Биография
Более ста ролей в кино и столько же в театре — Евгения Евстигнеева любили и продолжают любить миллионы зрителей. Одним он запомнился драматическими образами, другим — комедийными, но никого не оставил равнодушным. Таланту исполнителя посвящено немало рассказов, документальных лент и книг, ведь еще при жизни многие признали его гениальным.
Детство и юность
В октябре 1926 года в Нижнем Новгороде в семье простых рабочих, русских по национальности, появился сын, которого родители назвали Евгением. О том, что их чадо станет народным артистом СССР, они не думали, ведь трудились в далекой от искусства сфере: отец Александр Михайлович работал металлургом, мама Мария Ивановна на том же заводе стояла за фрезерным станком.
Тягу к миру прекрасного Евгений проявил в раннем детстве: мальчик рос музыкально одаренным, самостоятельно осваивал инструменты: гитару, рояль, ударные и даже вилки. Впрочем, жизнь не баловала Евстигнеева, и занятиям музыкой он мог посвящать только свободное время, которого было не так уж много.
В 6 лет мальчик впервые почувствовал горечь утраты: умер отец, который был старше матери на 20 лет. Оставшись без мужа, она работала не покладая рук, чтобы прокормить семью. Жизнь Евстигнеевых наладилась, когда Мария Ивановна вновь вышла замуж. Евгений окончил 7 классов школы и устроился электромонтером. Через год, желая повысить квалификацию, он поступил в дизелестроительный техникум.
Учеба нравилась парню, но, когда ему не было и 18, семью вновь постигло несчастье: погиб отчим, после чего пришлось бросить учебу, чтобы материально помогать матери. Евстигнеева приняли слесарем на завод «Красная Этна», где он проработал 4 года.
Мир никогда бы не узнал о гениальном актере, если бы не счастливый случай. Юный Женя коротал вечера в составе джаз-оркестра, выступавшего на разных сценах родного города. Однажды о нем услышал Виталий Лебский, директор Горьковского театрального училища. Он посетил выступление и разглядел в молодом человеке артиста, поэтому предложил попробовать себя в профессии.
Благодаря протекции директора Евгения приняли в училище без экзаменов уже после начала учебного года, что стало уникальным событием. В период учебы актерские таланты юноши раскрылись, и даже те, кто поначалу сомневался в его способностях, оказались приятно удивлены.
После получения диплома Евстигнеев по распределению попал во Владимир, где 3 года выходил на сцену областного драматического театра имени А. В. Луначарского. Но актера манила российская столица, поэтому он бросил все и подался поступать в Школу-студию МХАТ. Игра Евгения настолько поразила приемную комиссию, что по распоряжению ректора Вениамина Радомысленского абитуриента зачислили сразу на 2-й курс.
Однокурсниками Евстигнеева были такие знаменитые актеры, как Татьяна Доронина, Олег Басилашвили, Михаил Козаков и Галина Волчек. Исполнитель получил диплом в 1956 году, после чего начал покорять театральную публику, а затем и любителей кино.
Театр
В середине 1955 года Евгений вместе с группой студентов Школы-студии МХАТ участвовал в создании «Студии молодых актеров». На ее основе позднее появился театр «Современник». Именно ему отдал предпочтение артист, отказавшись от места в труппе прославленного Московского художественного театра.
В «Современнике» исполнитель дебютировал в пьесе Виктора Розова «Вечно живые», сыграв Чернова. Он посвятил театру почти 15 лет, стал одним из ведущих актеров. Самым запоминающимся образом того периода считается главный герой спектакля «Голый король». Благодаря ему Евстигнеев прославился в театральной среде.
Но после того как друг и коллега знаменитости Олег Ефремов принял предложение возглавить МХАТ, Евгений Александрович решил перейти туда следом за ним. Последней ролью в «Современнике» был доктор Дорн в постановке «Чайка» по одноименной пьесе Антона Павловича Чехова.
На новой сцене Евстигнеев дебютировал в образе Володи в спектакле «Валентин и Валентина» по пьесе Михаила Рощина. Во МХАТе артист оставался востребованным, участвовал одновременно в нескольких постановках, но при этом ему доставались небольшие роли. Из-за проблем со здоровьем Евгений Александрович сильно уставал и вскоре перестал справляться с нагрузкой.
В конце 80-х исполнитель пережил уже 2-й инфаркт, после чего его отправили на пенсию. Евстигнеев не захотел мириться с таким вердиктом, он сотрудничал с Театром Антона Чехова, где участвовал в постановке «Вишневого сада», и был задействован в спектакле «Игроки-XXI» «АРТели АРТистов» Сергея Юрского. Актер оставался преданным сцене до последних дней.
Фильмы с Евгением Евстигнеевым
В кино Евгений Александрович дебютировал, уже будучи востребованным в театре, но далеко не сразу получил признание. Первой работой стала картина «Поединок», где он сыграл небольшую роль офицера. Но в начале карьеры исполнитель снимался редко, появляясь преимущественно в эпизодах экранных проектов.
Первая главная роль в большом кино — директор судостроительного завода Александр Алексин из фильма «Никогда». Актер наделил своего персонажа такими чертами, как принципиальность, строгость и бескомпромиссность. Он получился противоречивым, но все же запоминающимся. На площадке этого проекта Евстигнеев сумел проявить и музыкальный талант, исполнив соло на вилках.
Но всенародная любовь пришла к артисту позднее, с выходом комедийной картины «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен». По воспоминаниям режиссера Элема Климова, поначалу комиссия не хотела утверждать актера, поскольку у того в послужном списке почти не было главных ролей. Кинематографисту предлагали рассмотреть других кандидатов, но тот проявил настойчивость и заявил, что откажется от участия в проекте, если не позволят снимать Евстигнеева. Уловка сработала.
После выхода на экраны лента была признана киношедевром, а зрители наконец-то рассмотрели актерский талант Евгения Александровича. Его товарищ Дынин стал воплощением советской бюрократии, а реплики героя были разобраны на цитаты.
Вскоре на исполнителя посыпались предложения сниматься, а режиссеры часто желали видеть его в главных ролях. В 1965 году на экраны вышел фильм «Гиперболоид инженера Гарина», снятый на основе романа Алексея Толстого. Научно-фантастическая лента получила премию «Золотая печать города Триеста» на фестивале в Италии.
Затем фильмография Евстигнеева пополнилась знаменитой комедией Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля». Хотя ему досталась не главная роль, он сумел сделать своего героя едва ли не самым запоминающимся в картине. Фразы художественного руководителя самодеятельного театра со временем тоже стали крылатыми.
В дальнейшем артист продолжал блистать на экранах, делая каждого своего персонажа цельной личностью, близкой и понятной зрителю. В числе ярких образов — директор автобазы Иван Калачев из комедии «Зигзаг удачи» и подпольный миллионер Александр Корейко из приключенческого фильма «Золотой теленок».
В 1983 году Евгений Александрович появился в музыкальной комедии «Мы из джаза». Будучи поклонником джазовой музыки, он с взялся за работу с энтузиазмом. На площадке исполнителям пришлось разучивать чечетку, в чем им помогал немолодой мастер Алексей Быстров, когда-то выступавший с московским джаз-оркестром Эдди Рознера. Он вдохновил режиссера Карена Шахназарова снять музыкальную драму «Зимний вечер в Гаграх».
По признанию создателя, сценарий картины писался под Евстигнеева, но он все равно решил посмотреть других претендентов на главную роль. При этом артист был настолько вдохновлен сюжетом фильма, что буквально преследовал Шахназарова, требуя утвердить его. В итоге он добился своего, появившись на экранах в образе забытого кумира Алексея Беглова, прототипом которого стал Быстров.
Успел Евгений Александрович сняться в нашумевшей картине «Гардемарины, вперед!», где сыграл вице-канцлера Бестужева. Но в обширном списке его образов выделяется профессор Преображенский из экранизации повести «Собачье сердце» Михаила Булгакова. Евстигнеев был утвержден в проект вскоре после ухода из театра и буквально растворился в работе, полюбив роль всей душой.
Не остались равнодушными к персонажу и зрители, ведь тот выглядел настоящим интеллигентом, порядочным и умным человеком. Картина вошла в золотой фонд российского кинематографа, а Евгений Александрович получил государственную премию РСФСР имени братьев Васильевых.
Запомнилось публике и появление актера в мелодраме «Ночные забавы», где он сыграл немолодого музыканта Александра Андрющенко. В этом проекте исполнитель снимался в компании звезд российского кино Ирины Алферовой, Альберта Филозова и Валентина Гафта.
Точку в кинематографической биографии Евстигнеева поставила историческая лента «Ермак», вышедшая в прокат уже после смерти актера. В драме он воплотил Ивана Грозного, но озвучить персонажа не успел, это сделал Сергей Арцибашев.
Личная жизнь
Артиста не считали красавцем, он был лысым и сравнительно небольшого роста — 169 см, но при этом пользовался успехом у женщин.
Брак с Галиной Волчек
С первой супругой он познакомился еще в молодости, когда приехал учиться в столичный вуз. Ею стала знаменитая актриса Галина Волчек, которой ради возлюбленного пришлось пойти против семьи.
Поначалу близкие исполнительницы приняли ее избранника в штыки, из-за чего они вынуждены были уйти из дома, скитались по съемным углам. Только со временем Борис Волчек разглядел талант зятя и задействовал его в своих картинах.
В браке родился старший из детей знаменитости — сын Денис. Он пошел стопами родителей и связал судьбу с кинематографом, прославился как режиссер, продюсер и оператор. Но семейная жизнь Галины и Евгения оказалась недолгой, вскоре у актера появилась другая.
Лилия Журкина
Вторую любовь, актрису Лилию Журкину, Евстигнеев встретил на сцене театра «Современник». После их свадьбы артистка ушла из труппы, занялась воспитанием дочери Марии, родившейся в 1968 году. Она позже тоже решила стать актрисой.
Но и этот брак не был для знаменитости счастливым. Последнее десятилетие жизни супругов омрачилось болезнями жены, неврологическими проблемами и алкоголизмом. Евгений Александрович пытался помочь Лилии, перевозил из одной лечебницы в другую, но положительного результата не добился. Она скончалась в 48 лет, что стало для исполнителя ударом.
Ирина Цывина
Одиноким Евстигнеев оставался недолго. Не прошло и года, как он женился в третий раз. Поклонники и коллеги были в шоке, ведь разница в возрасте между актером и его избранницей Ириной Цывиной составляла почти 40 лет. Позже артистка рассказывала, что их свела сама судьба. Когда она приехала поступать в Москву, в ее дневнике вместо закладки было фото будущего супруга. Уже когда девушка училась в Школе-студии МХАТ, Евгений Александрович стал ее наставником.
Именно с Ириной исполнитель обрел счастье в личной жизни. Жена окружила его любовью и заботой, мечтала подарить сына, но не успела. В последние часы жизни артиста она была рядом с ним. Позднее Цывина вновь вышла замуж и родила наследника, которого, как и обещала, назвала Евгением в честь Евстигнеева.
Смерть
Артист годами страдал от проблем с сердцем. После перенесенных инфарктов он ненадолго отказывался от участия в спектаклях и съемках в кино, но не мог жить без работы. К началу 90-х болезнь обострилась, поэтому Евгений Александрович решился отправиться на операцию в Лондон. Деньги на процедуру выделил министр культуры Николай Губенко.
Незадолго до операции Евстигнеев выглядел бодрым и полным сил, у него было много творческих планов. Но результаты обследования оказались неутешительными, врач сообщил, что независимо от итогов процедуры жизнь знаменитости будет недолгой. В тот же день, 4 марта 1992 года, Евгений Александрович скончался, причиной смерти стал сердечный приступ.
Тело артиста переправили в Москву и похоронили на Новодевичьем кладбище. Рядом расположена могила его первой супруги Галины Волчек, которая скончалась в декабре 2019 года. В том же году оставила земную жизнь последняя жена артиста Ирина Цывина. Ее похоронили на Троекуровском кладбище.
Фильмы с участием Евгения Александровича и сейчас вызывают интерес у зрителя. В 2023 году легендарной ленте «Собачье сердце» исполнилось 35 лет, а в СМИ вышли несколько статей, посвященных интересным случаям на съемках картины.
Дети актера мало общаются друг с другом. Прославляет фамилию дедушки его внучка Софья Евстигнеева, родившаяся через 3 года после его смерти.
Фильмография
- 1964 — «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен»
- 1965 — «Гиперболоид инженера Гарина»
- 1966 — «Берегись автомобиля»
- 1968 — «Золотой теленок»
- 1969 — «Зигзаг удачи»
- 1971 — «Старики-разбойники»
- 1971 — «Достояние республики»
- 1973 — «Семнадцать мгновений весны»
- 1973 — «Невероятные приключения итальянцев в России»
- 1977 — «По семейным обстоятельствам»
- 1979 — «Место встречи изменить нельзя»
- 1985 — «Зимний вечер в Гаграх»
- 1987 — «Гардемарины, вперед!»
- 1988 — «Собачье сердце»
- 1991 — «Виват, гардемарины!»
- 1991 — «Ночные забавы»
- 1992 — «Лавка «Рубинчик» и…»
- 1996 — «Ермак»
Интересные факты
- Евстигнеев интересовался футболом, болел за московский «Спартак».
- Знаменитости посвящено немало документальных фильмов, в числе которых «Я понял, что я вам еще нужен», снятый в честь 90-летия со дня рождения. Также после смерти вышла книга «Я жив», в которой коллеги и близкие артиста поделились воспоминаниями о нем.
- В 2006 году исполнителю установили памятник на родине, в Нижнем Новгороде.