Биография
Андрей Миронов был одним из самых востребованных советских актеров. Он проявил себя и на театральной сцене, и в кино. У Андрея Александровича не было не было ни музыкального образования, ни слуха, голос фальшивил, но это не помешало ему стать популярным поющим артистом и звездой музыкальных фильмов.
Детство и юность
Андрей Миронов родился в семье известных артистов — Марии Мироновой и Александра Менакера. И хотя сын появился на свет 7 марта, родители указали дату рождения на день позже. Таким образом, официальная дата рождения актера — 8 марта 1941 года.
Жизненные дороги Мироновой и Менакера сошлись, когда артисты уже имели семьи. Внезапный роман случился на гастролях, в Ростове-на-Дону. Мария Владимировна и Александр Семенович сразу же расторгли свои браки и поженились.
Сын Андрей родился почти на театральных подмостках: схватки у Мироновой случились во время спектакля. Вскоре началась Великая Отечественная война. Родители вместе с театром уехали в эвакуацию в Ташкент, где и прошли ранние годы Андрея Миронова.
Пережив военные годы, семья вернулась в Москву. Здесь Андрей Менакер отправился в школу. В это время грянуло пресловутое «дело врачей». Родители решили обезопасить сына от проблем, и в третий класс Андрей пошел с фамилией матери — Миронов.
Детство будущего артиста было безоблачным. Мальчик гонял в футбол, коллекционировал значки и обожал «трофейные» фильмы. И хотя учился он средне, в классе считался лидером и пользовался авторитетом. Миронов был дружен со своим старшим единокровным братом, сыном отца от первого брака Кириллом Ласкари, вместе с которым устраивал домашние концерты.
Летом родители Миронова отдыхали в Подмосковье, где в поселке Пестов был дом отдыха для артистов. Там часто бывали знаменитости из МХАТа и других театров, композиторы и писатели. Отдыхал с родителями и сын. В детстве он с удовольствием впитывал атмосферу искусства и сам рос творческим и артистичным человеком. Свои первые роли Андрей сыграл в школьных постановках: с девятого класса он занимался в школьной театральной студии, а позже — в студии при Центральном детском театре.
В 1958 году юноша поступил в Щукинское театральное училище. Интересно, что члены приемной комиссии не знали, чей сын стоял перед ними.
Театр
В 1962 году Миронов окончил театральный вуз с красным дипломом. Уже в молодости его талант был неоспорим и очевиден. После просмотра начинающего актера с удовольствием приняли в Московский театр сатиры. Здесь артист служил 25 лет.
В то время главным режиссером театра был Валентин Плучек. Миронов сразу же стал его фаворитом, что никого не удивило. Ведь у молодого артиста обнаружился невероятный темперамент и безусловный талант. Он мгновенно заряжал энергией всех, кто попадал в поле его обаяния.
Игра Андрея Александровича вызывала восхищение даже у опытных театралов. Первые же постановки — «Клоп», «Над пропастью во ржи» и «Доходное место» — продемонстрировали его исключительный профессионализм. В 60-70-е годы взять билет в Театр сатиры было архисложной задачей. Все шли посмотреть на новую звезду. Игра Миронова казалась чем-то магнетическим: зритель сидел затаив дыхание и смотрел от начала до конца представление, пока артист не покидал сцену.
Фильмы
Первой серьезной работой Андрея Александровича в кино стала киноповесть «Мой младший брат» (1962) Александра Зархи. Эта лента стала дебютной для двух советских кинозвезд — Олега Даля и Александра Збруева. Вместе с Мироновым они объявили забастовку на съемках фильма в Прибалтике, чтобы получить номера с горячей водой, и добились своего.
Вышедшая в 1966-м трагикомедия Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля» стала одной из самых популярных лент в истории советского кино. Помимо Миронова, игру которого критики оценили высоко, в актерский состав вошли Олег Ефремов, Иннокентий Смоктуновский. Фильм собрал множество призов на иностранных кинофестивалях в Сиднее, Эдинбурге, Мельбурне.
Еще большим успехом пользовалась комедия «Бриллиантовая рука» (1968), в которой, кроме Миронова, снялись такие знаменитости, как Юрий Никулин и Анатолий Папанов. В фильме актер продемонстрировал еще один талант, который затем активно эксплуатировали режиссеры, снимавшие Андрея Александровича. Он спел «Остров невезения» — хит и легенду. Впоследствии артист исполнял песни, нередко становившиеся хитами, практически в каждом фильме, в котором снимался.
У зрителей кино пользовалось успехом, а вот критики отнеслись к нему сдержанно. Современные исследователи вовсе считают комедию пародией на советские и зарубежные ленты и находят в ней элементы картин как о Василии Чапаеве, так и о Джеймсе Бонде.
Театральная и кинокарьера актера также нередко пересекались. Например, полюбившаяся зрителям пьеса «Маленькие комедии большого дома», где Миронов сыграл вместе со Спартаком Мишулиным, вскоре вышла на телеэкранах, позволив всей стране полюбоваться игрой артистов. Телеспектакль сразу же начал пользоваться широкой популярностью.
Появление Андрея Александровича в «Достоянии республики» тоже не осталось незамеченным. Критики говорили, что здесь Миронов сыграл себя — такого же азартного, энергичного и доброго. В фильме прозвучал новый хит — песня «Кто на новенького?».
После появления в творческой биографии Миронова двух новых лент Эльдара Рязанова — «Старики-разбойники» и «Невероятные приключения итальянцев в России» — Андрей Александрович стал заслуженным артистом РСФСР. Когда снимался последний фильм, итальянские актеры были удивлены и шокированы бесстрашием советского коллеги. Ведь во всех рискованных трюках он снимался без дублера.
Эльдар Рязанов, восхищенный талантом артиста, хотел взять его в картину «Ирония судьбы, или С легким паром!». Миронов должен был играть Ипполита. Андрей Александрович попросил дать ему роль Жени Лукашина, на что режиссер согласился. Но когда во время пробных репетиций советский секс-символ произносил фразу о том, что он никогда не пользовался успехом у женщин, все понимали, что это невозможно. На тот момент у Андрея Миронова уже была такая слава, что слова и действительность диссонировали чересчур сильно.
Особая группа проектов в фильмографии Миронова — это советские мюзиклы, игра артиста в которых была непревзойденной. «Соломенная шляпка» и «Небесные ласточки» сразу же стали золотым фондом кинематографа.
Премьера мюзикла «Обыкновенное чудо» состоялась на ЦТ СССР 1 января 1979 года. Комедия получилась искрометной, и только немногие знали, что Евгений Леонов незадолго до съемок пережил инфаркт, а Олега Янковского сразил сердечный приступ на съемочной площадке. Александр Абдулов едва не погиб — он запутался в стремени, и лошадь поволокла его по земле. Миронову пришлось отстаивать композицию о бабочке и воробушке — будущий шлягер цензоры признали фривольным и потребовали убрать из картины, но Андрей Александрович, будучи любимцем партийных чиновников, отстоял песню.
Золотой стала и роль актера в «12 стульях» (1977). В многосерийной экранизации юмористического романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова Миронов сыграл главную роль — авантюриста Остапа Бендера. Как рассказал режиссер Марк Захаров, первый показ картины по ТВ был провальным: все неизбежно сравнивали фильм с одноименной экранизацией Леонида Гайдая, вышедшей в 1971-м, где роль Бендера сыграл Арчил Гомиашвили.
Успех пришел к комедии только после повторных показов, а песни из фильма в исполнении Андрея Миронова скоро стали шлягерами.
В 1980-м Андрей Александрович получил звание народного артиста РСФСР. Авторитет актера для режиссеров был настолько велик, что перед съемками картины «Будьте моим мужем» Миронов, сам игравший главного героя, подбирал актрису на главную женскую роль. В итоге его партнершей по съемочной площадке стала Елена Проклова.
Пресса тут же заговорила о романе артистов и о том, что Миронов сознательно отдал роль экранной возлюбленной своей любимой женщине. Но эта версия не подтвердилась. Как вспоминают современники, актер пытался ухаживать за Еленой, но был отвергнут. По информации прессы, во время съемок фильма Проклова все же завела роман, но с декоратором Александром Адамовичем.
Критики считают, что из всех знаменитых фильмов Миронова гениальное мастерство актера наиболее ярко проявилось в ленте «Мой друг Иван Лапшин». По фрагменту, когда герой Андрея Александровича пытается застрелиться в ванной, до сих пор учат студентов театральных вузов. Глубина и трагизм образа поражали.
Одной из последних киноработа Миронова стала комедия «Человек с бульвара Капуцинов». Успех фильма был невероятный, сравнимый разве что с выходом «Бриллиантовой руки».
Личная жизнь
Личная жизнь Андрея Миронова была богата романами, что и не странно. Женщины боготворили его. Любил прекрасный пол и Андрей Александрович. В 1971 году женой актера стала Екатерина Градова, которую зрители помнят по роли Кэт в «Семнадцати мгновениях весны». В этом браке появилась дочь Мария Миронова, но через три года супруги расстались.
Второй супругой Андрея Александровича стала артистка Театра Советской армии Лариса Голубкина. Ее руки актер добивался десять лет, неоднократно и безуспешно делая ей предложения. В 1976 году Андрей и Лариса поженились.
Миронов удочерил дочь Ларисы, ныне известную актрису Марию Голубкину, которую артистка родила вне брака. Актер дал приемной дочери свою фамилию, но, поскольку обе Маши учились в одной школе в параллельных классах, мать Андрея Александровича настояла, чтобы Лариса Голубкина вернула девочке свою фамилию.
Детей актер воспитывал, не делая особых различий между родной дочерью и падчерицей. Обе они пошли по стопам родителей и стали известными артистками. Рано ушедший из жизни Андрей Александрович не успел увидеть внуков, которых родила его дочь Мария Миронова, — Андрея и Федора.
Татьяна Егорова
Громкие романы у Андрея Миронова были не только с женами. До сих пор многие поклонники актера уверены, что его единственной по-настоящему любимой женщиной была актриса Татьяна Егорова, на которой Андрей едва не женился.
Спустя годы после этого Татьяна написала и издала автобиографическую книгу о своем романе «Андрей Миронов и я», чем вызвала шквал критики со стороны родственников актера, которые хоть и не отрицали роман Андрея и Татьяны, но принижали его значение, утверждая, что у Миронова было огромное количество женщин и отношения с Егоровой для него ничего не значили.
Также романом не были довольны со стороны актерского сообщества, ведь женщина смело рассказала не только о своей личной жизни, но и о театральных интригах, окружавших Андрея Миронова, описала в книге, что кумира миллионов ненавидели многие его коллеги, завидовавшие молодому и талантливому актеру.
Последние годы
Первые признаки болезни у Миронова проявились под конец 70-х. В 1978 году, когда артист гастролировал в Ташкенте, у него произошло первое кровоизлияние. Доктора диагностировали менингит. Но через два месяца Андрей Александрович преодолел болезнь и даже вышел на сцену. Тогда благодарные зрители, несмотря на декабрьские морозы, засыпали кумира цветами.
80-е годы были наиболее тяжелыми в жизни актера. Все тело, усыпанное страшными фурункулами, невыносимо болело. Движение приносило невероятную боль. Миронов не переставал играть в театре, болезнь не заставила его отказаться от сцены. Это дорого ему давалось: фурункулы лопались от движения, и на одежде проступали пятна крови. По словам коллег, во время спектаклей артист несколько раз менял рубашки.
Актер испробовал разные способы лечения: использовал мази, многократные переливание крови, обращался к знахарям. Помогла только сложная операция.
5 августа 1987 года в своей московской квартире найден мертвым друг Андрея Александровича актер Анатолий Папанов. Он умер от остановки сердца при странных обстоятельствах, хотя не жаловался на здоровье. По слухам, артист говорил, что его душит кто-то невидимый, и даже ходил к знахарке.
Миронов тяжело воспринял смерть Папанова. Как отмечали очевидцы, стоя у гроба коллеги, он спрашивал, как же будет теперь играть в одиночку, и даже просил друга забрать его с собой. Поэтому в последующих событиях поклонники актера увидели мистический смысл.
Смерть
Меньше двух недель прошло со страшной просьбы Миронова. 14 августа 1987 года Андрей Александрович сыграл последнюю роль. Трагедия случилась в Риге во время монолога в постановке «Женитьба Фигаро». Двое суток доктора сражались за жизнь актера под косвенным руководством Эдуарда Канделя, прославленного нейрохирурга. Но утро 16 августа стало последним: артист ушел после второго обширного кровоизлияния из-за разрыва аневризмы сосуда, что и стало причиной смерти.
Тело актера перевезли из Риги в Москву. На протяжении всего пути жители сел и городов, через которые проходила дорога, выходили попрощаться с любимым актером и забрасывали дорогу перед машиной цветами. 20 августа прошли похороны Миронова. Около могилы Андрея Александровича на Ваганьковском кладбище в тот день почти не было его коллег — руководство не разрешило актерам прерывать гастроли.
На месте погребения артиста установлен памятник из восьми ровных плит из черного камня в виде театральных кулис. Прорези в плитах в центре композиции образуют крест. На надгробии нет фото, только имена артиста и его матери — Мария Владимировна умерла через 10 лет после кончины сына и похоронена рядом с ним.
Фильмография
- 1963 — «Три плюс два»
- 1966 — «Берегись автомобиля»
- 1968 — «Бриллиантовая рука»
- 1973 — «Невероятные приключения итальянцев в России»
- 1974 — «Соломенная шляпка»
- 1976 — «Небесные ласточки»
- 1976 — «12 стульев»
- 1978 — «Обыкновенное чудо»
- 1979 — «Трое в лодке, не считая собаки»
- 1981 — «Будьте моим мужем»
- 1984 — «Мой друг Иван Лапшин»
- 1987 — «Человек с бульвара Капуцинов»
Интересные факты
- Миронов стал одним из актеров, озвучивших кота Леопольда в популярном советском мультфильме.
- В 1988-м в Санкт-Петербурге открыт Театр имени Андрея Миронова.