Виктор Цой

Viktor Tsoy
О знаменитости
Дата рождения
Возраст
28 лет
Дата смерти
15 августа 1990 г.
Место рождения
Рост
183
Семейное положение
был женат
Соцсети
    4,6 / 5 (104 голоса)

    Биография

    Виктор Цой — феномен российской рок-музыки. Лидер рок-группы «Кино», музыкант и киноактер, он стал кумиром поколения перестройки. Творческое наследие, которое певец оставил за свою недолгую жизнь, неоднократно переосмысливалось его современниками и следующими поколениями музыкантов.

    Явление, которое представляла группа «Кино» на постсоветском пространстве, было уникальным: проблемы, поднимаемые в песнях Цоя, до сих пор продолжают волновать юные умы.

    Иногда трудно понять и объяснить, чем же Виктор Цой заслужил такую тотальную любовь. Голос народа, символ эпохи русского рока, дыхание перемен — такие обозначения очень кстати, когда вспоминают имя легендарного музыканта.

    Детство и юность

    Виктор Цой родился летом 1962 года в ленинградской семье научно-технической интеллигенции. Отец музыканта Роберт Цой работал инженером, а мама, коренная ленинградка Валентина Васильевна, преподавала в школе физкультуру. Цой Сын Дюн (русское имя —Максим Максимович Цой), дедушка Виктора Цоя по отцу, кореец по национальности, жил в Казахстане. Несмотря на восточные корни, рост Виктора составлял 184 см (общепринятая версия).

    В детстве мальчик стал проявлять интерес к рисованию, и родители, чтобы развить его талант, отдали Виктора в художественную школу, где тот проучился 3 года. В средней школе он не мог порадовать родителей успехами, а преподаватели не видели в нем способного к знаниям ученика, обращая внимание на других детей.

    Виктор Цой в детстве
    Виктор Цой в детстве / «ВКонтакте»

    Уже с пятого класса круг интересов школьника резко изменился в сторону музыки. Тогда у Цоя появилась первая гитара, которую подарили ему родители. Отец показал несколько аккордов. Мальчика это увлекло. Он сам ставил себе голос, нередко занимаясь в ванной комнате вокальными распевками. Вместе с товарищами собрал первую группу «Палата № 6».

    Увлечение подростка музыкой было огромным: чтобы купить 12-струнную гитару, школьник потратил все деньги, которые родители оставили ему, уехав на отдых. На последние 3 рубля Цой накупил беляшей и наелся их на голодный желудок. Результат был предсказуем, и после этого музыкант сделал единственно верный для себя вывод: никогда не есть беляши.

    После девятого класса Виктор решил продолжить учебу в Ленинградском художественном училище имени В. А. Серова, чтобы стать художником-оформителем. Но страсть к изобразительному искусству быстро остыла, так как большую часть времени юноши занимала музыка. Цой был отчислен со второго курса за неуспеваемость.

    Виктор пошел работать на завод, а затем устроился в Художественно-реставрационный лицей № 61, где осваивал профессию резчика по дереву. После окончания учебного заведения одно время работал в мастерской Екатерининского дворца.

    Однако все эти жизненные интересы не являлись для Виктора главными. Музыка всегда была рядом, и со временем он все больше понимал, что это единственное занятие, которому хотелось бы посвятить жизнь.

    Раннее творчество

    Со своим соратником Алексеем Рыбиным Цой познакомился у Андрея Панова, лидера группы «Автоматические удовлетворители». Музыканты вместе выезжали на подпольные концерты Артемия Троицкого, проходившие в Москве. Виктор поддался уговорам друзей, и уже в конце 1981 года совместно с Алексеем Рыбиным и Олегом Валинским была создана рок-группа «Гарин и Гиперболоиды».

    Виктор Цой и Юрий Каспарян
    Виктор Цой и Юрий Каспарян / «ВКонтакте»

    Спустя несколько месяцев артисты переименовали коллектив в «Кино» и в таком составе вступили в знаменитый Ленинградский рок-клуб. Новоиспеченная команда при содействии Бориса Гребенщикова и музыкантов его группы «Аквариум» записала первый альбом «45». Название произошло от продолжительности звучания записей. Позднее одна из песен диска — «Восьмиклассница», прототипом героини которой стала студентка Дженни Яснец, — вошла в топ-100 лучших песен русского рока в XX веке по версии «Нашего радио».

    Интересно, что с уже известным к тому времени в молодежных кругах музыкантом Гребенщиковым Цоя свел случай: Виктор и Борис познакомились в электричке. У лидера группы «Кино» была с собой гитара, и он спел изумленному спутнику песню «Мои друзья». Солист «Аквариума» принял решение участвовать в судьбе нового рок-коллектива.

    Новое творение стало популярным на ленинградских квартирниках. В непринужденной обстановке слушатели тесно общались с исполнителями. Уже тогда Виктор Цой четко говорил о своих жизненных принципах, от которых не был намерен отступать.

    На пике славы

    Следующий альбом «Начальник Камчатки» в честь названия котельной, где Виктор трудился кочегаром, группа записала в 1984 году в новом составе: теперь вместо Рыбина и Валинского в коллектив входили гитарист Юрий Каспарян, басист Александр Титов, а за барабанной установкой сидел Георгий Гурьянов (Густав). В том же году группа «Кино» стала лауреатом на втором Ленинградском рок-фестивале, оказавшись подлинной сенсацией для слушателей.

    На следующий год группа «Кино» повторила свой оглушительный успех на фестивале, и музыканты решили записать альбом «Ночь», который задумывался как новое слово в рок-музыке, полностью отвечающее последним тенденциям западных исполнителей. Работа над «Ночью» затянулась, а вместо нее музыканты записали магнитоальбом под названием «Это не любовь».

    В ноябре 1985 года в коллективе произошла еще одна замена: Александра Титова на посту басиста сменил Игорь Тихомиров. Этот состав команды не менялся до самого конца ее существования.

    1986-й стал годом пиковой популярности «Кино». Секрет ее состоял в уникальном для того времени сочетании свежих музыкальных находок с простыми и жизненными текстами Виктора Робертовича. Кроме того, песни рок-коллектива было легко исполнять под гитару, этим группа обязана тысячам «киноманов», распевающих композиции Цоя в каждом дворе.

    В этом же году группа представила зрителям дописанный альбом «Ночь» и дала знаковый концерт на совместном столичном фестивале Ленинградского рок-клуба и Московской рок-лаборатории. Альбомы «Кино» становились все более популярными, а новые клипы коллектива смотрели миллионы зрителей по всему Советскому Союзу.

    Виктор Цой и группа «Кино»
    Виктор Цой и группа «Кино» / «ВКонтакте»

    После выхода альбома «Группа крови», представленного в 1988 году, «киномания» распространилась за пределы СССР. Коллектив давал концерты во Франции, Дании и Италии, а фото группы все чаще появлялись на обложках популярных музыкальных журналов. Через год «Кино» выпустило первый профессиональный студийный альбом под названием «Звезда по имени Солнце», и музыканты сразу же приступили к работе над следующей пластинкой.

    Лучшие песни из альбома «Звезда по имени Солнце» сделали Виктора Цоя и группу «Кино» бессмертными, а композиция «Пачка сигарет» стала хитом для каждого последующего молодого поколения государств бывшего СССР.

    В 1989 году концерты группы «Кино» прошли во Франции и США.

    В июне 1990-го состоялся последний концерт Виктора Цоя и его коллектива в олимпийском комплексе «Лужники» в Москве. Позднее материалы выступления были использованы в документальном фильме «Человек в черном».

    «Кино» — последний альбом в дискографии коллектива. Песни «Кукушка» и «Следи за собой» стали наиболее популярными композициями, их в дальнейшем неоднократно исполняли другие музыканты и группы.

    Общественная позиция

    Песни Цоя перевернули сознание многих советских людей. В первую очередь имя музыканта ассоциируется с переменами в стране. Такое стремление представляет песня «Хочу перемен!» (в оригинале — «Перемен!»), которая впервые прозвучала на IV фестивале Ленинградского рок-клуба в ДК «Невском» 31 мая 1986 года.

    На первый взгляд может показаться, что Цой был приверженцем радикальных решений, но на самом деле он воспринимал жизнь несколько иначе.

    Цой о музыке:

    «Музыка должна охватывать: она должна, когда надо — смешить, когда надо — веселить, а когда надо — и заставлять думать. Музыка не должна только призывать идти громить Зимний дворец. Ее должны слушать».

    Однажды в интервью представителям СМИ Виктор признался, что считает себя противником перевоплощений, оставаться самим собой — главное для него. Вполне возможно, что музыкант размышлял над профессиональной актерской карьерой, а не комментировал отношение к политическим тенденциям того времени.

    Цой сказал о своем видении изменений в советском обществе:

    «Я подразумевал под переменами освобождение сознания от всяческих догм, от стереотипа маленького, никчемного равнодушного человека, постоянно посматривающего “наверх”. Перемен в сознании я ждал, а не конкретных там законов, указов, обращений, пленумов, съездов».

    Фильмы

    Кинодебютом Виктора Цоя как актера стало участие в дипломной работе молодого киевского режиссера Алексея Учителя — своеобразном музыкальном киноальманахе «Конец каникул». Съемки фильма проходили на озере Тельбин в Киеве. Участие в этой картине ознаменовало для Цоя новый этап в творчестве.

    Виктор Цой и Наталия Разлогова
    Виктор Цой и Наталия Разлогова / «ВКонтакте»

    Популярность группы «Кино» привела к тому, что Виктора стали приглашать для участия в съемках фильмов «новой формации». Фильмография Цоя-актера составила 14 кинолент, среди которых нужно отметить важные картины того времени, в полной мере отражающие суть эпохи перемен.

    Это знаменитая «Асса» кинорежиссера Сергея Соловьева, картина, наполненная терпким ощущением «начала конца», характерного в годы перестройки. Это и драматический триллер «Игла», в котором лидер группы «Кино» исполнил главную роль. Герой Цоя Моро решает вступить в схватку с наркомафией, но все оказывается не так просто. Его антипода, наркодилера Артура, сыграл Петр Мамонов. Фильм стал лидером проката 1989 года, а Виктор Цой получил титул «Лучший актер года» по результатам опроса среди читателей «Советского экрана».

    Личная жизнь

    В старшей школе Виктор Цой не пользовался популярностью у одноклассниц, всему виной была его национальность, но уже к 20 годам личная жизнь артиста изменилась. Девушки толпами дежурили у подъезда любимого музыканта. А вскоре молодой человек встретил вторую половинку. Знакомство произошло на одной из вечеринок, где присутствовал артист. Марианна была на 3 года старше Виктора. Первые полгода влюбленные ходили на свидания в парк, после чего решили жить вместе.

    Музыкант женился на Марьяне (Марианне) Цой, которая родила ему сына Сашу. В будущем Александр Цой также стал рок-музыкантом. Александр оказался единственным ребенком Виктора, больше у певца детей не было. Жена музыканта взяла на себя всю хозяйственную деятельность группы, помогала с концертными костюмами и организационными вопросами.

    Виктор Цой и Марьяна Цой
    Виктор Цой и Марьяна Цой / «ВКонтакте»

    В 1987 году во время работы над съемками фильма «Асса» Виктор познакомился с Наталией Разлоговой, работавшей ассистентом режиссера. Между ними вспыхнул роман, и новые отношения в итоге привели к разрушению семьи. Как потом вспоминала Марианна в интервью, они с Наталией оказались разными по характеру женщинами. Супруга воплощала собой «вулкан страстей», а последняя любовь оставалась «неприступной скалой».

    Официально пара не разводилась, и после смерти музыканта Марианна взяла на себя организацию выпуска последних его записей, а также неизданных материалов. Вдова Виктора Цоя в 1999 году получила высшее образование в Санкт-Петербургском университете, где изучала японский язык. Женщина увлеклась переводами.

    История любви кумира 80-х Виктора Цоя и его жены Марьяны

    Накануне нового столетия у нее обнаружился рак. После удаления опухоли в груди врачи обнаружили онкологическое образование и в головном мозге. Поняв, что ничего уже сделать нельзя, Марианна Цой уехала домой умирать. Последние 3 месяца за ней ухаживали мать и супруг Александр Аксенов, более известный под сценическим псевдонимом Рикошет.

    Наталия вышла замуж за журналиста Евгения Додолева, с которым эмигрировала в США. Она стала матерью двоих детей. Вернувшись в Россию, устроилась работать на Первый канал.

    Смерть

    15 августа 1990 года Виктор Цой погиб в автокатастрофе.

    Музыкант разбился в ДТП на 35-м километре латвийской трассы Слока — Талси неподалеку от города Тукумса, возвращаясь с отдыха в Прибалтике. Его машина врезалась в пассажирский автобус марки «Икарус», водитель которого Янис Фибикс не пострадал. По официальной версии, Цой от переутомления заснул во время управления транспортным средством.

    Долгое время ходили слухи, что Виктор не заметил поворота, так как менял кассету в автомагнитоле, однако подтверждений таким утверждениям не нашлось. Причина смерти рок-звезды до сих пор будоражит российское общество.

    Гибель певца стала шоком для страны. 19 августа 1990 года на прощание с Цоем собрались тысячи людей. Похоронен артист на Богословском кладбище в Санкт-Петербурге. Многие фанаты не смогли принять известие о смерти кумира, покончив жизнь самоубийством.

    На его могиле всегда лежат живые цветы и никогда не гаснут свечи. На том же кладбище недалеко от певца похоронена жена Виктора Марианна Цой, а также его мать Валентина Васильевна Цой.

    После смерти музыканту установили большое количество памятников в разных странах мира. Одна из главных скульптур, которая изображает рок-исполнителя сидящим на мотоцикле, установлена в Санкт-Петербурге, на Невском проспекте, напротив кинотеатра «Аврора».

    На 35-м километре шоссе Слока — Талси, где случилась смертельная авария, также установили монумент высотой 230 см. За основу авторы выбрали одну из самых популярных фотографий музыканта, на которой он запечатлен со скрещенными руками.

    Скульптор Амиран Хабелашвили и художник Руслан Верещагин, создававшие памятник, решили навечно зафиксировать знаменитые строки Цоя о смерти и любви из песни «Легенда»:

    «Смерть стоит того, чтобы жить, а любовь стоит того, чтобы ждать…».

    Память

    Творческое наследие музыканта неоднократно перерабатывалось другими группами. Так, Константин Кинчев, лидер «Алисы», который одно время был дружен с Цоем, исполняет некоторые его песни на своих выступлениях.

    В 2000 году состоялся трибьют «Кинопробы», в котором участвовали многие русские рок-исполнители. Симфонический оркестр Эрмитажа исполнил песни группы «Кино» на концерте, посвященном памяти музыканта.

    Это не единственный подобный альбом с сочинениями автора. Позднее появились «День рождения Виктора Цоя», «Кинопробы. Рэп-трибьют» и диск «Мы вышли из кино», выпущенный к 55-летию звезды. Вячеслав Бутусов использовал текст Цоя «Дети минут» для создания песни, которая попала в трек-лист одного из альбомов «Ю-Питера». Композиция была использована в качестве саундтрека фильма Рашида Нугманова «Игла Remix».

    В 1990 году после известия о гибели исполнителя появилась стена Цоя. В Москве поклонники творчества музыканта исписали надписями стену дома № 37 на Арбате (в Кривоарбатском переулке). Надписью «Цой жив» и цитатами из его песен фанаты хотели подчеркнуть любовь к популярному исполнителю. В дальнейшем стена памяти стала одной из достопримечательностей российской столицы.

    Режиссеры не забыли о биографии популярного музыканта. Кинематографисты продолжают снимать фильмы о его жизни и творчестве.

    В 2012 году на экраны вышел документальный фильм «Цой — Кино» режиссера Евгения Лисовского. В киноленте была обнародована песня Цоя «Атаман», до этого времени не издававшаяся. Наталия Разлогова сохранила кассету с этой композицией, сделав ее достоянием общественности.

    Летом 2018 года в Каннах состоялась премьера драмы Кирилла Серебренникова «Лето», посвященной началу творческого пути Виктора Цоя, его дружбе с Майком Науменко, а также взаимоотношениям с супругой Майка Натальей. Музыкантов сыграли европейский актер корейского происхождения Тео Ю и лидер группы «Звери» Рома Зверь (Роман Билык), на роль Натальи Науменко была утверждена Ирина Старшенбаум.

    Каждые 5 лет поклонники Цоя отмечают очередную юбилейную дату со дня рождения Виктора Цоя праздничными рок-концертами и акциями памяти. В 2017 году в честь юбилея на песню «Звезда по имени Солнце» в Санкт-Петербурге сняли клип одним кадром. В этот год артисту исполнилось бы 55 лет.

    А в 2020-м состоялась премьера картины Алексея Учителя «Цой», в которой перед зрителями развернулся последний этап жизни музыканта. В фильме сыграли Евгений Цыганов, Паулина Андреева, Марьяна Спивак.

    К 60-летию музыканта в начале 2022 года в Москве, в Центральном Манеже, была открыта выставка «Виктор Цой. Путь героя». Экспозиция была составлена из ранее неизвестных материалов из коллекций Роберта Цоя, сына артиста Александра, его друзей, коллег и преданных фанатов. Посетителям были представлены вещи лидера группы «Кино», редкие фото, личные письма, сценические костюмы, поделки и картины, созданные самим исполнителем. Проект получил поддержку от Президентского фонда культурных инициатив.

    Дискография

    • 1982 — «45»
    • 1983 — «46»
    • 1984 — «Начальник Камчатки»
    • 1985 — «Это не любовь»
    • 1986 — «Ночь»
    • 1988 — «Группа крови»
    • 1989 — «Звезда по имени Солнце»
    • 1990 — «Кино» («Черный альбом»)

    Фильмография

    • 1986 — «Йя-хха!»
    • 1986 — «Конец каникул»
    • 1986 — «Диалоги»
    • 1987 — «Рок»
    • 1987 — «Асса»
    • 1988 — «Игла»
    • 1990 — «Город»
    • 1990 — «Секс и перестройка»

    Интересные факты

    1. Впервые на экранах советских телевизоров Цой появился в качестве гостя программы «Монитор» канала «Лен-ТВ». В эфире он представил работы по дереву, в частности, японские фигурки нэцке.
    2. На последнем концерте группы «Кино» в «Лужниках» в чаше стадиона впервые с момента проведения летней Олимпиады 1980 года был зажжен Олимпийский огонь.
    3. В Пермском крае, около села Чайка, находится остановка, посвященная артисту. Первоначально надпись «Цой жив» появилась там в 1993 году, позднее была размещена информационная табличка.
    4. Вещи музыканта появляются на аукционах. Его паспорт в 2018 году был продан за 9 млн руб., а записная книжка с телефонами участников рок-клуба — за 3 млн руб.