Биография
Кирилла Серебренникова называют мастером эпатажа и немного сумасшедшим, но в этом, наверное, и заключается режиссерский стиль. Его спектакли и фильмы — эксклюзив, а критики называют его уникальным явлением сцены. При этом, несмотря на незатихающие споры по поводу его работ, за Кириллом Семеновичем закрепился статус создателя авторского театра.
Детство и юность
Кирилл Серебренников (это его настоящая фамилия) родился 7 сентября 1969 года в Ростове-на-Дону. Его мать Ирина Александровна Литвин работала преподавателем русского языка и литературы в школе, отец Семен Михайлович Серебренников — хирургом, долгие годы он был доцентом кафедры урологии Ростовского медицинского института. По отцовской линии в венах режиссера течет еврейская кровь, а по маминой — украинская, поэтому сложно точно назвать национальность Кирилла.
Как написал Серебренников, он потомственный кинематографист, потому что его дед окончил ВГИК, хоть и был обычным украинским пастухом. Впоследствии Александр Иванович Литвин стал режиссером документальных фильмов киностудии «Молдова-фильм».
Кирилл посещал школу с физико-математическим уклоном, где был отличником, а в старших классах — комсомольским активистом. Первый спектакль Кирилл поставил на школьной сцене, семья полностью поддерживала его в начинаниях. Эксперимент удался — зрители аплодировали. Позднее молодой режиссер освоил текст пьесы Евгения Шварца «Тень», постановка по которой также вызвала интерес у одноклассников и учителей.
В 1987 году юноша отправился получать образование — поступать на режиссерский факультет в Москву. Но руководитель курса Анатолий Васильев отказал абитуриенту, потому что Серебренникову в то время было 17 лет. Тогда он поступил на физфак Ростовского государственного университета, учился легко и окончил вуз с красным дипломом.
В дальнейшем Кирилл выбрал театральную стезю. Озарения свыше не было, просто в университете он организовал студенческий театр, ставил спектакли как режиссер и понял, что получает удовольствие не от физики, а от творчества.
После вуза Кирилл решил профессионально заниматься режиссурой. Он начинал со студии «69», работавшей на энтузиазме создателей. Параллельно с театральными опытами работал в ростовских телекомпаниях, снимал видеоклипы, телеспектакли, рекламные ролики.
Театр
Дебютный спектакль в профессиональном театре Серебренников поставил в «Ангажементе» в 1990 году. С этим театром Кирилл сотрудничал пять лет. Постановки воспринимались неоднозначно. В 1995-м «Маленькие трагедии» на сцене Ростовского драматического театра местные мэтры раскритиковали, не оставив камня на камне. Прошло время, и многие изменили мнение — гордятся, что когда-то работали с Кириллом.
В один момент режиссер понял, что нужно переезжать в Москву. Два года после этого он работал на телевидении. Вместе с Аллой Демидовой в молодости создал телепроект «Темные аллеи» для канала «Культура». Спустя время он вновь появился в кадре, на этот раз на телеканале ТВ-3 в авторской передаче «Другое кино», а затем на СТС выступил телеведущим ток-шоу «Детали».
Старт карьере в столице дал спектакль «Пластилин», который Кирилл поставил в Центре драматургии и режиссуры. Пьесу Василия Сигарева, ученика уральского драматурга Николая Коляды, никто из режиссеров ставить не хотел. В одном из интервью Серебренников сказал, что после прочтения пьесы понял: играть ее нужно иначе.
Он рисковал, потому что автора «Пластилина» никто в Москве не знал, новая русская драма была не в моде. Спектакль полгода не принимали, критика лилась со всех сторон. Журналисты разносили его в СМИ, зрители уходили, не досмотрев до конца. Но в какой-то момент все изменилось, и народ пошел в театр. Сегодня «Пластилин» называют культовой постановкой, общественным прорывом.
С возрастающим интересом к спектаклю росло и признание Серебренникова. Олег Табаков пригласил его во МХАТ им. А. П. Чехова, где режиссер поставил спектакли «Терроризм», «Изображая жертву», «Трехгрошовая опера».
В 2005 году в «Современнике» состоялась премьера постановки Кирилла Серебренникова «Голая пионерка», созданной по мотивам романа Михаила Кононова. Главная роль досталась Чулпан Хаматовой, ее режиссер назвал национальным достоянием.
Кирилл Серебренников — обладатель престижных театральных премий «Чайка», «Хрустальная Турандот», премии им. К. С. Станиславского. В 2008 году режиссера пригласили в преподавательский состав Школы-студии МХАТ, где Кирилл Семенович набрал курс. Выпускники попали в труппу «Седьмой студии», а затем в основной актерский состав «Гоголь-центра».
Быть просто режиссером и преподавателем Серебренникову было мало. Вместе с коллегами Евгением Мироновым, Чулпан Хаматовой, Теодором Курентзисом и Романом Должанским он запустил фестиваль «Территория». В 2011 году основал проект «Платформа» в ЦСИ «Винзавод».
В сентябре 2019 года Кирилл Семенович получил приглашение на вручение премии GQ, победив в номинации «Человек года».
Единственное, что помешало ему в реализации планов, — пандемия коронавируса, которая охватила весь мир в начале 2020 года. Тем не менее Серебренников не отчаивался и даже на самоизоляции находил чем заняться. Режиссер составил список из 10 советов, как сидеть дома на карантине, и решил поделиться опытом с подписчиками.
«Гоголь-центр»
В 2012 году Кирилл Семенович стал художественным руководителем Театра им. Н. В. Гоголя, переименовав его в «Гоголь-центр», а в 2015-м возглавил его. Каждая премьера постановщика становилась сенсацией в театральных кругах.
В конце 2016 года в «Гоголь-центре» состоялся показ новой постановки Серебренникова «Похороны Сталина». Таким образом режиссер напомнил, что в день прощания с «вождем народов», который закончился смертельной давкой, мир попрощался с другим человеком — композитором Сергеем Прокофьевым, к которому пришло гораздо меньше людей.
Еще одна постановка на политическую тему, «Машина Мюллер», была названа самым откровенным спектаклем режиссера на тему тоталитаризма нормы.
Несмотря на то что Серебренников долгое время находился под следствием, он продолжал работать в «Гоголь-центре», регулярно радуя поклонников новыми проектами.
А в феврале 2021-го стало известно, что Кирилл Семенович покидает пост художественного руководителя «Гоголь-центра»: истек срок его контракта. Несмотря на открытое письмо Ассоциации театральных критиков к министру правительства Москвы с просьбой оставить место за Серебренниковым, тем самым сохранив авторский театр, новым худруком коллектива стал актер Алексей Агранович.
Фильмы Кирилла Серебренникова
В кино Серебренников пришел в 1998-м. За один год режиссер представил сразу три полнометражные картины — «Раздетые», «Ласточка» и «Тайны грозы». Среди киноработ Кирилла начального периода кинематографической биографии — многосерийный фильм «Ростов-папа», где сыграли Наталья Гундарева, Борис Щербаков.
В 2006 году режиссер подарил поклонникам картину «Изображая жертву». На фестивалях «Кинотавр» и Festa del Cinema этот фильм получил главные призы. Он создавался по мотивам пьесы братьев Пресняковых.
В 2008 году Кирилл снял картину «Юрьев день», которая собрала урожай призов на западных кинофестивалях, но не получила ни одной местной кинопремии. В России почти не говорили об этом проекте, пока режиссера не пригласили на скандальное шоу «Закрытый показ».
Заметная режиссерская работа Серебренникова — фильм «Измена», в котором снимались актеры из Германии, Македонии и России. Еще одна его работа — фильм «Ученик», созданный в 2016 году. Картина получила премию на «Кинотавре» и кинофестивале в Каннах.
Период судимости и позднее пандемии режиссер воспринял как толчок к действию. В это время им был написан сценарий фильма «Петровы в гриппе», который позднее успешно дебютировал в Каннах. В качестве эксперимента появилась короткометражка OUT OF THE BOX. Картина, снятая одним кадром, собрала на одной площадке артистов «Гоголь-центра». Главные роли исполнили Александр Горчилин и Ян Гэ.
Несколько лет Кирилл Семенович вынашивал идею создания биографической картины о Петре Чайковском. По утвержденному сценарию планировалось выпустить фильм еще к 175-летию композитора, но только летом 2020 года заговорили о начале съемок драмы под рабочим названием «Жена Чайковского». Первоначально заявлялось о том, что в главной роли предстанет Евгений Миронов, позднее вышла черновая версия, в которой основного героя представил Один Байрон, а в Антонину, супругу музыканта, перевоплотилась Алена Михайлова.
Уголовное дело
В 2017 году против режиссера было заведено уголовное дело, в котором его обвиняли в растрате государственных средств, выделенных на проекты «Седьмой студии». Об этом скандале стало известно в конце мая, когда начались обыски в квартире Серебренникова в Москве и в «Гоголь-центре». Сначала режиссер проходил по делу в качестве свидетеля, после задержания бухгалтера и ряда руководителей театра против Кирилла Семеновича были выдвинуты обвинения в том, что именно он воровал деньги.
Режиссера поместили под домашний арест. За мэтра вступились коллеги, в том числе российские деятели культуры Чулпан Хаматова, Владимир Урин, Евгений Миронов и зарубежные актеры Кейт Бланшетт, Саймон Макберни, Софи Калле. Кроме того, скандалом обернулся отказ Дженнифер Лоуренс по политическим причинам общаться с российскими журналистами. Сама актриса не комментировала эту ситуацию, но публика предполагает, что одной из причин стал арест ростовского режиссера.
Без участия Серебренникова в Большом театре состоялась премьера спектакля «Нуреев», а в «Гоголь-центре» — «Маленьких трагедий» по А. С. Пушкину. За последнюю постановщик получил «Золотую маску». В феврале 2018 года режиссер понес большую утрату — в Ростове умерла его мама. Кирилл Семенович на время похорон был освобожден из-под стражи.
Затем стало известно, что картина режиссера «Лето» о жизни и творчестве Виктора Цоя попала в конкурсную программу Каннского фестиваля. Монтаж драмы Серебренников проводил, будучи уже под домашним арестом.
Спектакль «Барокко», находясь дома, он выпустил в декабре 2018 года. А осенью представил первую постановку Мобильного художественного театра «1000 шагов с Кириллом Серебренниковым», которая позволила поклонникам творчества прожить полтора часа жизнью режиссера, находящегося под домашним арестом.
За этот период прошел не один суд, назначались экспертизы по делу о хищении 133 млн руб. Выдвинутые против себя обвинения Кирилл Семенович в интервью называл фарсом, абсурдом и беззаконием.
Хотя представители следствия утверждали, что Серебренников может скрыться от правоохранительных органов или оказывать давление на свидетелей, суд решил снять с него домашний арест и отказался брать с режиссера подписку о невыезде.
Суд
Суд по делу Кирилла Серебренникова состоялся 26 июня 2020 года. Поддержать фигурантов дела пришли Юлия Пересильд, Влад Лисовец, Юлия Паршута, Дмитрий Быков* (внесен Минюстом РФ в список физических лиц — иностранных агентов), Марк Тишман, Оксимирон* (внесен Минюстом РФ в список физических лиц — иностранных агентов), Рома Зверь и многие другие звезды. По подсчетам некоторых СМИ, всего около здания суда в этот день собралось порядка 400 человек.
Серебренникова приговорили к трем годам условно и трем годам испытательного срока. В течение этого времени ему запрещено было менять место жительства. Кроме того, режиссеру надлежало выплатить штраф в размере 800 тыс. руб. Еще один штраф — 129 млн руб. по иску Минкультуры — стал общим для Кирилла Семеновича, а также Юрия Итина и Алексея Малобродского. Четвертой фигурантке, Софье Апфельбаум, также назначили штраф, однако суд освободил ее от уплаты суммы за истечением срока давности.
В марте 2022-го был отменен условный срок Серебренникова в связи с отбыванием половины наказания, выплатой штрафа и компенсацией ущерба. Кирилл Семенович возместил государству причиненный вред. Правда, как впоследствии он признался, таких денег у него быть не могло. Личную заинтересованность в решении этого вопроса проявил, по словам режиссера, Роман Абрамович.
Столичный Хамовнический суд снял судимость с постановщика по делу «Седьмой студии». В сообщении судьи Д. И. Мищенко было сказано, что все заявленные требования удовлетворены. На результат повлияло еще и то, что Серебренников не допускал никаких нарушений за период отбывания наказания.
Личная жизнь
Личная жизнь Серебренникова — закрытая тема, которую он не освещает даже в социальных сетях. По сведениям некоторых СМИ, постановщик состоит в браке, но о его жене ничего не известно, в Сети не появляются ее фото. Есть предположение, что она дочь московского театрального режиссера. Однако никаких подтверждений этой информации нет. Напротив, официальные источники утверждают, что Кирилл Семенович холост, у него нет детей. В Москве постановщик живет на Пречистенке, владеет недвижимостью за рубежом.
Пользователи Сети нередко выдвигают сомнения относительно традиционной сексуальной ориентации Кирилла, хотя никаких доказывающих фактов не представляют. Сам постановщик не комментирует эту информацию, но в интервью 2020 года заявил, что как представитель театрального сообщества защищает движение ЛГБТ (движение признано экстремистской организацией, его деятельность запрещена на территории России). по причине того, что деятели искусства всегда встают на сторону малых незащищенных групп.
Знаменитость не ест мясо, потому что жалеет животных. В свободное от работы время с удовольствием занимается йогой. А еще Серебренников шопоголик — из каждой поездки привозит новую одежду.
Отъезд из России
Будучи судимым, Кирилл Семенович не переставал работать над новыми проектами. Сейчас он сотрудничает с театром Гамбурга Thalia Theater. В начале 2022 года режиссер выпустил спектакль «Черный монах». Эта постановка анонсирована в программе Авиньонского фестиваля. Это не первое появление россиянина во Франции, ранее на международном конкурсе были представлены его спектакли «Идиоты», «Мертвые души» и Outside.
Известно, что режиссер уехал из России сразу, как получил УДО. В интервью Юрию Дудю* (по решению Минюста РФ внесен в реестр СМИ — иностранных агентов) он объяснил решение эмигрировать своим несогласием с СВО. У Кирилла Семеновича есть квартира в Берлине, приобрел он ее еще в 2011 году, когда скопил капитал для покупки недвижимости.
Дебютом уехавшего из России режиссера в Парижской национальной опере стала постановка «Лоэнгрин». Опера по произведению Рихарда Вагнера была показана в сентябре 2023 года.
В интервью Серебренников называл этот проект «блокбастером», масштабной постановкой со множеством артистов. Главной идеей сюжета автор назвал исследование природы человека, сложной, гибкой и переменчивой. Конечно, не обошлось без поднятия сложных тем любви, предательства, войны и мира.
Кроме этого, режиссер готовился к экранизации романа «Призрак оперы» на английском языке. Новая история должна была выйти за пределы текста автора Гастона Леру и продемонстрировать более интимную сторону оригинального произведения.
Кирилл Серебренников сейчас
В начале 2024 года стало известно о работе Кирилла над англоязычным фильмом о жизни писателя-активиста Эдуарда Лимонова. Его роль исполнил Бен Уишоу, а компанию ему составили Мария Машкова и Виктория Мирошниченко. Литературной основой являлся роман Эмманюэля Каррера. В апреле картина попала в основной конкурс Каннского фестиваля.
Летом Серебренников представил в Германии постановку «Легенда», посвященную кинорежиссеру Сергею Параджанову и приуроченную к 100-летию со дня его рождения. В сентябре очередной сезон Венской оперы стартовал премьерой «Дон Карлос» по одноименной пьесе Фридриха Шиллера. Кирилл перевел постановку в современный контекст.
В этот же период стало известно о смерти в возрасте 90 лет отца режиссера Семена Михайловича. Кирилл посвятил ему трогательный пост в соцсетях. В нем он отметил, что перед отъездом из России успел попрощаться с отцом, после чего ежедневно звонил ему, рассказывая о происходящем в жизни.
Фильмография
- 1998 — «Тайны грозы»
- 1998 — «Ласточка»
- 1998 — «Раздетые»
- 2001 — «Ростов-папа»
- 2002 — «Дневник убийцы»
- 2003 — «Постельные сцены»
- 2004 — «Рагин»
- 2006 — «Изображая жертву»
- 2008 — «Юрьев день»
- 2012 — «Измена»
- 2016 — «Ученик»
- 2018 — «Лето»
- 2018 — «После лета»
- 2020 — «Петровы в гриппе»
Интересные факты
- Одной из первых постановок Кирилла Семеновича, которую раскритиковали и запретили к показу, стал «Городок в табакерке» 1995 года. Произошло это из-за включенных в нее элементов садомазохизма. По сюжету одетые в костюмы молотков люди стегали плетьми актеров в образах колокольчиков.
- Режиссер примерил на себя амплуа актера и снялся у коллеги Ильи Найшуллера в боевике «Хардкор», где сыграл танкиста.
- Во время судебного разбирательства постановщик написал книгу «Кирилл Серебренников. Театр про меня».
*Признан иноагентом на территории РФ по решению Минюста