Биография
Любовь Орлову называли русской Марлен Дитрих. Благодаря ей советский кинематограф не только поднялся на новый уровень, но и стал уверенно конкурировать с театральным искусством. Огромное количество наград и заслуг, яркая фильмография — Любовь Петровну по праву считают одной из самых талантливых актрис Советского Союза.
Детство и юность
Будущая звезда советского кино Любовь Петровна Орлова родилась в 1902 году в дворянской семье. Ее отец Петр Федорович, служивший в военном ведомстве, имел награды от государя. Евгения Сухотина, мать Орловой, происходила из старинного рода дворянина, члена Государственного совета и кавалерийского генерала Николая Сухотина, служившего начальником Николаевской военной академии и состоявшего в родственной связи с графом Львом Толстым. У артистки хранилось произведение Толстого «Кавказский пленник». Книга была подписана и подарена маленькой Любови самим писателем.
Частым гостем в доме Орловых в подмосковном Звенигороде был и Федор Шаляпин. Как-то он, увидев домашний спектакль с участием Любови, напророчил девочке актерскую славу, посоветовав родным развивать талант юной артистки в театральной студии. Но родители больше хотели видеть дочь не актрисой, а музыкантом. Поэтому, когда Любе исполнилось семь лет, отвели ее в музыкальную школу, где она обучалась игре на фортепиано.
С 1919-го Любовь Петровна совершенствовала игру в Московской консерватории. Но через три года ей пришлось покинуть это учебное заведение, чтобы заработать на жизнь. С 1922 года она преподавала музыку и работала тапером в столичных кинотеатрах. Тем не менее в этот период девушка успевала учиться в ГИТИСе (в то время —театральный техникум). С 1926-го Орлова работала хористкой, а затем актрисой музыкальной студии МХАТа.
Фильмы
В студии Орлова поначалу пела в хоре и появлялась в небольших ролях в некоторых спектаклях. Но уже тогда талант и неповторимая внешность выделяли артистку среди коллег. Поэтому в 1932 году режиссер вывел ее из хора, сделав солисткой оперетты Жака Оффенбаха «Перикола». Любовь Петровна получила главную роль. На постановку с первых же дней премьеры толпами ходили театралы.
В 1933 году Любовь Петровну в роли Периколы впервые увидел начинающий кинорежиссер Григорий Александров, которому посмотреть на талантливую артистку посоветовал друг-художник. Постановщик был сражен талантливой игрой и красотой Орловой. После этой судьбоносной встречи актриса получила приглашение играть в его фильмах. На момент встречи Александров как раз подыскивал кандидатуру на роль Анюты в картине «Веселые ребята».
Изначально роль Орловой была невелика, все внимание уделялось герою Леонида Утесова и его оркестру «Теа-джаз». Но в ходе съемок очарованный Любовью Петровной режиссер увеличил роль артистки, сделав ее персонаж центральным. Это очень обидело Утесова, который не скрывал своего отношения к фаворитке Александрова и не раз подкалывал 32-летнюю женщину, игравшую роль юной девушки. Примечательно, что на съемки актриса приехала с любовником-иностранцем, а режиссер — с женой и ребенком. Это не помешало бурному роману на съемочной площадке, и после съемок пара поженилась.
«Веселые ребята» стали знаковым фильмом в творческой биографии Любови Петровны. У актрисы было великолепное сопрано, она замечательно танцевала. Отлично справившись с образом Анюты, она стремительно поднялась по карьерной лестнице советского кинематографа, более того, стала любимой актрисой Иосифа Сталина, а вместе с ней благоволение властей получал и Александров. Во многом благодаря Орловой кинематограф становится популярным видом искусства в Советском Союзе, ощутимо потеснив театр как по кассовым сборам, так и по количеству зрителей.
В 1936-м на экраны страны вышла вторая лента Александрова, где в главной роли снова появилась Любовь Орлова. Это был музыкальный фильм «Цирк», ставший одной из самых кассовых советских кинокартин. На момент съемок актрисе было уже 34 года, а по сценарию — на десять лет меньше, но зрителю это было незаметно: на крупных планах лицо артистки снимали в «мягком» фокусе. Кинолента получила Гран-при на Всемирной выставке в Париже, а в 1941-м была награждена Сталинской премией.
Через два года после выхода Цирка» на экраны поклонники таланта Орловой с удовольствием смотрели очередной музыкальную комедию — «Волга-Волга», также снятую Григорием Александровым. В ней, помимо Любови Петровны, сыграли Владимир Володин, Павел Оленев. Съемки в этой ленте стали первой заметной работой для Марии Мироновой, матери актера Андрея Миронова.
Герои картины были настолько яркими, что после премьеры в обиход вошел термин «бываловщина» по фамилии бюрократа Бывалова в исполнении комедийного актера Игоря Ильинского. Примечательно, что Ильинский спустя годы сыграл аналогичную роль — бюрократа Огурцова — в «Карнавальной ночи» Эльдара Рязанова. Образ Бывалова оценил и Сталин, наградив артиста Сталинской премией. Генсек отправил копию картины президенту США Франклину Рузвельту.
Фильмы с Орловой чрезвычайно любили советские зрители. В начале 1940-х актриса была настолько популярной, что нередко напутствовала и провожала солдат на фронт. Она выступала с концертами на всех фронтах — от Минска до Курска и Орла.
После войны актриса продолжала много сниматься. В 1947-м вышла музыкальная комедия «Весна». К моменту съемок Любови Петровне уже исполнилось 44 года. Освещение, съемки под углом и другие приемы скрывали возраст, но после завершения работы над лентой исполнительница планировала оставить кинокарьеру и стать актрисой Театра им. Моссовета. Чтобы расположить будущих коллег к Орловой, ее муж-режиссер включил в актерский состав ведущих артистов этого театра — Ростислава Плятта и Фаину Раневскую. Примечательно, что именно в «Весне» впервые появилась знаменитая заставка «Мосфильма» — скульптура «Рабочий и колхозница» Веры Мухиной.
В первый месяц после премьеры ленту посмотрели 18 млн советских зрителей, также копии фильма пошли в прокат за рубежом. Комедию отправили на первый послевоенный Венецианский кинофестиваль, откуда она привезла призы за лучший сценарий и лучшую актрису — эту награду Орлова разделила с Ингрид Бергман.
Дальнейшую кинокарьеру Любовь Петровна совмещала с со службой в Театре имени Моссовета. Карьерный спад наметился у Орловой в начале 1960-х. Она все реже появлялась на экране и на театральной сцене. В 1970-м зрители увидели комедию «Русский сувенир». А последняя лента с участием артистки — «Скворец и Лира» — вышла в 1972 году.
Внешность и стиль
В молодости внешность советской кинодивы существенно отличалась от известного всем образа «советской Марлен» с платиновыми волосами и тонкими бровями — Орлова была круглолицей девушкой с темно-каштановыми косами. Примечательно, что свой цвет волос артистка очень любила, но стала блондинкой по настоянию муж-режиссера.
По словам современников, Александров слепил ее именно по образцу Марлен Дитрих. У Орловой появилось много схожих черт с голливудской звездой. В «Веселых ребятах» у Анюты был точно такой же цилиндр, как у Дитрих в ленте «Голубой ангел». В «Цирке» у героини Орловой цвет волос черный пополам с платиновым, как у Марлен.
Ходили слухи о знакомстве и романе Александрова с Дитрих, так что Орлова ревновала и открыто не любила зарубежную коллегу, что подтвердил ее биограф Михаил Куницын.
Любовь Петровна стала признанной примадонной советского кинематографа и иконой стиля уже после 30. Она тщательно заботилась о своей внешности и была первой из советских актрис, регулярно пользовавшихся передовыми новинками косметологии для ухода за телом и лицом. Поговаривают, что Орлова первой сделала пластическую операцию. Во всяком случае аристократическая внешность и чрезвычайная ухоженность долгое время позволяли ей скрывать свой возраст — год ее рождения не знали даже близкие друзья и коллеги.
Личная жизнь
Личная жизнь Любови Орловой — это три брака. Первый раз она вышла замуж за видного чиновника наркомата земледелия Андрея Гаспаровича Берзина. Вместе они прожили четыре года. В 1930-м Берзина арестовали и сослали в Казахстан.
В 1932 году Орлова познакомилась с австрийским импресарио Францем (фамилия его утерялась), с которым год прожила в гражданском браке. А в 1933-м актриса встретила Григория Александрова и в том же году вышла за него замуж. Вместе супруги прожили до самых последних дней артистки. Детей у пары не было.
Смерть
Не стало Любови Петровны Орловой 26 января 1975 года. Причина смерти артистки — рак поджелудочной железы. Похоронили ее на Новодевичьем кладбище. Григорий Александров пережил супругу на восемь лет.
В 2014 году дачу актрисы и режиссера в подмосковном Внукове приобрел известный адвокат Александр Добровинский. Он же стал собственником личного архива великой артистки — сохранившихся фото и дневников. Давая интервью, Добровинский развеял миф о том, что Любовь Петровна была влюблена в Иосифа Сталина: актриса начала ненавидеть генсека после того, как ее первого мужа Берзина сослали в Казахстан.
Адвокат прочел в дневнике артистки, что Сталин однажды пригласили ее на ужин. Именно там она поинтересовалась судьбой своего первого супруга, что очень не понравилось Иосифу Виссарионовичу. После этого эпизода он более никогда не предпринимал никаких попыток личного общения со звездой.
Память
Имя знаменитой актрисы носят морское судно, кратер, астероид и даже новые сорта фиалки и флоксов, а фото размещено на памятных монетах и марках. Ее судьба и карьера стали основой для двух десятков документальных и художественных картин: «Кинопанорама» (1979), «Три любви Любови Орловой» (2005) и пр.
В марте 2015-го зрители увидели сериал «Орлова и Александров», снятый на основе реальных событиях жизни актрисы от юности до самой смерти. Орлову сыграла Олеся Судзиловская, ее мужа — Анатолий Белый.
В 2022 году отмечалась юбилейная дата — 120 лет со дня рождения Любови Петровны. Мероприятия, посвященные великой исполнительнице, стартовали с лекции Андрея Апостолова в Музее кино. Там же состоялся показ ленты «Светлый путь». А в завершение выступила Христина Блохина, которая исполнила главные советские хиты.
Фильмография
- 1934 — «Весёлые ребята»
- 1936 — «Цирк»
- 1938 — «Волга-Волга»
- 1939 — «Ошибка инженера Кочина»
- 1940 — «Светлый путь»
- 1941 — «Дело Артамоновых»
- 1947 — «Весна»
- 1949 — «Встреча на Эльбе»
- 1950 — «Мусоргский»
- 1960 — «Русский сувенир»
- 1974 — «Скворец и Лира»
Интересные факты
- Даже будучи замужем или в отношениях, актриса всегда спала одна. Это следствие психологической травмы: во время ареста ее первого супруга Андрея Берзина чекисты «чуть ли не штыками вынимали из супружеской кровати».
- Фанатичное желание советских женщин переделать свою внешность под кинодиву стало медицинским диагнозом «синдром Орловой».