Биография
Советский режиссер Элем Климов дебютировал в кинематографе с комедией, но вошел в историю как мастер серьезных фильмов, поднимающих глубинные нравственные вопросы. Правдивые и жесткие картины знаменитости подчас подобны ножу уверенного хирурга, причиняющего боль, чтобы докопаться до источника проблемы и искоренить ее. За это его полюбили зрители, которые пересматривают работы кинематографиста и помнят его спустя десятилетия после смерти.
Детство и юность
Элем Германович Климов родился в 1933 году в Сталинграде, по национальности русский, но в некоторых источниках указывается еврейское происхождение. Талант к творчеству мальчик унаследовал от отца, который в юности мечтал стать художником. Но в те времена реализоваться в профессии было не суждено, поэтому он выучился на инженера, а затем подался на государственную службу.
Отцу Элема, Герману Степановичу, приходилось расследовать особо важные дела в Комитете партийного контроля при ЦК. В годы оттепели Климов-старший потратил много сил, чтобы реабилитировать тысячи невинно пострадавших «врагов народа». Мама Калерия Георгиевна трудилась в школе учителем физкультуры и была для сына непререкаемым авторитетом.
В семье воспитывалось двое детей: в 1941-м у Элема родился младший брат Герман. С наступлением войны мать с сыновьями уехала на Урал в эвакуацию. Режиссер помнит, как в детстве покидал горящий город, пересекая Волгу на лодке. Туда Климовы уже не вернулись, после победы осели в Москве.
Окончив школу, юноша стал учиться в Московском авиационном институте, из которого выпустился в 1957 году и начал работать на заводе. Но карьера инженера-конструктора не задалась, поскольку Элем чувствовал в себе творческий потенциал и хотел его реализовать. Недаром в молодости ставку на производстве он совмещал с работой на телевидении и в филармонии.
Климов поступил во ВГИК на режиссерский факультет, его педагогом стал автор прославленной ленты «Мы из Кронштадта» Ефим Дзиган. Институт молодой режиссер окончил в 1964 году, открыв первую страницу своей творческой биографии.
Фильмы
Выпускной работой Климова стала комедия о пионерском лагере «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен». Незамысловатая лента об изгнанном с территории Косте Иночкине оказалась неожиданно проблемной — приемная комиссия углядела в ней насмешку над советским режимом. Элем вступил в конфликт с худсоветом еще в период утверждения Евгения Евстигнеева на главную роль, а в момент сдачи и вовсе отчаялся что-то доказать.
Спас Никита Хрущев, который при просмотре смеялся от души и в итоге одобрил фильм к выпуску. Картина Климова имела успех в прокате, а выпускника ВГИКа утвердили штатным режиссером «Мосфильма», выдав диплом с отличием.
Второй работой начинающего постановщика тоже стала комедия. «Похождения зубного врача» могли бы стать пропуском в мир большого кино для Андрея Мягкова, сыгравшего первую главную роль в карьере. Но в очередной раз Элема Германовича заподозрили в осмеянии советской действительности, и фильм положили на полку, вследствие чего он вышел в 1967-м, через 2 года после завершения. Ограниченный тираж подразумевал такой же прокат, поэтому о ленте узнали только спустя 20 лет.
Следующая картина «Спорт, спорт, спорт» снята в новаторской манере совмещения игрового кино и кадров документальных хроник. Над проектом Климов работал совместно с братом Германом, написавшим сценарий. Тот знал о спорте не понаслышке, ведь посвятил молодость легкой атлетике.
Значимым делом, за которое взялся мастер, стало завершение последнего документального фильма Михаила Ромма, который гений кино не успел доснять при жизни. Марлен Хуциев, Герман Лавров и Элем Климов дополнили начатую ленту «Мир сегодня», и в 1974 году вышла документальная хроника ХХ века под названием «И все-таки я верю...».
Из-за очередного конфликта по поводу идеи своего фильма Элем Германович замолчал на несколько лет, а заговорить его заставила пережитая трагедия. В 1980 году была снята документальная короткометражка «Лариса», посвященная жене режиссера Ларисе Шепитько, безвременно ушедшей из жизни.
Год спустя Климов выпустил первую пронзительную драму в фильмографии — ленту «Агония», рассказывающую о жизни и смерти Григория Распутина. За эту идею Элем Германович взялся по совету знаменитого Ивана Пырьева. На тот момент режиссер ничего не знал о своем будущем герое, но с энтузиазмом взялся за поиск материала.
В интервью Климов признавался, что сперва проект задумывался как сатирический, но в процессе он переосмыслил биографию Распутина и остановился на драме. Стремясь достичь эффекта подлинности, Элем Германович вставлял в кино кадры черно-белой кинохроники. В прокат фильм вышел с уже привычным для режиссера запозданием.
В том же году Климов закончил драму «Прощание» — экранизацию повести Валентина Распутина о последних днях сибирской деревни. Работу над картиной незадолго до смерти начала жена мастера, и снятый материал Элем Германович посвятил ее памяти. Он признавался, что съемки помогли ему справиться с горем.
Последней работой и вершиной творчества режиссера стала военная лента по сценарию Алеся Адамовича «Иди и смотри». Первую попытку экранизации повести этого автора Климов предпринял еще в конце 70-х, работа называлась «Убить Гитлера». Но тогда съемки приостановили по решению Госкино СССР. Причины Элем Германович называл нелепыми и даже надуманными, направленными на то, чтобы зарубить его творение.
Позже один из чиновников, Даль Орлов, в книге воспоминаний делился, что у представителей Госкино возникли претензии всего к двум сценам, которые Климов наотрез отказался убирать. В одной из них, финальной, главный герой стреляет в фото Адольфа Гитлера в младенчестве, что сочли кощунственным.
Когда съемки все же возобновились, тех сцен в сценарии уже не было, а лента получила новое название. Те, кто видел «Иди и смотри», признавали, что после него уже невозможно что-то снимать о той страшной войне. Картина получила признание на различных смотрах, среди которых кинофестивали в Москве, Каннах и Венеции.
С 1986 года Климов — первый секретарь Союза кинематографистов СССР. Назначение вызвало перестройку во всем курсе советского кино. Элем Германович выступил против развлекательной тенденции в киноиндустрии и настаивал, чтобы в съемочный процесс запускались «проблемные» фильмы.
Эксперты говорят, что после этого на экраны вышла плеяда картин, отдающих «чернухой»: в них открыто говорилось о насилии, преступности и проституции, которых до этого на советском экране словно не существовало вовсе. Некоторые считают идеи режиссера прогрессивными, другие уверены, что его действия загубили российское кино.
Личная жизнь
Музой и единственной любовью жизни для Климова стала Лариса Шепитько. Девушка была не только красавицей, но и мастером режиссуры, что делало ее в глазах влюбленного мужчины совершенством. Она не сразу обратила внимание на Элема, но тот помог ей во время болезни. Режиссер не жалел времени на монтаж отснятого возлюбленной материала для дипломной работы, и в итоге они сблизились. Повстречавшись 2 года, влюбленные поженились в 1965-м, а спустя 7 лет у них родился сын Антон. В семье царила гармония.
Но 2 июля 1979 года произошла трагедия: отправляясь на съемки фильма «Прощание с Матерой», Шепитько попала в автомобильную катастрофу и погибла на месте. Смерть жены Климов увидел в тот момент во сне и проснулся в состоянии леденящего ужаса.
Оставшись с малолетним сыном на руках, Элем Германович, как утверждал, больше не пытался устроить личную жизнь. Он говорил, что утрату Ларисы не способна восполнить ни одна женщина, любые отношения стали бы компромиссом.
Уже после смерти режиссера актриса Ирина Малышева заявила в интервью, что у нее был тайный роман с Климовым. Причем, по ее словам, начался он еще во время съемок первой версии «Иди и смотри», тогда Шепитько была жива. Только когда жена погибла, он прекратил с ней любое общение. Подтвердить или опровергнуть ее слова невозможно, ведь правду знал только сам Элем Германович.
Смерть
Климов прожил 70 лет, последние 18 лет не снимал кино. Он вел затворнический образ жизни и писал много стихов. За месяц до кончины режиссер перенес инсульт и оставшиеся недели пролежал в Московской ЦКБ в состоянии комы. 26 октября 2003 года мастера не стало. Причиной смерти названа гипоксия мозга.
Жена Элема Германовича Лариса Шепитько похоронена на Кунцевском кладбище. Так вышло, что муж покоится вдали от нее: могила Климова расположена на Троекуровском кладбище Москвы, неподалеку от родителей.
Фильмография
- 1959 — «Осторожно: пошлость»
- 1960 — «Жиних»
- 1962 — «Смотрите, небо!»
- 1964 — «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён»
- 1965 — «Похождения зубного врача»
- 1970 — «Спорт, спорт, спорт»
- 1980 — «Лариса»
- 1981 — «Агония»
- 1981 — «Прощание»
- 1985 — «Иди и смотри»
Интересные факты
- Есть несколько версий происхождения имени знаменитости. Наиболее распространенная из них, что оно составлено из первых букв фамилий знаменитых коммунистов Фридриха Энгельса, Владимира Ленина и Карла Маркса. Но брат режиссера утверждал, что его назвали в честь персонажа произведения Джека Лондона — Элама Харниша. А Лариса Шепитько и вовсе выдвинула теорию о том, что Элем происходит от французского elle aime, и в переводе это означает «она любит».
- В молодости Климов успел попробовать себя в качестве актера. Он сыграл небольшую роль в ленте «Ребята с нашего двора».
- На протяжении всей жизни Элем Германович мечтал экранизировать роман «Мастер и Маргарита», но постоянно что-то мешало — то идеология, то отсутствие финансов.