Биография
Загадочный и отстраненный, как будто не от мира сего, Иннокентий Михайлович Смоктуновский создал и воплотил на экранах образ наивного, чистого гения, непонятого и трогательного интеллектуала.
По воспоминаниям режиссеров и коллег, со Смоктуновским невозможно было работать так, как с другими актерами: он был мастером, человеком творчества и потому мог полностью раскрыться только в условиях максимального для себя комфорта. И для Иннокентия Михайловича эти условия создавались. Только для него.
Детство и юность
Иннокентий Смоктуновский родился в марте 1925-го в селе Татьяновке в Томской губернии (сейчас — Томская область). В семье Михаила Петровича и Анны Акимовны Смоктунович он стал вторым ребенком из шести. По национальности — белорус. Его предков отправили в Сибирь в середине XIX века: по словам артиста, прадед, служивший егерем в Беловежской пуще, убил зубра, за что был сослан вместе с семьей.
В конце 1920-х отец артиста, державший мельницу, как и прочие родственники из мелких купцов, попал под раскулачивание и репрессии. Не желая идти в колхоз, семья бежала от голода в Томск, а позже — в Красноярск, где жила сестра отца.
Глава семейства работал грузчиком в порту, мама Иннокентия устроилась на колбасную фабрику, но жить все равно приходилось впроголодь. В 1932 году, когда голод добрался до Красноярска, а Анну Акимовну уволили, родители отдали старших детей Кешу и Володю на воспитание к тете Надежде Петровне и ее мужу.
Супружеская чета, не имевшая собственных детей, искренне полюбила мальчиков. Но ситуация в семье тети была немногим лучше: Владимир умер в 1932-м от голода, сам будущий артист, чтобы выжить, воровал еду на рынке.
Иннокентий учился плохо, не интересовался школьными предметами, проявлял свободомыслие и вспыльчивость, которые очень не нравились преподавателям. Кроме того, мальчик не признавал авторитетов, а также частенько ввязывался в драки. Будучи в 6-м классе, подросток, уже тогда влюбленный в театр, записался в школьный драматический кружок, откуда после первой постановки его выгнали. Выйдя на сцену в день премьеры спектакля, от волнения он расхохотался перед зрительным залом и в итоге так и не смог сыграть. Впрочем, несмотря на этот эпизод, театр продолжал привлекать юношу. Всеми правдами и неправдами Кеша пытался попадать на спектакли городского театра.
Ситуация осложнялась тем, что денег не было, и ради заветного действа парень шел на рискованные и часто незаконные шаги, вплоть до подделки билетов. Позже Иннокентий устроился на подработку в театр статистом, а потом поступил в школу киномехаников, и казалось, что жизнь налаживается, пока не произошла очередная беда.
Началась Великая Отечественная война, отца забрали на фронт. Юноша остался единственным кормильцем в семье, в которой подрастали четверо детей. После окончания фельдшерско-акушерского училища он работал в госпитале при воинской части.
В конце 1942 года пришло известие, что Михаил Смоктунович пропал без вести (позже выяснилось, что погиб), а в начале 1943-го и самого Иннокентия забрали воевать. После пехотного училища новобранец отправился на фронт рядовым в 75-ю гвардейскую стрелковую дивизию.
О том периоде жизни великий актер позже рассказывал в интервью и биографии. Став связным штаба, фронтовик был награжден медалью «За отвагу», позже попал в плен, из которого бежал. Иннокентий пережил голод, который едва не свел его в могилу, и спасся только потому, что семья крестьян приютила его, откармливала и ухаживала, рискуя при этом всем.
Вернувшись в строй уже в рядах партизан, Смоктуновский сражался до конца войны, участвовал во взятии Берлина и был удостоен еще одной медали «За отвагу». Через всю жизнь Смоктуновский пронес чувство глубокой благодарности и после войны не терял связь со своими благодетелями.
Театр
По окончании войны Иннокентий вернулся к семье. Перепробовав несколько направлений деятельности, молодой человек снова устроился в студию при Красноярском театре. Статистов иногда приглашали играть в постановках, так что достаточно скоро Смоктуновский получил возможность выйти на сцену.
Однако сказалось отсутствие специальной подготовки: в молодости каждый раз во время спектакля Смоктуновский зажимался, его речь становилась тихой и невнятной. Режиссер высказывал претензии неудачливому актеру, тот же отвечал резко и нервно. Из-за постоянных конфликтов меньше чем через год Иннокентия Михайловича выгнали из театра.
Из-за пребывания в плену Смоктуновский не мог появляться в самых крупных городах СССР, а потому в поисках актерского опыта он отправился в Норильск, где ему посчастливилось устроиться в 2-й Заполярный театр драмы. Там служили в основном такие же, как и Иннокентий Михайлович, «неблагонадежные», в том числе и экс-узники Норильлага, среди которых был Георгий Жжёнов.
В Норильске благодаря поддержке коллег Смоктуновский прошел актерскую школу, избавился от зажатости и наконец-то смог раскрыться как потрясающий артист. Иннокентий Михайлович начал получать ведущие роли в спектаклях.
Постепенно климат севера начал подтачивать здоровье актера, в 1951-м Смоктуновский заболел цингой и был вынужден променять Норильск на Грозный, а затем на Махачкалу. Когда в 1953-м супруге Иннокентия Михайловича Римме Быковой, с которой он вместе работал в Дагестанском русском драматическом театре имени Максима Горького, предложили работу в Сталинградском драмтеатре, супруги вместе отправились в Сталинград (современный Волгоград). В то время город восстанавливали всей страной, уделялось внимание и культурной жизни.
Сыграв в спектакле «Укрощение строптивой» в эпизоде, Иннокентий Михайлович смог добиться внимания прессы и зарекомендовал себя как актер, который может вытянуть и сделать яркой даже крошечную роль. Смоктуновский начал воплощать более значительные образы и вскоре стал звездой театра.
Но постепенно нарастал конфликт между артистом и главным режиссером Краевого драматического театра имени Максима Горького. Позже Иннокентий Михайлович разругался с женой, работавшей в том же театре, и это стало последней каплей. В январе 1955 года артист уволился и уехал в Москву.
Смоктуновскому не удалось сразу закрепиться ни в одном из крупных столичных театров. Несколько месяцев актер распродавал личные вещи, периодически ночевал и обедал у близких друзей Риммы и Леонида Марковых, потом в Театре имени Ленинского комсомола подрабатывал за мизерные деньги.
Его спасло знакомство с Суламифью Кушнир, будущей женой. Проникшись сочувствием к молодому мужчине, девушка, в то время работавшая художником-гримером, познакомила его с Иваном Пырьевым, который устроил исполнителя в Театр-студию киноактера.
В 1957 году Смоктуновский получил роль князя Мышкина в постановке «Идиот» в Большом драматическом театре — режиссер Георгий Товстоногов оценил игру артиста в картине «Шторм». Благодаря этому спектаклю к актеру пришла слава, и не только в Москве, но и по всему Советскому Союзу.
Союз двух гениев — Товстоногова и Смоктуновского — буквально потряс театральный мир. Иннокентий Михайлович стал трудиться в БДТ, играя главные роли в нескольких спектаклях. Тогда же артист начал активно сниматься в кино. Вскоре случилось так, что из-за съемок Смоктуновский опоздал на начало сезона в родном театре. Вспыльчивый режиссер уволил актера. Это случилось в 1960 году.
В театр артист вернулся только в 70-х и за 20 последующих лет сыграл во множестве спектаклей, укрепивших и приумноживших его славу. Особенно выделялся сценический дуэт Смоктуновского и Олега Ефремова. До последних лет жизни Иннокентия Михайловича двое друзей часто играли вместе.
Фильмы
Кинокарьера Смоктуновского началась с массовок на «Мосфильме», малоизвестный актер хорошо зарекомендовал себя и на «Ленфильме», а после успеха «Идиота» в БДТ, а на спектакль приезжали из всех уголков СССР, артиста начали приглашать на главные роли.
В 1962-м вышел фильм Михаила Ромма «Девять дней одного года», ставший лучшей лентой года по версии «Советского экрана». В главный актерский состав помимо Смоктуновского вошли Алексей Баталов, признанный лучшим актером года, и Татьяна Лаврова. Иннокентий Михайлович попал в каст в последний момент — заменил утвержденного на роль Юрия Яковлева, который перед началом съемок попал в аварию.
В ленте Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля» (1966) Смоктуновский сыграл одного из самых популярных персонажей советского кинематографа — советскому Робин Гуду Юрию Деточкину в 2012-м даже поставили памятник в Самаре.
Примечательно, что от роли в «Берегись автомобиля» Иннокентий Михайлович первоначально отказался, поскольку был занят в экранизации трагедии Уильяма Шекспира «Гамлет» в переводе Бориса Пастернака. Картина Григория Козинцева собрала целую коллекцию наград на советских и международных кинофестивалях, среди которых специальный приз жюри Венецианского МКФ, номинации на BAFTA и «Золотой глобус». Смоктуновский и Козинцев получили Ленинскую премию.
После выхода «Гамлета» среди советских зрителей распространился слух о том, что Смоктуновский так глубоко вжился в роль шекспировского принца, что действительно болен шизофренией.
Роль Порфирия Петровича в исполнении Смоктуновского в «Преступлении и наказании» (1969) по сюжету одноименного романа Федора Достоевского отмечена Государственной премией РСФСР имени братьев Васильевых.
Слова «малоизвестного артиста» из мелодрамы «Москва слезам не верит» (1979) превратились в одну из самых часто упоминаемых цитат из оскароносной ленты. Картину режиссера Владимира Меньшова посмотрели около 90 млн советских зрителей, она стала одним из лидеров проката 1980-го, уступив только «Пиратам XX века».
В сатирической трагикомедии «Мертвые души» (1984) Михаила Швейцера, ставшей одной из самых известных экранизаций первого тома одноименной поэмы Николая Гоголя, Иннокентию Михайловичу досталась роль Плюшкина. Коллегами Смоктуновского по съемочной площадке в этом проекте стали Александр Калягин и Юрий Богатырев.
Еще одна полюбившаяся зрителям картина с участием Смоктуновского — приключенческая лента «Гардемарины, вперед!» (1988) Светланы Дружининой. Успех мини-сериала обусловил выход многочисленных сиквелов, но Иннокентий Михайлович в них уже не снимался.
Незабываемым получился в исполнении Иннокентия британский премьер-министр в сериале «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Двадцатый век начинается» (1986) — эдакое сочетание английской чопорности и горячности. При этом критики отмечали, что криминальный авторитет в комедии «Гений» (1991) с Александром Абдуловым будет пострашнее и убедительнее отдельных реальных боссов мафии.
Последние проекты продолжали выходить уже после смерти Иннокентия Михайловича. Например, «Вино из одуванчиков», где роль Смоктуновского пришлось озвучивать Сергею Безрукову, так как звуковую дорожку записать не успели.
Личная жизнь
Деталями личной жизни народный артист Советского Союза свободно делился в интервью. Первый брак Иннокентия с коллегой по сцене Риммой Быковой продлился 2 года. Постепенно красавица охладела к супругу и увлеклась молодым коллегой. Выяснение отношений между мужчинами закончилось дракой.
Смоктуновский не стерпел такого поворота событий, развелся с женой и уехал в Москву, где встретил Суламифь Кушнир, ставшую его спутницей на всю жизнь.
В этом браке родились трое детей. Старшая Надя умерла через 6 месяцев после рождения. Вторым ребенком в 1957-м стал сын Филипп. Дочь Мария появилась у супругов в 1965 году. Иннокентий Михайлович хотел, чтобы дети продолжили династию, однако младшие Смоктуновские не полюбили театр так, как отец.
Правда, Мария, танцевавшая в Большом театре, а потом заведовавшая музеем МХАТа, успела засветиться в эпизодах картин «Дело Сухово-Кобылина», «Зависть богов», «Дамский портной». Филипп стал переводчиком. По стопам деда пошла внучка Анастасия, родившаяся в семье Филиппа и балерины Ольги Буцкевич. Актриса играет в московском театре Et Cetera.
Смерть
Причиной смерти Смоктуновского в августе 1994 года стал инфаркт. Предыдущий, по рассказам близких, актер перенес еще в марте. Не долечился, продолжил съемки в картинах «Белый праздник» и «Притяжение солнца». Причем в обеих Иннокентий Михайлович играл стариков, чья жизнь близится к концу. По завершении работы уехал в санаторий, а через пару дней захотел вернуться домой. Родственники приехали забирать уже тело — четвертый инфаркт он не пережил.
Прощание со знаменитым актером прошло в МХТ имени Антона Чехова. Присутствовавшие потом вспоминали фото, выставленное на сцене: «Проницательный взгляд князя Мышкина». Могила Иннокентия Смоктуновского находится на Новодевичьем кладбище, в одном ряду с Олегом Борисовым и Иваном Козловским.
Фильмография
- 1957 — «Дорогой бессмертия»
- 1957 — «Рядом с нами»
- 1958 — «Ночной гость»
- 1959 — «Неотправленное письмо»
- 1961 — «Високосный год»
- 1961 — «Девять дней одного года»
- 1962 — «Моцарт и Сальери»
- 1964 — «Гамлет»
- 1965 — «На одной планете»
- 1966 — «Берегись автомобиля»
- 1968 — «Степень риска»
- 1969 — «Преступление и наказание»
- 1970 — «Дядя Ваня»
- 1974 — «Анна и Командор»
- 1975 — «Звезда пленительного счастья»
- 1979 — «Москва слезам не верит»
- 1982 — «Кража»
- 1985 — «Дети солнца»
- 1985 — «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда»
- 1987 — «Гардемарины, вперед!»
- 1990 — «Дамский портной»
- 1990 — «Ловушка для одинокого мужчины»
- 1993 — «Убийца»
- 1994 — «Белый праздник»
- 1994 — «Поездка на восток»
Интересные факты
- По мнению биографов, Смоктунович сменил фамилию на Смоктуновский во время войны, чтобы убрать из биографии упоминание о репрессированных родственниках, в числе которых были даже расстрелянные по «политической» статье. Сам актер утверждал, что изменил ее из-за неблагозвучности. Есть версия, что это произошло уже после войны по требованию директора 2-го Заполярного театра драмы во время политической кампании по борьбе с космополитизмом.
- Иннокентий Михайлович был другом и крестным отцом писателя Анатолия Кима.