Биография
Мария Селянская — российская актриса театра и кино, которая, несмотря на узнаваемые роли, осталась в памяти зрителей и прессы как дочь Евгения Евстигнеева. Артистка с детства узнала все негативные стороны актерской профессии, но все равно пошла по стопам родителей и считает себя счастливым человеком.
Детство и юность
Мария Евгеньевна Селянская (в девичестве Евстигнеева) появилась на свет 13 мая 1968 года во втором браке как для отца — знаменитого советского актера Евгения Евстигнеева, так и для матери — Лилии Евстигнеевой (Журкиной). На свет девочка появилась в городе Горьком (ныне Нижний Новгород) и прожила там первые 5 лет, хотя в свидетельстве о рождении числилась москвичкой.
Дочь думали назвать Ксенией, но сошлись на Марии — в честь бабушек. Хотя Евгений Александрович уже был всеобщим любимцем, собственного жилья у родителей Маши не было, они снимали комнату у знакомых, так что детство девочка провела с бабушкой.
Когда пришло время идти в школу, отцу выдали «трешку». В том же доме жил Олег Ефремов, которого девочка называла «Волком», и будущая актриса сдружилась с его сыном Мишей.
Маша ходила в школу с углубленным изучением испанского, потому что до нее можно было дойти переулками, не переходя дорогу. Росла активной, до 10 лет занималась художественной гимнастикой, потом пошла на танцы, 6 лет выступала в ансамбле «Калинка».
Со стороны жизнь Марии выглядела счастливой: достаток в семье, красавица мать, известный отец-артист. Сестра матери Наталья, тетя Марии, эмигрировала в 1976 году во Францию и часто присылала семье посылки с зарубежными товарами.
Но детство Маши прошло под скандалы, поскольку любовная идиллия у ее родителей быстро закончилась. Выйдя замуж за Евстигнеева, мать Марии разрушила свою актерскую карьеру в московском театре «Современник» — в традиционном советском обществе все общественное осуждение за разрушенные семьи досталось на ее долю. Актриса ушла из театра, где работала первая жена Евстигнеева, а в кино ей изредка попадались лишь эпизоды. Лилия Дмитриевна хотела, чтобы муж просил для нее роли, но тот не соглашался.
Когда Марии исполнилось 14 лет, у ее матери начались проблемы со здоровьем: псориаз, остеохондроз. Из-за нервов псориаз обострялся так, что болело все тело, а поводы для волнений у женщины были — она подозревала супруга в изменах. Евстигнеев уезжал из дома на гастроли, а Журкина стала искать забвения от несчастной личной жизни и физической боли в алкоголе. Несколько раз она предпринимала попытки суицида, выпив таблетки. Все это не улучшило отношения Маши к отцу, которого она любила гораздо меньше матери.
В 1983 году Евгений Александрович, не расторгая отношений с женой, начал параллельно жить с актрисой Ириной Цывиной. О том, что у отца есть любовница, Мария узнала только после того, как в 1986 году в возрасте 48 лет ее мать Лилия Дмитриевна ушла из жизни, а отец привел Ирину в дом.
Театр
В 1987 году Мария втайне от родителей поступила в Школу-студию МХАТ (поток Валерия Николаевича Богомолова) и стала играть в Театре-студии «Современник-2» у друга детства Михаила Ефремова.
Через три года Мария плавно перешла на основную площадку «Современника», руководителем которого была первая жена отца Галина Волчек. Позже Мария Евгеньевна вспоминала, что режиссер относилась к ней отчужденно, ведь она — ребенок бывшего мужа и похожа на мать.
Среди самых значимых ролей Селянской в театре — Лора из «Звезд на утреннем небе» по пьесе Александра Галина, дочь городничего Марья Антоновна из «Ревизора» Николая Гоголя, служанка из «Адского сада» по пьесе Ренато Майнарди.
Фильмы
Маша впервые попала в кинематограф в 5 лет, появившись с отцом в эпизоде фильма «Нейлон 100 %». В 15 лет прошла просмотр и попала на роль Лены в молодежную картину «Талисман».
Первую главную роль артистка получила еще студенткой в музыкальном фильме режиссера Виталия Макарова «Она с метлой, он в черной шляпе» (1987). Коллегами начинающей артистки по съемочной площадке стали Михаил Светин, Нина Русланова, Андрей Соколов. Эта лента стала дебютной для Андрея Соколова, который попался на глаза режиссеру, пока ожидал на студии знакомую.
В период кооперативного кино главными персонажами были крепкие парни со спортивной подготовкой, актрисам доставалась роль жертвы или подруги героя. Именно такие образы воплощала на экране Мария в 90-х.
Одна из главных ролей досталась Селянской в картине «Дрянь» режиссера Анатолия Иванова. Помимо Марии в каст криминального боевика вошли Олег Фомин, Вячеслав Баранов, Александр Мартынов. Лента является ярким примером советского перестроечного кино о наркомании наряду со ставшей культовой «Иглой» с Виктором Цоем и «Дорогой в ад» с Людмилой Гурченко.
В криминальной картине «Фанат» Селянская появилась во второстепенном касте вместе с Олегом Кантемировым и Федором Суховым. Исполнитель главной роли в боевике Алексей Серебряков не был профессиональным бойцом, как Олег Фомин, но благодаря консультации мастера спорта по карате успешно противостоял криминалу на экране. В продолжении картины актер сниматься отказался, посчитав сценарий слишком примитивным.
Помимо криминальных боевиков были в творческой биографии актрисы съемки в документальном фильме «Три любви Евгения Евстигнеева» — Евгений Александрович ушел из жизни в 1992 году вскоре после съемок в драматической комедии «Ночные забавы». В интервью и телепередачах, например в «Прямом эфире» с Борисом Корчевниковым, артистку чаще всего спрашивали о покойном отце.
В 2010-х в фильмографии исполнительницы появились сериалы — она снялась в детективе «Лесник» и мелодраме «Разбитое зеркало».
Личная жизнь
Первой любовью Марии стал партнер по фильму «Талисман» Денис Чурмантеев. Пара все время проводила вместе, и, как позднее рассказывала Мария Евгеньевна, она пропадала от любви, перестала бывать дома.
Учась в Школе-студии МХАТ, исполнительница встречалась с выпускником по имени Сергей — цыганом, актером цыганского театра «Ромэн». Девушка ездила с ним на гастроли, танцевала в массовке.
Первый муж Марии Селянской — работавший с Михаилом Ефремовым театральный звукорежиссер Андрей Селянский, фамилию которого девушка поспешила взять. Жила пара сначала в съемной квартире, которую оплачивала мачеха. Брак просуществовал недолго.
Новым супругом актрисы стал актер «Современника» Максим Разуваев, он младше возлюбленной на 3 года. 24 июня 1995 года у них родилась дочь Софья. Сначала ее хотели назвать в честь бабушки Лилии, но, поскольку давать имена умерших — плохая примета, назвали в честь Софи Лорен, на которую мать Марии была похожа. Девочка гордилась тем, что ее родственники — артисты, и, повзрослев, взяла фамилию дедушки, став Софьей Евстигнеевой.
Актриса рассказывала, что ее не тянет к людям, внешне напоминающим отца, среди которых сводный брат Денис Евстигнеев — кинооператор и режиссер. К нему Мария не испытывала родственных чувств, да и от него инициатива общения не исходила. А вот с третьей супругой Евстигнеева Ириной Цывиной она сблизилась после смерти отца.
В своем аккаунте в «Инстаграме» (соцсеть запрещена в РФ, она принадлежит корпорации Meta, которая признана в РФ экстремистской) актриса изредка публикует фото с отдыха, из поездок и со съемок.
Мария Селянская сейчас
Сейчас Мария Евгеньевна отдает свои силы театру «Современник». В репертуар артистки в 2022-м вошли Клара Эйнсфорд-Хилл в «Пигмалионе», Маргарита Керл в «Играем… Шиллера!» и Козлова в «Крутом маршруте».
Фильмография
- 1983 — «Талисман»
- 1987 — «Она с метлой, он в черной шляпе»
- 1989 — «Фанат»
- 1989 — «Свой крест»
- 1989 — «В городе Сочи тёмные ночи»
- 1990 — «Убийство свидетеля»
- 1990 — «Дрянь»
- 1991 — «Машенька»
- 1991 — «Люк»
- 1991 — «Вербовщик»
- 1992 — «Хэлп ми»
- 1992 — «Ка-ка-ду»
- 1994 — «Второй»
- 2014 — «Лесник»
- 2020 — «Разбитое зеркало»
Интересные факты
- Любимые цвета Селянской — зеленый и серый, аромат — сирень. Любимая еда — супы, а напиток — черный чай с лимоном.
- В 4 года на крестинах Маша «подмочила» крестному, близкому другу отца Владимиру Сошальскому, костюм, а священнику сделала комплимент за «красивый сарафан».
- В детстве расшалившуюся девочку, растоптавшую розы, бабушка заперла в чулане с крысами. Та начала с ними разговаривать и с тех пор не боится грызунов.
- Мария Евгеньевна признавалась, что стеснялась быть дочерью знаменитого актера. Артистке хотелось, чтобы зрители оценивали ее талант, а не родство с Евстигнеевым, которое стало для нее тяжелым крестом. Она даже шутила, что знаменитостям нужно запретить рожать детей.