое и очень горькое разочарование: играть Громову выпало Нонне Мордюковой. А Клара получила малозаметную роль тетушки. Говорят, она так обиделась на Сергея Аполлинариевича, что чуть было не ушла из профессии.
После «Молодой гвардии», в которой Лучко в образе тетушки практически никто не заметил, последовала не слишком удачная лента «Родина капитана». К счастью, в этот непростой период актрису позвал в свою картину Иван Пырьев. Роль Даши Шелест в фильме «Кубанские казаки» помогла Кларе воспрянуть духом и не оставить актерское ремесло. Зрителям полюбился не только сюжет картины, но и прекрасные лирические композиции. Исполнительница главной роли Марина Ладынина, Екатерина Савинова и Клара Лучко представили песню «Каким ты был». Также голос Клары Степановны прозвучал в композиции «Ой, цветет калина».
Позднее в интервью исполнительница признавалась, что работать с Пырьевым оказалось непросто: режиссер славился вспыльчивостью и суровым нравом. Особенно ярко это открылось еще до съемок, когда артисты записывали для картины песни. В ходе процесса Иван Александрович позволял себе грубость в адрес коллег и нередко повышал на них голос. Однако с Кларой он обходился куда более мягко, хорошо чувствуя ее ранимость.
Картина после выхода на экраны сделала Лучко известнейшей актрисой Советского Союза. За эту работу она получила Сталинскую премию. Позднее «Кубанских казаков» часто критиковали за приукрашивание действительности, но артистка отмечала в беседе с журналистами, что только такая яркая, позитивная лента могла в то тяжелое и голодное послевоенное время побудить простых людей делать жизнь лучше.
После этой ленты в фильмографии Клары Лучко появился ряд картин, которые не только вошли в золотой фонд советского кинематографа, но и возвели молодую артистку в ранг звезд кино первой величины. Наиболее известные из них — «Большая семья», «На семи ветрах», «Государственный преступник» и «Двенадцатая ночь».
Последний — полнометражная художественная лента Яна Фрида, поставленная по пьесе Уильяма Шекспира. Лучко сыграла в ней сразу три роли: прекрасную Виолу, Виолу, представшую в образе Цезарио, и ее брата Себастьяна. И если изобразить героиню, переодевшуюся в мужское платье, оказалось не так сложно, то представить на экране юношу для хрупкой и женственной Лучко стало настоящим испытанием. Актриса признавалась, что сама Вивьен Ли в одноименной ленте играла только Виолу и Цезарио, а брата героини исполнял артист-мужчина.
Тем не менее Клара блистательно справилась с задачей. «Двенадцатая ночь» вышла на экраны в ноябре 1955 года и произвела фурор, став лидером проката. Комедию, в которой главные роли достались также Алле Ларионовой и Вадиму Медведеву, посмотрело несколько миллионов зрителей.
Но в середине 1960-х в личной и творческой жизни актрисы наступил сложный период. Внезапно умер муж Клары Степановны, наступило безвременье в кинокарьере. Предлагаемые роли не нравились известной артистке, но она соглашалась на все, только бы не простаивать и не терять мастерства.
Лучко достойно пережила эту черную полосу и дождалась белой: в последние два десятилетия жизни она сыграла лучшие роли. Пережитое сказалось на игре актрисы. Теперь воплощаемые ею образы стали более глубокими, психологически наполненными и многомерными.
Главной картиной последних, а возможно, и всех лет жизни знаменитости можно считать многосерийную мелодраму «Цыган» с Михаем Волонтиром в главной роли, где она сыграла Клавдию Пухлякову. Выход ленты на экраны имел оглушительный успех, поэтому вскоре появилось не менее успешное продолжение под названием «Возвращение Будулая». В интервью актриса рассказала, что когда она оказалась на базаре в Новороссийске в окружении местных цыган, то спросила, не расстроились ли они, что женой Будулая в итоге стала не ее героиня. Те ответили, что болели только за Клавдию.
В новом веке Лучко успела сняться в нескольких проектах, среди которых детективный боевик Рудольфа Фрунтова «Солнечный удар» и комедия Юлия Гусмана «Парк советского периода». В последней ленте кинозвезда появилась лишь в качестве камео, а в «Солнечном ударе» сыграла одну из ключевых ролей — Клару Миллер. Фильм вышел на экраны в 2002 году.
Личная жизнь
В статную и улыбчивую красавицу с лучистыми глазами влюблялись многие, но она в своей жизни сумела искренне полюбить только двоих мужчин.
Первым мужем Клары Степановны был известный актер Сергей Лукьянов. С ним артистка познакомилась еще в молодости, когда снималась в «Кубанских казаках». Лукьянов, как известно, играл в картине Гордея Гордеевича Ворона. По сути, юная красавица Лучко увела Лукьянова из семьи, где тогда подрастала его десятилетняя дочь, мама актрисы Дарьи Поверенновой. Говорят, увидев Клару, Лукьянов воскликнул:
«Я пропал!»
Спустя несколько месяцев после окончания съемок пара узаконила свои отношения, и вскоре у них появилась на свет их общая дочь Оксана. Супруги счастливо и дружно прожили вместе 15 безоблачных лет. Но в марте 1965 года Сергея Владимировича не стало: он, до этого перенесший три инфаркта, скоропостижно скончался от нового сердечного приступа, случившегося, когда выступал на собрании в Театре имени Евгения Вахтангова.
Второго мужа актриса встретила через четыре года после смерти Лукьянова. Случайное знакомство с Дмитрием Мамлеевым, молодым и подающим надежды журналистом «Известий», вскоре переросло в настоящую любовь. Лучко и Мамлеев счастливо прожили 36 лет. Кончину любимой жены Дмитрий Федорович переживал тяжело и умер через семь лет после ее ухода.
Примечательно, что до самого последнего дня жизни звезда сохраняла отличный внешний вид и прекрасную фигуру. Лучко не посещала тренажерных залов, дорогих массажистов и косметологов: всю работу по дому она делала самостоятельно, обожала готовить, убираться, копаться в земле на дачном участке. Она никогда не жаловалась на здоровье и имела цветущий цвет лица.
У кинозвезды была огромная коллекция шляпок, которые удивительно шли ей, придавая некую аристократичность. Когда-то любовь к шляпкам Кларе Степановне привила сама Любовь Орлова, умевшая сооружать удивительные головные уборы собственными руками из подручного материала.
Дочь Лучко Оксана Лукьянова окончила два театральных вуза — ВГИК и ГИТИС, но стопами родителей не пошла и стала журналисткой. Она вышла замуж, родила сына Сашу и какое-то время жила в Канаде. Но личная жизнь Оксаны не сложилась, и она вместе с сыном и внуком Клары Степановны Александром вернулась на родину.
Смерть
Не стало Клары Лучко внезапно: женщина, готовившаяся отметить 80-летний юбилей, была полна сил и новых творческих планов. Но субботним утром 26 марта 2005 года актрисы не стало. Причиной смерти оказался оторвавшийся тромб.
Муж Дмитрий Мамлеев увидел жену бездыханной в квартире на Котельнической набережной и немедленно вызвал неотложку, но врачам оставалось лишь констатировать смерть, случившуюся мгновенно.
На прощание со звездой пришли тысячи поклонников и сотни коллег, которые искренне скорбели о талантливой актрисе и невероятно светлом и добром человеке. Гражданская панихида состоялась в Доме кино. Похоронили звезду на Новодевичьем кладбище. Ее могила находится на 10-м участке, рядом с местом захоронения известного хирурга Бориса Петровского.
Фильмография
- 1948 — «Молодая гвардия»
- 1949 — «Кубанские казаки»
- 1952 — «Возвращение Василия Бортникова»
- 1964 — «Государственный преступник»
- 1970 — «Опекун»
- 1979 — «Цыган»
- 1979 — «С любимыми не расставайтесь»
- 1981 — «Мы, нижеподписавшиеся»
- 1981 — «Карнавал»
- 1985 — «Возвращение Будулая»
- 1994 — «Притча про светлицу»
- 2002-2009 — «Разведенные мосты»
- 2006 — «Парк советского периода»
Интересные факты
- В конце 60-х артистке предлагали сыграть соблазнительную Анну Сергеевну в комедии Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука». Но Клара Степановна решила, что ей не пристало появляться в таком легкомысленном виде. И даже после громкого успеха фильма она не пожалела, что отказалась от такой, казалось бы, выигрышной роли.
- За время карьеры Лучко успела поработать со многими крупными режиссерами, каждому из которых дала в интервью характеристику. Так, Герасимов учил студентов, не подавляя своей личностью, искал в каждом индивидуальность. Сергея Юткевича актриса назвала режиссером-эрудитом, а Всеволода Пудовкина — «сплошным темпераментом».
- В 1954-м Клару Степановну взяли в состав советской делегации кинематографистов в Канны. Примечательно, что на знаменитый фестиваль молодая актриса отправилась вместе с легендой советского кино Любовью Орловой. Сохранились архивные фото с этого события.