История персонажа
Главный герой романа «Идиот» авторства Федора Достоевского, а также ряда экранизаций. Молодой человек дворянского происхождения, болен эпилепсией. Закончив курс лечения в швейцарской клинике, прибыл в Петербург, где тут же попал в водоворот трагических событий, которые привели героя обратно в швейцарскую клинику.
История создания
Создавая образ князя Мышкина, Достоевский, по собственному заявлению писателя, пытался изобразить «положительно прекрасного человека». Писатель находил эту задачу чрезвычайно трудной по причине того, что образ идеального героя, на взгляд Достоевского, не выработан ни в российской культуре, ни в европейской.
Достоевский описывает Мышкина как простого и смиренного человека с тихим нравом, который, однако, кажется другим персонажам чудаком. Мироощущение Мышкина сродни мироощущению ребенка. Доброго и высоконравственного князя Достоевский противопоставляет другим персонажам. В образе Мышкина Достоевский пытается создать героя, который воплощал бы добродетель в христианском понимании.
Отдельные детали биографии Мышкина писатель позаимствовал из собственной жизни. Как и Мышкин, Достоевский был подвержен приступам эпилепсии. Писатель проводит также очевидные параллели между Мышкиным и Иисусом Христом. Некоторые эпизоды романа похожи на сцены Евангелия. Третьим прототипом героя считают образ Дон Кихота из романа Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский».
Сюжет
Князь Лев Мышкин проходит четырехлетнее лечение в швейцарской психиатрической клинике, после чего возвращается домой, в Петербург. В поезде герой сводит знакомство с неким Рогожиным, купеческим сыном и обладателем громадного состояния, которое досталось тому после смерти отца.
Прибыв в город, князь останавливается в доме дальних родственников Епанчиных. У генерала Епанчина есть супруга и три молодые дочери, а еще секретарь Ганя Иволгин. Этот Ганя собирается жениться. Будущая жена Гани — Настасья Филипповна Барашкова, женщина со сложной судьбой и характером.
В семь лет героиня потеряла родителей и оказалась под опекой в доме некоего господина Тоцкого, который сделал из девушки любовницу и содержанку, когда той было только четырнадцать. Теперь Настасья Филипповна мнит себя падшей женщиной и сводит с ума окружающих мужчин. Ганя хочет жениться на героине, потому что господин Тоцкий выплатит той щедрые отступные.
Князь Мышкин также проникается интересом к Настасье Филипповне и влюбляется в героиню. В князя при этом влюбляется дочка генерала Епанчина Аглая, которая считает Настасью соперницей и собирается бороться с той за любовь Мышкина.
Сам князь – человек с тонкой душевной организацией. Герой пробуждает в окружающих лучшие чувства, но сам при этом не в состоянии ничего изменить к лучшему. В конечном счете Настасью Филипповну на почве ревности убивает Рогожин, тот, с которым князь познакомился в поезде. А сам Мышкин, не вынеся эмоционального напряжения, снова лишается рассудка и отправляется назад в Швейцарию, в психиатрическую клинику.
Внешне герой выглядит как молодой мужчина лет 26-27, чуть выше среднего роста, худой, с густыми белокурыми волосами, большими внимательными голубыми глазами и тонким, но бесцветным лицом. Подбородок князя украшает маленькая острая бородка.
Экранизации
В 2003 году вышел на экраны телевизионный сериал «Идiотъ», снятый режиссером Владимиром Бортко. Роль князя Мышкина там сыграл актер Евгений Миронов. Бортко известен экранизациями русской классики. В 2005 году режиссер снял сериал по мотивам романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». А актер Евгений Миронов, что забавно, сыграл в 2011 году роль писателя Федора Достоевского в мини-сериале «Достоевский». В сериале «Идiотъ» – 10 пятидесятиминутных эпизодов.
Экранизации «Идиота» дважды выходили в Японии. Первый фильм, черно-белую драму, снял режиссер Акира Куросава в 1951 году. Фильм воспроизводит сюжет романа, но в японских реалиях.
Главного героя зовут Киндзи Камада, роль исполняет актер Масаюки Мори. Герой несколько лет провел в плену, после чего вернулся на Хоккайдо. В поезде Киндзи знакомится с неким господином Акамой, который едет на Хоккайдо, чтобы получить наследство. У господина Акамы есть пламенная страсть — это женщина по имени Таэко Насу. Акама показывает герою фотографию этой роковой барышни, и Киндзи принимается плакать, испытывая к ней сострадание.
На Хоккайдо героя ждет семейство Оно. Это дальние родственники, которые, пока Киндзи был в плену, распродали его наследство. Теперь эти Оно определили Киндзи в гостиницу. Герой знакомится с Таэко Насу и влюбляется в нее, однако сама барышня считает, что не имеет права на любовь. Таэко пытается свести Киндзи с младшей дочерью господина Оно, а сама живет с господином Акамой, к которому не испытывает никаких чувств. В конечном счете Акама решает убить женщину.
Второй фильм под названием «Настасья» — совместного японо-польского производства. Режиссер фильма Анджей Вайда, в роли князя Мышкина снялся японский актер Бандо Тамасабуро V. Лента вышла в 1994 году и снята в стилистике японского театра кабуки. Тамасабуро там играет одновременно и князя, и его возлюбленную Настасью Филипповну.
Дело в том, что в театре кабуки женские роли традиционно исполняют мужчины. Есть специальное амплуа оннагата — «женский стиль», и господин Тамасабуро как раз принадлежит к нему, то есть играет исключительно женщин. Актера пришлось уговаривать три года, прежде чем тот согласился исполнить роль князя Мышкина.
Фильм начинается с того, что князь ведет Настасью Филипповну под венец, а та бежит от алтаря с Рогожиным. Мышкин заявляется в квартиру Рогожина и спрашивает, куда подевалась Настасья. Затем герой видит труп невесты, который лежит на кровати. Князь вместе с Рогожиным проводят ночь, предаваясь воспоминаниям, которые здесь же в квартире обыгрывают.
Мышкин рассказывает о том, как лечился от болезни и потерял состояние, а Рогожин вспоминает эпизод, связанный с Настасьей Филипповной. По рассказам Мышкина выходит, что бегать из-под венца Настасье Филипповне свойственно, и такое происходило уже дважды. У фильма закольцованный сюжет — в финале все снова приходит к убийству Настасьи.
В 1985 году экранизация «Идиота» вышла во Франции под названием «Шальная любовь». Фильм снял польский режиссер Анджей Жулавский, а в роли главного героя, которого на французский манер назвали Леоном, снялся актер Франсис Юстер. Местом действия становится Франция 80-ых годов ХХ века, а главный герой, которого недавно выпустили из психиатрической лечебницы, называет себя потомком венгерского принца.
В 2001 году режиссер Роман Качанов снял по мотивам романа «Идиот» черную комедию «Даун Хаус» с Федором Бондарчуком в роли князя Мышкина и Иваном Охлобыстиным в роли Рогожина. События фильма разворачиваются в современном мире, в России 90-ых годов прошлого века.
Основная сюжетная линия романа сохраняется, но при этом на экране мелькают «новые русские» и автомобили-внедорожники «Hummer», герои употребляют тяжелые наркотики и т.д. Музыку к фильму писал DJ Грув. Князь Мышкин в фильме занимается программированием, слушает музыку хаус и страдает галлюцинациями.
Цитаты
Высказывания князя Мышкина стали афоризмами.
«Сострадание есть главнейший и, может быть, единственный закон бытия всего человечества».
«Меня тоже за идиота считают все почему-то, я действительно был так болен когда-то, что тогда и похож был на идиота; но какой же я идиот теперь, когда я сам понимаю, что меня считают за идиота?»
«Знаете, я не понимаю, как можно проходить мимо дерева и не быть счастливым, что видишь его?»
«От детей ничего не надо утаивать, под предлогом, что они маленькие и что им рано знать. Какая грустная и несчастная мысль! И как хорошо сами дети подмечают, что отцы считают их слишком маленькими и ничего не понимающими, тогда как они все понимают».
«Этот человек был раз взведен, вместе с другими, на эшафот, и ему прочитан был приговор смертной казни расстрелянием за политическое преступление. Минут через двадцать прочтено было и помилование, и назначена другая степень наказания; но однако же в промежутке между двумя приговорами, двадцать минут или по крайней мере четверть часа, он прожил под несомненным убеждением, что через несколько минут он вдруг умрет».
«У всех нас есть возможность оценить, сколько времени мы потеряли безвозвратно в нашей жизни. И часто откуда-то из глубины сознания приходит мысль: уже поздно что-то менять, времени почти нет».