Биография
Георгий Александрович Товстоногов — режиссер и преподаватель. С его именем ассоциируется целая эпоха в жизни советского театра. Уже при жизни его считали гением и революционером в сценическом искусстве, который ради достижения результата не шел на компромиссы. Память о мэтре бережно сохраняется и на подмостках, и вне их.
Детство и юность
По официальной информации, Товстоногов появился на свет 15 (28) сентября 1915 года в грузинском городе Тифлисе, который сегодня называется Тбилиси. Однако согласно другим свидетельствам, Георгий родился в Петрограде, где семья жила на Фурштатской улице, и только в 1919-м переехал с родными в Грузию.
Его отец Александр Андреевич, инженер-железнодорожник, был на хорошем счету в министерстве путей сообщения Российской империи. Мать Тамара Папиташвили окончила Петербургскую консерваторию с дипломом вокалистки. Младшая сестра, Натела Товстоногова, став супругой актера Евгения Лебедева, связала жизнь с талантливыми творческими людьми.
Георгий поступил в школу раньше сверстников и в 15 лет завершил обучение. Уже в те годы подростка безудержно увлекала сцена. Дядя мальчика работал артистом в драмтеатре Тифлиса и приводил его смотреть постановки. Отец, видя заинтересованность сына, настаивал на выборе другого жизненного пути. По его наставлению и при содействии знакомого парень стал студентом Тбилисского железнодорожного института.
Отучившись здесь год, в 1931-м он ушел из вуза, став актером и помощником режиссера Николая Яковлевича Маршака. Потенциал Георгия Товстоногова в молодости был настолько очевидным, что в 1933-м Маршак доверил ему самостоятельную работу. Спектакль по произведению Антона Павловича Чехова назывался «Предложение» и имел успех в городе.
Первая удача вдохновила дебютанта. В 1933-м юноша поступил в ГИТИС. Он был слишком юн для прохождения конкурсного отбора, поэтому в документах увеличил реальный возраст на 2 года. Педагогами студента стали знаменитые постановщики Андрей Михайлович Лобанов и Алексей Дмитриевич Попов. Параллельно с обучением молодой человек продолжал работать в ТЮЗе.
1937-й сломал все мечты Георгия: отец был репрессирован как японский шпион. Наследник автоматически стал сыном «врага народа». О получении образования в столичном институте можно было забыть: его отчислили с 4-го курса ГИТИСа. Вскоре после этого случилось непредсказуемое. Невзначай брошенная фраза Иосифа Сталина «Сын за отца не отвечает» позволила Товстоногову восстановиться и с блеском завершить обучение в 1938-м.
Театральный режиссер Георгий Товстоногов
Выпускника пригласили на пост режиссера в Тбилисский русский драматический театр имени Александра Грибоедова. Там он познакомился с народным артистом СССР Акакием Хоравой. Благодаря покровителю выходец из интеллигентной семьи стал преподавателем актерской группы в вузе имени Шота Руставели. С этого момента его начали воспринимать как профессионала своего дела.
Первой постановкой Товстоногова на тбилисской сцене стал спектакль «Дети Ванюшина». Вплоть до 1946-го Георгий работал с артистами в родном городе, выпустив такие постановки, как «Кремлевские куранты», «Парень из нашего городка», «Школа злословия» и не только. Последняя создана по одноименной комедии Ричарда Шеридана.
Затем его пригласили в Москву. С 1946 по 1949 годы он руководил Гастрольным реалистическим и Центральным детским театрами. Во втором мастер поставил нашумевшие представления «Где-то в Сибири» и «Тайна вечной ночи».
В 1949-м Георгий Александрович получил новое назначение и вторым родным городом для него стал Ленинград. В должности главного режиссера Театра имени Ленинского комсомола Товстоногов провел период с 1950 по 1956 годы. Эта сцена стала для него домом.
В 1956-м труппе Ленинградского Большого драматического театра (БДТ) имени М. Горького представили нового руководителя — Георгия Товстоногова. Культурное учреждение в это время находилось в упадке и среди других ленинградских сцен значилось на позициях аутсайдера. Отсутствовала логика в построении репертуара, постановщики не работали достаточным образом с актерами, зритель в зале оказывался случайным.
Тем не менее здесь собрались звезды. Такие исполнители, как Елена Грановская, Ольга Казико, Василий Софронов, Виталий Полицеймако находились в ожидании человека, способного направить коллектив по иному курсу.
Перемены, проведенные мастером, были кардинальными. Товстоногов обновил труппу, уволив около 30 артистов. Его ориентиром стали профессионалы и молодые актеры. Главной целью Георгия Александровича оказалось возвращение прежнего зрителя и приглашение нового. Сделать это были призваны 3 премьеры: «Шестой этаж», «Безымянная звезда» и «Когда цветет акация». Последняя получила широкую огласку в городе.
Нетипичная режиссура, интересные мизансцены, работа артистов с пространством и аудиторией дали о себе знать. Легкая и веселая постановка подкупала живостью и лиричностью. Зал наполнился публикой. Спектакль мэтра «Лиса и виноград» открыл череду программных представлений, сформировавших новый, актуальный и созвучный времени репертуар.
Георгий Александрович, тщательно работая с исполнителями, направлял их, помогая перевоплощаться и совершенствовать себя в профессии. Товстоногов сумел повести за собой труппу и зрителя. Он совершенствовал свои методы, технику и навыки.
Георгий Товстоногов жил сценой, репетициями и премьерами, чем завоевал уважение коллег, сотрудников и интеллигенции. БДТ обрел уверенного руководителя и закрепил за собой звание одного из лучших театров в городе.
Увлеченность актеров и появление собственной аудитории доказали, что методы мастера являются самыми действенными. Ленинградцы и туристы считали своим долгом посетить премьеры талантливого деятеля. В течение 33 лет мэтр занимал пост руководителя театра, название которого знал практически каждый советский гражданин.
Личная жизнь
Биография Товстоногова тесно переплетается с любимым делом. Его личная жизнь полна романтических увлечений, связанных с профессией. Георгий Александрович влюблялся, симпатизировал, но для создания настоящей семьи всегда ждал достойную женщину, способную создать атмосферу и уют сродни тем, что царили в доме его родителей.
Мастер считал, что спутница жизни обязательно должна быть творческой личностью. Его первой женой стала народная артистка Грузинской ССР Саломе Канчели. Свадьба состоялась в 1943-м, в браке появились любимые дети, сыновья Николай и Александр, однако спустя 2 года молодожены развелись.
В 1958-м Товстоногов женился во второй раз. Супругой Георгия Александровича стала актриса Инна Кондратьева. Но спустя 4 года и их союз распался. Помимо этого, деятель искусств воспитывал Вадима Милкова — внебрачного ребенка, родившегося в 1950-м от исполнительницы Марии Милковой.
Дети режиссера и внук пошли по стопам великого родственника — их также увлекла режиссура. Прямые наследники имели собственную манеру в творчестве, а Георгий Товстоногов – младший подсознательно шел по пути, который избирал дед.
К сожалению, в 2012-м жизнь потомка мэтра трагически оборвалась. Он разбился, выпав из окна собственной квартиры. Тело обнаружили на козырьке подъезда. Покойного похоронили на Перепечинском кладбище в Подмосковье. Правоохранительные органы вынесли вердикт — это было самоубийство, однако друзья и близкие отказывались верить в то, что он собственноручно оборвал свою жизнь.
Смерть
Товстоногов возглавлял любимый театр до последних дней жизни, не пропуская спектаклей и репетиций, регулярно проводя беседы с коллегами. 23 мая 1989 года прошла генеральная репетиция представления «Визит старой дамы». Согласовав премьерную дату, Георгий Александрович сел в автомобиль, чтобы поехать домой, но так и не добрался до места назначения.
Причиной смерти педагога стала остановка сердца. Для творческого Ленинграда это оказалось трагедией. Не стало человека, вдохновившего несколько поколений. Театральный деятель похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры, в некрополе мастеров искусств. Над могилой установлен памятник в виде распятия.
Память
После гибели руководителя учреждению, которому он отдал больше трети своей жизни, присвоили новое название: Большой драматический театр имени Георгия Александровича Товстоногова. Фото мэтра и сегодня украшают вестибюль и холлы здания. Ученики и последователи часто делятся в интервью воспоминаниями о работе и его наставлениях.
Помимо этого, именем гения названы самолет Boeing 737 VQ-BWD авиакомпании «Аэрофлот», а также астероид 4880, открытый в 1975-м астрономами Крымской астрофизической обсерватории.
Творческое наследие педагога составляют книги: «Современность в современном театре. Беседы о режиссуре», «Круг мыслей», «Зеркало сцены» и другие. В последнее издание вошли статьи и выступления проблемного и общетеоретического характера, режиссерские экспликации, записи репетиций.
В память о Товстоногове сняты документальные фильмы: «Жить, думать, чувствовать, любить…», «Легенды о Гоге», «Отражения». В «Отражениях» о Георгии Александровиче вспоминают Ирина Шимбаревич, Сергей Юрский, Олег Басилашвили, Владимир Татосов, Владимир Спиваков и другие деятели культуры.
Постановки
- 1955 — «Оптимистическая трагедия»
- 1959 — «Варвары»
- 1959 — «Пять вечеров»
- 1962 — «Горе от ума»
- 1965 — «Три сестры»
- 1966 — «Мещане»
- 1969 — «Король Генрих IV»
- 1972 — «Ревизор»
- 1972 — «Ханума»
- 1974 — «Три мешка сорной пшеницы»
- 1975 — «История лошади»
- 1983 — «Смерть Тарелкина»
- 1985 — «На всякого мудреца довольно простоты»
- 1987 — «На дне»
Библиография
- 1962 — «Современность в современном театре. Беседы о режиссуре»
- 1965 — «О профессии режиссёра»
- 1972 — «Круг мыслей: Статьи. Режиссёрские комментарии. Записи репетиций»
- 1975 — «Классика и современность»
- 1980 — «Зеркало сцены»
- 1988 — «Беседы с коллегами»
Интересные факты
- За свою работу Георгий Товстоногов был удостоен Сталинской и Ленинской премий. Аналогов постановкам мэтра не существовало, а коллеги учились у мастера, перенимая особенности творческой манеры.
- С 1957-го сценический гений состоял в редколлегии журнала «Театр» и с 1964-го был председателем президиума Всероссийского театрального общества.
- В 1958-м Товстоногов начал преподавать в ЛГИТМИКе, а в 1968-м получил статус доктора искусствоведения.