Биография
Советский режиссер — так во всех официальных биографиях представлен Сергей Параджанов. Парадоксально, но, существуя в советской эпохе, он никогда не принадлежал к ней по своему убеждению, всегда отрицал, отторгал, критиковал такие уродливые проявления строя, как цензура, репрессии, судебные преследования. Оттого и искал всегда ту свободу, что так упоенно рисовал в фильмах. Они созданы истинным художником: колоритные, самобытные, отражающие гениальную личность мастера.
Детство и юность
Сергей (Саркис) Параджанов родился 9 января 1924 года в Тифлисе (Тбилиси), СССР. Мальчик стал долгожданным сыном после дочерей Анны и Рузанны в армянской семье антиквара Иосифа Параджанова и Сиран Бежановой. От отца он унаследовал любовь к красоте и изяществу, художественный талант, от матери — артистизм и энергетику, страсть к театрализованности.
В детстве Сергей рос в атмосфере, напоминающей музейный антураж и лавку старьевщика одновременно. Повсюду были дорогие статуэтки, старая утварь, ковры, картины и фотографии — все это режиссер сохранил в своем быту на долгие годы. Не зря современники шутили, что Параджанов «живет внутри натюрморта».
С 1932 по 1942 годы мальчик обучался в русской школе. Учился Сергей не блестяще, но некоторые предметы понимал и любил. Он интересовался естествознанием и историей, а врожденные таланты тянули к музыке, рисованию и литературе. Особенно потрясли Параджанова «Ашик-Кериб» и «Демон» Михаила Лермонтова, «Бахчисарайский фонтан» Александра Пушкина.
По окончании школы Сергей поступил на строительный факультет Тбилисского института инженеров железнодорожного транспорта, но быстро понял, что выбрал профессию не по душе. Юношу тянуло к творчеству, он сдал документы в Тбилисскую консерваторию на вокальное отделение и в хореографическое училище при оперном театре. Поступил Параджанов в оба и умудрялся учиться в двух заведениях.
В 1945 году, после войны, Сергей перевелся из Тбилисской консерватории в Московскую, стал студентом прославленного педагога Нины Дорлиак. Творческая жизнь столицы познакомила парня с кинематографом. Завороженный этим видом искусства, Параджанов оставил консерваторию и поступил во ВГИК на режиссуру. Наставником стал известный режиссер и педагог Игорь Савченко, а после смерти последнего — Александр Довженко.
Фильмы Сергея Параджанова
Первый опыт работы на съемочной площадке Сергей получил, когда учился в вузе. Он участвовал в создании фильма своего первого мастера «Третий удар». Другую ленту, «Тарас Шевченко», и вовсе заканчивали ученики Савченко.
После того как курс возглавил Довженко, он предложил талантливому ученику снять короткометражку по сказке «Андриеш». Дипломный проект, за который Параджанов получил высокие оценки, не сохранился. Попытка снять полный метр оказалась неудачной.
В 1951 году Сергей с отличием окончил ВГИК и уехал в Киев, где ранее начал работу в качестве ассистента режиссера. Там он создавал первые картины в своей фильмографии. Однако ни одной из этих работ мастер не был доволен в полной мере. Сюжетность, идейность и рамки всепоглощающего реализма не давали живописать собственную картину мира. Параджанов «прозрел» после просмотра работ близкого друга Андрея Тарковского.
В 1964 году Сергей Иосифович снял картину «Тени забытых предков» по произведению Михаила Коцюбинского. В основу сюжета легла гуцульская история, перекликающаяся с пьесой Уильяма Шекспира о Ромео и Джульетте, в фильме это Иван и Маричка — юные представители враждебных кланов, влюбленные друг в друга. Любовная драма разворачивается на фоне колоритной этнографической пестроты гуцульского народа.
Неординарный художественный вкус, помноженный на безграничную фантазию Параджанова, позволил создать без преувеличения киношедевр. Это признали не только мэтры отечественного кино, поставившие «Тени…» в один ряд с такой «нетленкой», как «Баллада о солдате» Григория Чухрая, «Летят журавли» Михаила Калатозова. Телеграммы со словами восхищения и поздравлений слали мастеру Микеланджело Антониони, Жан-Люк Годар, Федерико Феллини, Акира Куросава. Фильм получил 28 призов в 21 стране. В их числе награды на Всесоюзном кинофестивале в Киеве, премия Британской академии, призы на фестивалях в Риме, Мар-дель-Плате, Салониках.
Успех вдохновил режиссера на ленту «Киевские фрески», но оригинальная задумка — отказ от всех ограничений в кадре и даже от актерских диалогов — пришлась не по нраву чиновникам. Они обвинили Сергея Иосифовича в «мистическо-субъективном» отношении к искусству. Понимая, что в Украине ему не дадут работать, Параджанов оставил неоконченную картину и уехал в Ереван.
Там Сергей Иосифович работал над фильмом об армянском поэте XVIII века Саят-Нове. В одноименной картине перед глазами зрителя проходят 3 жизненных этапа поэта: детские годы, юность и зрелость. В фильме нет диалогов героев и закадрового монолога. Вся ценность ленты исключительно в богатстве и самобытности изображения.
Судьба картины оказалась непростой: сначала ее производство было одобрено худсоветом, но после окончания съемок, когда Параджанов уже был замечен в ряде антигосударственных выпадов, комиссия «вдруг» усмотрела в ленте «грубое искажение образа поэта и чрезмерное проявление мистицизма». Ее вернули на доработку, которую совершал уже не Сергей Иосифович. В итоге фильм вышел в прокат ограниченным тиражом и под другим названием — «Цвет граната». Но он все равно считается одним из ярчайших образцов творчества мастера.
После истории с «Саят-Новой» Параджанов в 1969-м вернулся в Киев, где в силу запрета на съемки начал писать сценарии, но вскоре попал в серьезную опалу после публичной критики партийного руководства и осуждения цензуры в 1971 году.
Последствия не замедлили сказаться: в 1972-м были остановлены съемки его картины «Интермеццо», год спустя мэтр попал под следствие, а вскоре был осужден. Режиссер перенес 2 срока заключения, после которых отношение к его творчеству пересмотрели, и последнее десятилетие своей жизни Сергей Иосифович мог работать, не оглядываясь на цензуру, и наслаждаться мировым признанием своего творчества.
В 1983-м Параджанов начал работу над лентой «Легенда о Сурамской крепости». Фильм-легенда о молодом горце, снятый в тандеме с Давидом Абашидзе, получил несколько кинонаград. Провозглашенная вскоре перестройка дала творческой интеллигенции больше свободы, чем воспользовались многие режиссеры, в том числе Сергей Иосифович.
После картины «Арабески на тему Пиросмани» постановщик взялся за фильм «Ашик-Кериб» по одноименному произведению Михаила Лермонтова. Главную роль должен был играть Фрунзик Мкртчян, но тот как раз уехал за границу, поэтому пригласили Георгия Овакимяна.
Эта лента, посвященная памяти Андрея Тарковского, получила приз на Роттердамском и Стамбульском кинофестивалях, была показана на фестивале в Венеции. Мэтр побывал во многих городах США и Европы, познакомился с Марчелло Мастроянни, Ивом Сен-Лораном и другими выдающимися современниками. Многие из них посещали его гостеприимный дом в Тбилиси.
В 1989 году Параджанов приступил к съемкам автобиографического фильма «Исповедь», который так и не был закончен в связи с безвременной смертью режиссера. Незадолго до нее Сергей Иосифович появился в программе «Кинопанорама», где рассказал о своем творчестве.
Суд и заключение
Еще в молодости Параджанов выступал в поддержку творческой интеллигенции, преследуемой за прогрессивные идеи. В 1965 году он поддержал диссидентов-шестидесятников, за что не был выпущен за границу. Позднее Сергей Иосифович выступил против цензуры фильма «Андрей Рублев», подписал «письмо-протест 139» против политических судебных процессов в Украине.
Опальный режиссер давно был на примете у КГБ, и в 1973 году после очередной крамольной речи Параджанова в спешном порядке арестовали, предъявив обвинения «в мужеложестве и организации притона». По свидетельству очевидцев, дело было наспех состряпано на основе анонимного доноса. Вскоре появился и первый свидетель, обвинивший кинематографиста в изнасиловании.
Сам режиссер не отрицал на суде свою бисексуальность, но факт насилия не подтверждал. В итоге Киевский областной суд приговорил Сергея Иосифовича к 5 годам лишения свободы. Годы заключения в тюрьме Параджанов вспоминал как страшное испытание, в котором было все: и побои, и голод, и унижение, и попытка суицида.
Спасало одно — творчество. Художник находил способ самовыражения даже в этой холодной железной клетке: Параджанов мастерил «монеты» из кефирных крышечек, рисовал, шил из мешковины, делал коллажи. На 8 Марта своей приятельнице, музе Владимира Маяковского Лиле Брик, Параджанов смастерил «букет» из проволоки и остатков носков.
Лиля Юрьевна развернула широкую кампанию по освобождению Параджанова, которую поддержали его коллеги со всего мира — Феллини, Тарковский, Годар и еще десяток легендарных мастеров искусства подписали прошение к советскому правительству. Но оно так и осталось без ответа.
Сергей Иосифович вышел, отсидев 4 года. Считается, что спасло его вмешательство французского литератора Луи Арагона, который лично попросил Леонида Брежнева отпустить режиссера, вняв просьбе своей супруги Эльзы Триоле, родной сестры Лили Брик.
Выйдя из заключения в 1977 году, Параджанов поселился в Тбилиси, посещать Москву, Ереван, Киев ему было запрещено. Но он все же поехал в столицу на спектакль Юрия Любимова «Владимир Высоцкий» в октябре 1981 года, где снова, не удержавшись, выступил с критикой в адрес правительства.
Новое дело, сфабрикованное против Параджанова, основали на факте взятки должностному лицу. В феврале 1982 года мэтра вновь поместили в грузинскую тюрьму. На этот раз арест вызвал большой резонанс, и после обширной кампании по освобождению режиссера тот вышел на свободу спустя 9 месяцев. Ряд источников утверждает, что перед самим Эдуардом Шеварднадзе ходатайствовала поэтесса Белла Ахмадулина.
Личная жизнь
В первый раз Сергей женился еще во ВГИКе, в 1951 году, по большой любви. Избранницей режиссера стала татарская девушка Нигяр родом из Молдовы. Но эта история закончилась трагически: родственники жены, узнав, что она вышла замуж против их воли, потребовали заплатить выкуп. Параджанов надеялся, что отец поможет, дав денег. Но тот отказал, так как сын не стал продолжать семейное дело. Отказавшуюся бросить мужа и вернуться в отчий дом девушку братья столкнули под электричку.
Потрясенный режиссер только в 1955 году решился на серьезные отношения. Женой Сергея Иосифовича стала 17-летняя дочь дипломата Светлана Щербатюк. У супругов родился сын Сурен, впоследствии поступивший в архитектурный институт. Жить с «талантливым безумцем», как многие друзья называли Параджанова, было невероятно сложно. Не смогла и Светлана, 3 года спустя они развелись, но всю жизнь поддерживали хорошие отношения.
О личной жизни эпатажного режиссера, чей рост был 186 см, ходило много слухов. И все они, зная личность великого мистификатора, могли быть как правдой, так и ложью. Сын Сергея Иосифовича не достиг той славы, что отец. Зато как режиссер прославился его племянник Георгий Параджанов.
Смерть Сергея Параджанова
В 1989 году у Параджанова обнаружили рак легких, который в итоге стал причиной смерти. Операция в Москве прошла неудачно, метастазы продолжили распространяться. В мае Сергей Иосифович ездил в Париж на лечение, но было уже слишком поздно.
Он скончался в день приезда в Ереван — 20 июля 1990 года. Похоронен мэтр на ереванском кладбище, в пантеоне парка имени Комитаса.
Память
В память о режиссере в столице Армении открыт дом-музей, ему установлены памятники в Ереване и Тбилиси. Также именем Параджанова назван один из астероидов.
Образ мастера увековечен в кино. Ему посвящены документальные ленты «Билет в вечность» и «Последняя весна». В 2013 году вышла лента «Параджанов», где режиссера сыграл Серж Аведикян.
Фильмография
- 1954 — «Андриеш»
- 1958 — «Первый парень»
- 1961 — «Украинская рапсодия»
- 1962 — «Цветок на камне»
- 1964 — «Тени забытых предков»
- 1968 — «Цвет граната»
- 1984 — «Легенда о Сурамской крепости»
- 1988 — «Ашик-Кериб»
Интересные факты
- Среди однокурсников мастера были Михаил Хуциев, Юрий Озеров и Владимир Наумов.
- Сергей Иосифович был талантливым художником. Биографы выделяют 3 периода его творчества: до заключения, во время и после.
- Параджанов посоветовал взять Сергея Бондарчука на роль в «Тарасе Шевченко».