Биография
Екатерина Градова — советская актриса театра и кино. Популярность к ней пришла в 1973 году, после выхода на экраны знаменитого телефильма «Семнадцать мгновений весны», в котором артистка сыграла роль радистки Кэт. Понимание того, что она не художник, влекомый высокой целью, а лишь исполнитель, привело Екатерину Георгиевну к радикальной смене образа жизни. Однако ее экранные героини врезались в память зрителям разных поколений.
Детство и юность
Екатерина Георгиевна родилась и выросла в Москве и была единственным ребенком у родителей. Отец актрисы Георгий Александрович Градов был архитектором и профессором, он трагически погиб при восхождении на гору Памир.
Несмотря на то что Катя с детства бывала за кулисами театров, где выступала мать Раиса Ивановна Градова, непоколебимого желания продолжить династию у нее не было. После школы девушка даже поступила в Московский институт иностранных языков, но проучилась только один курс. Именно на этом факультете она поняла, что хотела бы тоже выступать на сцене.
Девушка подала документы в Школу-студию МХАТ и стала студенткой мастерской Василия Петровича Маркова. Уже на 4-м курсе начинающая актриса получила признание публики. В Театре имени Владимира Маяковского она воплотила главную героиню в спектакле «Таланты и поклонники» и уверенной игрой обратила на себя внимание и зрителей, и специалистов.
После выпуска Градова вошла в труппу Театра сатиры и выходила на его сцену вплоть до 1987 года. Но в конце 80-х актерская профессия стала тяготить Екатерину, и она ушла и из театра, и из кино. Символично, что финальную точку в карьере артистки поставил спектакль под названием «Последние».
Фильмы
Фильмография знаменитости невелика, часть картин являются телеспектаклями. Дебютировала артистка в трагической мелодраме «Осенние свадьбы» еще в молодости, а после окончания учебы действительно больше была задействована в театре.
Затем благодаря театрально-кинематографическим картинам спектакли стали достоянием не только узкого круга театралов, но и большого количества телезрителей. В 1971 году на советских экранах демонстрировали сразу несколько постановок с участием Градовой. Она сыграла роль Бэрил Стэплтон в «Собаке Баскервилей», появилась в «Женском монастыре». Впоследствии с Екатериной Георгиевной вышли еще 3 телеспектакля: «Маленькие комедии большого дома», «Чао!», «Таблетку под язык».
«Гнездо глухаря», поставленное в Театре сатиры Валентином Плучеком, тоже со временем стало телеспектаклем. Градова играла в нем Искру Судакову и считала свое перевоплощение посредственным, в отличие от предыдущей исполнительницы. Игру Татьяны Васильевой актриса называла блестящей. Кстати, именно в этом образе Васильева встретила своего мужа и коллегу по сцене Георгия Мартиросяна.
За невероятно проникновенное исполнение роли радистки Кэт в легендарном сериале «Семнадцать мгновений весны» Градова вошла в летопись отечественного кино. Сама Екатерина Георгиевна считает работу единственной достойной в своей карьере актрисы.
При создании образа Кэт в сериале «Семнадцать мгновений весны» режиссеры обратились к реальной истории советской разведчицы Анны Камаевой. А за основу образа Штирлица, которого на экране воплотил Вячеслав Тихонов, был взят супруг разведчицы Михаил Филоненко. Именно Камаевой была бы поручена миссия убить Адольфа Гитлера в случае взятия Москвы и парада захватнических войск в столице.
Эмоционально сложная роль, по словам Екатерины Георгиевны, перевернула ее жизнь, тем более что на съемках актриса получила травму спины, которая не переставала ее беспокоить.
Не менее ценной является и роль очаровательной мошенницы Светланы Петровны Волокушиной в советском детективе «Место встречи изменить нельзя». Фильм считается классикой советского кино и любим поколениями телезрителей. При этом Градова признавалась в интервью, что ненавидит свою роль в этом проекте и даже не помнит, как зовут героиню. По словам Екатерины Георгиевны, единственный положительный момент фильма — это присутствие Евгения Евстигнеева.
Последней лентой Градовой стала комедия «Гнездо глухаря». За недолгую кинокарьеру актриса успела поработать на съемочной площадке с такими звездами, как Анатолий Папанов, Владимир Высоцкий, Вячеслав Тихонов и многими другими.
Телевидение
Периодически знаменитость появлялась в телевизионных программах, посвященных Андрею Миронову или ей самой. Первый муж Градовой давно ушел из жизни, но интерес к его личности и отношениям не утихает.
В передаче «Привет, Андрей!» с Андреем Малаховым в мае 2018 года одна из самых красивых актрис советского кинематографа рассказала, почему оставила кино и театр.
В апреле 2019 года на Первом канале прошла премьера документального фильма «Андрей Миронов. Скользить по краю», в котором жены и дочери известного артиста вспоминали о нем. В том же году вышла авторская программа «Театральная гостиная Рудольфа Фурманова», посвященная творчеству Градовой.
В 2020 году Екатерина Георгиевна участвовала в программе «Судьба человека» с Борисом Корчевниковым. Также ее пригласили на съемки передачи «Мой герой» с Татьяной Устиновой.
Личная жизнь Екатерины Градовой
С первым мужем, знаменитым актером Андреем Мироновым, Екатерина познакомилась, когда была студенткой Школы-студии МХАТ. Андрей пришел смотреть на дипломный спектакль и, увидев молодую артистку, начал за ней красиво ухаживать. Актеры поженились в 1971-м, через 2 года у них родилась дочь Мария Миронова, которая тоже очень известна в мире кино и театра. Но союз с легендарным актером у Градовой не сложился. Екатерина сама ушла от мужа, причина развода заключалась в его изменах. После расставания с первой супругой известный артист женился на Ларисе Голубкиной.
После развода Градова продолжала любить Миронова и отказывала многочисленным поклонникам в свиданиях. Только после смерти Андрея Александровича актриса позволила себе общение с другими мужчинами и начала задумываться о том, чтобы устроить личную жизнь. Кроме того, в этот период ее биография резко изменилась — Градова оставила сцену и съемочные площадки.
Когда-то она дружила с актрисой Татьяной Егоровой. Отношения испортила вышедшая книга последней «Андрей Миронов и я», где автор описывала романтические увлечения Миронова, не скрывая, что часть из них — художественный вымысел. При этом Егорова подчеркивала, что высокая (172 см ростом) и красивая Градова была любимцу зрителей достойной партией.
Мария Миронова, в чьей судьбе тоже было несколько мужей, впервые стала мамой в 1992 году. Сын Андрей Удалов продолжил династию, став актером. В сентябре 2019 года актриса родила второго сына Федора, чье появление стало подарком для всей семьи. Мария успела сделать фото с мамой и маленьким сыном, снимки публиковались на ее странице в соцсети.
Религия
В начале 90-х годов Градова все больше задумывалась о вере в Бога, о религии, в том числе и благодаря глубоко верующей матери. Раиса Ивановна за 7 лет до своей смерти ушла в монастырь, где после пострига стала матушкой Даниилой. По рассказам Екатерины Георгиевны, на решение ее мамы в том числе повлияла и болезнь — тяжелый инсульт, согласно выводам медиков, несовместимый с жизнью. Однако женщине удалось прожить остаток лет в гармонии с Богом, собой и собственным телом.
Екатерина Градова в свою очередь создала благотворительный фонд и начала помогать детям-сиротам и одиноким старикам. Более того, актриса окончила Свято-Тихоновский богословский институт и стала преподавать предмет «Живое слово» в гимназиях и школах. Уроки Екатерины Георгиевны были основаны на Евангелии и русской классической литературе. Также бывшая артистка проводила занятия в киноклубе при Всероссийском детском православном движении «Вестники», занималась историей родного края и продолжала изучать искусство.
Во время религиозных исканий судьба свела Градову с новым избранником. В паломнической поездке в Оптину пустынь актриса встретила физика Игоря Тимофеева и в 1991-м стала его женой. Через год супруги усыновили мальчика Алексея Суховеркова 1992 года рождения, который был воспитанником детского дома.
После того как Екатерина Георгиевна ушла в 90-х с телеэкранов и посвятила жизнь религии и религиозно-просветительской деятельности, к актерской профессии она так и не вернулась. Градова оставила свою московскую квартиру сыну, а сама переехала в деревню Горки Владимирской области. Дом актрисы похож на остальные участки — 20 соток, никаких шикарных вилл, многометровых заборов и излишеств. Супруги разводили кроликов и коз, самостоятельно заготавливали сено.
Поклонники актрисы были озабочены тем, что ее приемный сын Алексей Суховерков страдает от алкоголизма. Соседи, живущие рядом с местом прописки мужчины, возмущались и порой вызывали полицию. По их словам, в квартире проходили подозрительные вечеринки. Сам Алексей отказывался комментировать слухи, назвав это семейной тайной. Градова возмутилась в ответ на обвинения в адрес Суховеркова.
Смерть
22 февраля 2021 года Екатерина Георгиевна скончалась на 75-м году жизни. Об этом сообщили в Союзе кинематографистов. Причина смерти Екатерины Градовой — инсульт. В тот день знаменитости стало плохо, ее госпитализировали. Врачи приступили к операции, однако сердце актрисы не выдержало.
Проститься с артисткой пришли не только близкие, но и коллеги по сцене. Однако сама церемония носила закрытый характер. Могила Градовой находится на Аллее актеров на Троекуровском кладбище.
Осенью этого же года вышла программа, посвященная Екатерине Георгиевне. В съемках участвовали ее дети Мария и Алексей.
Фильмография
- 1968 — «Осенние свадьбы»
- 1973 — «Семнадцать мгновений весны»
- 1977 — «Рождение»
- 1978 — «Таблетку под язык»
- 1979 — «Место встречи изменить нельзя»
- 1987 — «Гнездо глухаря»
Интересные факты
- Бабушка Градовой по отцу была настоящей полькой, не знавшей русского языка до тех пор, пока не начала его осваивать, переехав, в среде носителей.
- Еще до поступления в институт Екатерина Георгиевна усиленно изучала английский и немецкий языки. Помимо этого, она 10 лет проучилась в музыкальной школе по классу фортепиано и получала дополнительные уроки рисования по настоянию отца.
- В 1983 году Екатерине Георгиевне присвоили почетное звание заслуженной артистки РСФСР.