Биография
Юрий Николаевич Озеров — советский и российский режиссер и сценарист, народный артист СССР. В своем творчестве постановщик стремился выразить правду жизни. После себя мэтр оставил внушительный пласт фильмов и киноэпопей, которые впоследствии стали достоянием мирового кинематографа.
Детство и юность
Будущий кинематографист появился на свет в Москве в семье певца Большого театра Николая Озерова и Надежды Сахаровой 26 января 1921 года.
Предки Юрия по отцовской линии служили в церкви, а со стороны матери дедом мальчика был врач Иван Сахаров. Знаменитым стал и младший отпрыск семейства — Николай Озеров, который прославился на весь Советский Союз как спортивный комментатор.
С ранних лет мальчики впитали в себя дух высокого искусства — в доме родителей часто гостили именитые деятели культуры: Антонина Нежданова, Леонид Собинов, другие творческие персоны. В семейном архиве сохранилось фото, где маленький Юра сидит на руках у отца русской театральной школы Константина Сергеевича Станиславского.
В детстве ребенок увлекался написанием картин. Он даже посещал художественную школу, где делал успехи, однако по окончании десятилетки выпускник решился поступать на актерский факультет.
В 1939-м абитуриент прошел по конкурсу в Московский театральный институт (ГИТИС), где проучился 2 года. 22 июня 1941 года его планы, как и мечты многих советских граждан, были разрушены.
Война
Юрий Озеров пошел по призыву в Красную армию. В октябре 1941-го солдата перевели на должность командира взвода. Во время битвы за Москву юноша служил связистом в местном военном округе. Спустя год окончил ускоренный курс Военной академии имени Михаила Фрунзе.
Известно, что в молодости он участвовал в Кенигсберской операции, которая длилась с 6 по 9 апреля 1945 года. Защитник родины прошел всю войну и закончил службу в звании майора. Офицер удостоился множества наград, среди которых медали «За оборону Москвы», «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией» и другие.
Фильмы
После окончания Великой Отечественной войны молодой человек решил продолжить прерванное образование. Абитуриент поступил на режиссерский факультет ГИТИСа, затем перевелся на театроведческий факультет. Спустя время студент подал документы во ВГИК.
Уроженец Москвы познавал мир кино в мастерской Игоря Савченко. Талантливый педагог воспитал целую плеяду грандиозных мастеров советского киноискусства — в их числе Марлен Хуциев, Александр Алов, Владимир Наумов, Сергей Параджанов.
Среди сокурсников, которые стремились к индивидуальности, к поиску новых форм и содержания, Озеров всегда выделялся тягой к реализму. Выбираемые им сюжеты и манера подачи материала завоевали сердце зрителя своей глубиной и правдивостью.
Дебютные полнометражные работы режиссера вошли в копилку мирового кинематографа. Среди них можно отметить социальную драму «Сын» и ленту «Кочубей», созданную по одноименному роману Аркадия Первенцева. Съемки картины проходили в студии «Ленфильма».
Знаменательным событием тех лет стала драма «Фуртуна» об истории албанского Сопротивления во время войны с фашистами. Литературным синопсисом фильма стало одноименное произведение писателя Фатмира Гьяты. Талантливый постановщик постепенно подходил к важной для себя теме — Великой Отечественной войне.
Успешным опытом в творческой биографии мастера стала работа «Большая дорога» по рассказам Ярослава Гашека, созданная вместе с чешскими кинематографистами в юмористической манере.
Главная тема творчества
В 1962-м на экраны вышел американский фильм «Самый длинный день», рассказывающий об открытии второго фронта американцами и англичанами. По версии иностранных кинематографистов получалось, что основную роль в победе над фашизмом сыграл именно западный фронт.
Что в это время происходило в СССР и на востоке Европы — об этом в киноленте умалчивается. Картина стала потрясением для многих отечественных деятелей искусства, которые на собственном опыте испытали все тяготы войны.
Тогда Юрий Николаевич взялся за создание киноэпопеи под названием «Освобождение». Постановка соединила в себе черты документального и художественного кино.
Все батальные сцены с передвижением войск были воссозданы с достоверной точностью. Большой эмоциональный накал игры актеров придал нужное звучание всему фильму. Картина идет более 8 часов. Ее негласным консультантом был сам маршал Георгий Жуков. Костюмы, техника, реквизит создавались по образцам 40-х годов.
Масштабное произведение состоит из 5 частей и охватывает самые тяжелые и кровопролитные битвы Великой Отечественной войны. Так, в завершающей серии под названием «Последний штурм» создатели показали взятие Берлина и штурм рейхстага.
На экраны лента вышла в 1968–1972 годах во многих странах мира. Авторы военной драмы Юрий Озеров, Игорь Слабневич, Александр Мягков, Юрий Бондарев и Оскар Эстеркин-Курганов после премьеры удостоены Ленинской премии.
Следующая работа «Солдаты свободы», состоящая из 4 картин, появилась на свет в 1977-м. Над ней также работала международная команда профессионалов. Мастер кадра получил мировое признание. Повсюду на зарубежных кинофестивалях его и еще 2 маститых режиссеров — Сергея Бондарчука и Станислава Ростоцкого — называли «тремя богатырями» советского киноискусства.
Не оставил мастер и документалистику. Накануне Олимпиады-80 была создана лента «Баллада о спорте», а позже — лента «О спорт, ты — мир!». Таким образом, весь советский народ в то время смог увидеть хронику событий Олимпийских игр, а кадр с улетающим мишкой — символом спортивного состязания — стал одним из самых запоминающихся.
В дальнейшем военную тематику автора продолжил фильм «Битва за Москву». Детище Юрия Николаевича состоит из 2 картин, снятых совместно мастерами СССР и Чехословакии при участии ГДР и Вьетнама. Во время написания сценария авторы использовали документальные материалы и мемуары Георгия Жукова «Воспоминания и размышления». Любимец публики получил главный приз оргкомитета 19-го Всесоюзного фестиваля в Алма-Ате.
Затем фильмография мэтра пополнилась лентой «Сталинград», которая стала завершающей работой цикла киноэпопей талантливого постановщика. Примечательно, что на основе ее материалов мастер кадра впоследствии создал художественную картину «Ангелы смерти», а также телевизионный сериал «Трагедия века».
Личная жизнь
О первой жене Юрия Озерова Раисе Сухомлиной известно, что она стала матерью первенца кинодела — сына Владимира, который получил впоследствии звание доктора технических наук и стал профессором математической кафедры МГУ. В 1979-м постановщик стал дедушкой. Внук Владимир Сухомлин работал журналистом и правозащитником, однако в 2003-м молодого человека похитили и убили при неизвестных обстоятельствах.
Затем в личной жизни Юрия Николаевича появилась Диляра Керимовна, которая оказалась младше него на 10 лет. Она работала художником по костюмам. Впервые творческие люди встретились на съемочной площадке фильма «Фуртуна» и больше не расставались. В этом союзе на свет появился второй наследник — сын Юрий. Супруга была преданным другом и соратником кинематографиста, при этом всегда оставалась красивой и очаровательной женщиной.
На фестивале «Женщины кино» в Доме Ханжонкова возлюбленная кинематографиста получила награду «Жена режиссера — больше чем жена». Она до конца оставалась верной мужу и провожала любимца публики в последний путь.
Смерть
Юрий Озеров скончался 15 октября 2001-го на 81-м году жизни в Москве по дороге в больницу. Причиной смерти стали преклонный возраст и продолжительная болезнь. Постановщик похоронен на Введенском кладбище рядом с братом Николаем Озеровым.
Фильмография
- 1953 — «Арена смелых»
- 1954 — «В праздничный вечер»
- 1955 — «Сын»
- 1958 — «Кочубей»
- 1959 — «Фуртуна»
- 1962 — «Большая дорога»
- 1968 — «Освобождение: Огненная дуга»
- 1969 — «Освобождение: Прорыв»
- 1970 — «Освобождение: Направление главного удара»
- 1970 — «Освобождение: Битва за Берлин»
- 1971 — «Освобождение: Последний штурм»
- 1976 — «Солдаты свободы»
- 1979 — «Баллада о спорте»
- 1980 — «О спорт, ты – мир!»
- 1985 — «Битва за Москву»
- 1989 — «Сталинград»
- 1993 — «Трагедия 20-го века»
- 1993 — «Ангелы смерти»
- 1995 — «Великий полководец Георгий Жуков»
Интересные факты
- У кинематографиста есть именитый тезка и однофамилец Юрий Викторович Озеров — советский баскетболист и тренер, заслуженный мастер спорта СССР.
- Родной брат Юрия Николаевича стал автором культовой фразы: «Такой хоккей нам не нужен!», которая прозвучала во время Суперсерии-1972 с участием советских и канадских хоккеистов.