Биография
Жан-Люк Годар — знаковый французский и швейцарский режиссер, один из участников кинематографического движения «Новая волна». Фильмы, снятые им в 1960-х, отразились на последующей истории мировой кинематографии, особенно заметный след оставив в европейском кино.
Детство и юность
Жан-Люк Годар родился в Париже 3 декабря 1930 года. Будущий режиссер был вторым из четверых детей. Отец мальчика, профессиональный врач, до этого успел пожить как во Франции, так и в Швейцарии. Мать происходила из старинной династии Моно, восходящей к женевскому протестантскому богослову Жану Моно. Через 4 года после рождения Жан-Люка отец нашел место в швейцарской клинике, и семья уехала из Франции. Начальное образование Годар получил в Ньоне.
В молодости Жан-Люк увлекался спортом, особенно его привлекали футбол, баскетбол и катание на лыжах. Еще одним важным моментом детства и юности режиссера стал протестантизм — семья была верующей.
Переходный возраст проходил тяжело: Годар, несмотря на обеспеченность семьи, начал воровать. Привычка переросла в болезненную манию, и мальчик крал даже у родственников и друзей. Когда это вскрылось, Жан-Люку было 17 лет, и семья такое «увлечение» не одобрила.
В 1946 году юноша уехал в Париж, где продолжил образование в лицее Буффон. Семейные связи помогли ему стать вхожим в элитные круги столицы Франции, а жил Годар в это время у писателя Жана Шлюмберже. Не сдав в 1948 году экзамен на степень бакалавра, Жан-Люк вернулся в Швейцарию, где вместе с родителями поселился в Лозанне.
В тот период старшая сестра научила юношу рисовать, и Годар с увлечением начал писать картины в абстрактном стиле. Через год он вернулся в Париж, где все же сумел получить степень бакалавра. В этот период биографии в его жизнь и вошло киноискусство. Новыми друзьями Жан-Люка стали молодые кинокритики, которые встречались в киноклубах.
Начало карьеры
Годар стал частью поколения, для которого кино имело особенное значение. По его словам, в 1950-е фильмы были столь же важны, как и хлеб, а его сверстники думали, что кино станет инструментом познания, подобно микроскопу или телескопу.
Сначала Жан-Люк увлекся кинокритикой. Совместно с Морисом Шерером и Жаком Риветтом он даже основал журнал Gazette du cinéma, выпустивший 5 номеров. В то время Годар не делал фильмы — он был зрителем, который писал о них и помогал их снимать.
Осенью 1952 года Жан-Люк покинул Францию и вернулся в Швейцарию, к маме — брак родителей к тому моменту распался. В этот период он подружился с любовником матери, работавшим на гидрокомплексе Клезон-Диксенс, и благодаря ему устроился туда строителем. Тогда же Годар задумал снять о гидрокомплексе документальный фильм.
В 1954 году ленту «Операция “Бетон”», снятую на 35-миллиметровую пленку, купила управляющая компания, чтобы затем использовать в рекламных целях. После этого до 1960 года Годар снимал короткометражное кино.
«На последнем дыхании»
В 1960-м Жан-Люк выпустил первый полнометражный фильм «На последнем дыхании» с Жан-Полем Бельмондо в главной роли, ставший одной из картин «новой волны» кинематографа.
С этого периода Годар начал включать в фильмы отсылки к творчеству коллег. В «На последнем дыхании», например, можно заметить постер картины «Тем тяжелее падение» с Хамфри Богартом в главной роли. Также в ленте можно обнаружить визуальные цитаты из картин Ингмара Бергмана, Фрица Ланга и других режиссеров.
Годар выступил режиссером картины, а также работал над сценарием вместе с Франсуа Трюффо и Клодом Шабролем. До начала работы над фильмом готового сценария не было, зато все места и часы съемки были определены заранее. Сцены создавали утром и снимались в тот же день. Актеры получали реплики перед съемкой и работали без подготовки и репетиций.
Интересно, что прохожие в кадре настоящие, в некоторых сценах можно увидеть их удивленную реакцию на съемочный процесс. Никаких разрешений на экстерьерные съемки Жан-Люк так и не получил, а заодно и сэкономил на массовке.
Шестая часть производственного бюджета пошла на гонорар Джин Сиберг — она была необходимой для фильма звездой. Сиберг к тому моменту появилась в нескольких голливудских проектах, но ее американская карьера не продвигалась, а потому артистка согласилась сняться в малобюджетной полнометражной ленте.
Фильмы Жан-Люка Годара
Фильм Годара 1960-го «Маленький солдат» сначала был запрещен к показу цензурой и увидел свет только в 1963 году. Ленту, сурово и правдиво рассказывающую о войне в Алжире, обвинили в чрезмерном детализировании сцен насилия. Однако есть предположения, что причиной запрета стало неприглядное отображение Франции и ее роли в Алжирской войне.
Главную женскую роль в «Маленьком солдате» исполнила начинающая франко-германская актриса Анна Карина. Неопытность девушки перед кинокамерами была использована режиссером для придания картине еще большей реалистичности. Совместная работа привела к тому, что к моменту окончания съемок между Жан-Люком и Анной начался роман.
В 1963 году Годар снял свой самый коммерчески успешный фильм — «Презрение», в котором ведущую роль исполнила главная звезда французского кино Брижит Бардо. В актерский состав вошли и члены съемочной группы: стоявший за камерой Рауль Кутар предстал в образе оператора, а сам Жан-Люк изображал ассистента режиссера. Картину признали вершиной модернизма в кинематографии.
Следующий год для постановщика ознаменовался выходом картин «Замужняя женщина» и «Посторонние» (она же — «Банда аутсайдеров»), которую сам Годар в интервью охарактеризовал так:
«Алиса в Стране чудес встречает Франца Кафку».
На волне социальных изменений в мировом сообществе Годар начал затрагивать в работах политическую тему. В 1967 году он снял фильм «Китаянка», который, не будучи самой известной картиной режиссера, считается одним из лучших в его фильмографии. Лента является вольной адаптацией романа Федора Достоевского «Бесы» и пытается художественно переосмыслить учение Мао Цзэдуна.
К 1980-му, оставив политико-социальную тематику, Жан-Люк вернулся к нейтральному кинематографу и творчеству ради искусства. В этот период сняты такие картины, как «Спасай, кто может (свою жизнь)», «Страсть» и очередная экспериментальная экранизация шекспировского «Короля Лира».
За 10 лет, с 1988 по 1998 год, Годар снял свой, пожалуй, наиболее объемный и монументальный труд — документальный сериал «История кино: только история».
Не все проекты именитого режиссера были успешными. «Новая волна» с Аленом Делоном в главной роли была представлена зрителям на Каннском фестивале 1990 года, но публика картину освистала.
В 2004-м в искусство постановщика вновь вернулась социальная тема: Жан-Люк снял фильм «Наша музыка», посвященный арабо-израильскому конфликту и вообще теме современных войн. Стилистической особенностью картины является то, что она состоит из трех частей, названных, как в «Божественной комедии», «Адом», «Чистилищем» и «Раем». Причем «Рай» выглядит как побережье, которое неустанно патрулируют морпехи США.
2010-е годы в творчестве Годара — период экспериментов. Благодаря 3D-фильму «Прощай, речь» режиссера наградили призом жюри Каннского фестиваля. За 3 года до этого заслуги Жан-Люка перед мировой киноиндустрией были отмечены премией «Оскар» за вклад в развитие кинематографа.
В 2022-м в рамках Берлинале прошла ретроспективная выставка, одним из экспонатов которой стал фильм Годара «Книга образов» (2018), обладатель специальной «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля.
Стоит отметить, что в Каннах регулярно чествуют память одного из столпов европейского кинематографа. Так, в 2023-м здесь был представлен 20-минутный киноколлаж «Трейлер фильма, которого никогда не будет: Странные войны», собранный из набросков и зарисовок мэтра.
А на 77-м кинофестивале в мае 2024-го была показана 18-минутная короткометражка «Сценарии» — последняя работа Годара. По данным издания The Guardian, постановщик завершил этот труд в канун своей смерти. Ленту предваряет авторское вступление длиной в 34 минуты.
Также культовый американский независимый режиссер Ричард Линклейтер готовил к выпуску фильм «Новая волна», посвященный Жан-Люку Годару и его единомышленникам. Сюжет ленты построен вокруг съемок французским мэтром картин, повлиявших на все мировое кино.
Личная жизнь
Личная жизнь режиссера неоднократно оказывалась под пристальным вниманием прессы и общественности. Первой женой Годара стала Анна Карина, творческий союз с которой привел к созданию наиболее популярных фильмов Жан-Люка. В 1960-е годы Карина и Годар считались одной из самых знаменитых пар кинематографа, фото супругов регулярно мелькали в прессе. После развода они прекратили общение.
В 1967 году на съемках «Китаянки» Жан-Люк встретил Анну Вяземски, актрису, которая приходилась внучкой Франсуа Мориаку, известному французскому писателю. Брак продлился до 1979-го и также закончился разводом. Детей у режиссера не было.
В начале 80-х Годар познакомился с Анн-Мари Мьевиль, которая фактически стала его третьей женой, пусть и без официальной брачной церемонии. Как и остальные женщины, оставившие след в жизни Жан-Люка, Анн-Мари имела отношение к кино: она режиссер и неоднократно помогала возлюбленному в работе.
Политические взгляды
Политические и личные воззрения Годара также неоднократно вызывали интерес журналистов, публики и коллег по цеху. С 1970-х годов Жан-Люк занял пропалестинскую позицию, что отразилось в фильмах «Наша музыка» и «Здесь и там».
В мае 2018 года режиссер присоединился к бойкоту израильского кино. Годар отрицал факт холокоста, а в 1978 году признался, что в его семье откровенно симпатизировали нацистам. Про своего деда Жан-Люк сказал, что тот был антисемитом, а мнение о государстве Израиль выразил, назвав страну «раковой опухолью Ближнего Востока».
Сомнительной сочли и поддержку Годаром опального режиссера Романа Полански, в 2009 году арестованного по обвинению в изнасиловании 13-летней Саманты Геймер.
Смерть Жан-Люка Годара
Режиссер до последних лет жизни продолжал творческую карьеру. Годар был занят работой над двумя последними проектами — «Сценарий» и «Смешные войны», после завершения которых, как заявлял сам Жан-Люк, он собирался «закончить свою кинематографическую жизнь».
13 сентября 2022 года Жан-Люк Годар умер, ему был 91 год. О кончине знаменитости изданию Liberation сообщили близкие. Друг, комментируя причину смерти, сказал, что режиссер был не болен, а истощен. Тогда Годар принял решение прибегнуть к эвтаназии, запрещенной во Франции и разрешенной в Швейцарии. Он умер в своем доме на берегу озера Леман.
Фильмография
- 1954 — «Операция "Бетон"»
- 1960 — «На последнем дыхании»
- 1960 — «Маленький солдат»
- 1963 — «Карабинеры»
- 1963 — «Презрение»
- 1964 — «Посторонние»
- 1965 — «Альфавиль»
- 1966 — «Сделано в США»
- 1967 — «Китаянка»
- 1972 — «Письмо Джейн»
- 1980 — «Спасай, кто может (свою жизнь)»
- 1982 — «Страсть»
- 1987 — «Король Лир»
- 1987 — «Ария» (фрагмент «Армида»)
- 1996 — «Моцарт — навсегда»
- 2004 — «Наша музыка»
- 2010 — «Социализм»
- 2014 — «Прощай, речь 3D»
- 2018 — «Книга образа», или «Образ и речь»
Интересные факты
- В 2018 году в интернете появилась ложная информация о смерти режиссера. Позже выяснилось, что аккаунт в «Твиттере», удачно стилизованный под официальную страницу министерства культуры Швейцарии, принадлежал скандальному итальянцу Томмазо Де Бенедетти, который до этого неоднократно публиковал фейковые заявления от лица популярных персон.
- Режиссер был двоюродным братом экс-президента Перу Педро Пабло Кучински Годара.