Биография
Клод Шаброль полушутя говорил, что снимает целомудренные фильмы о человеческих извращениях. Критики считают режиссера наиболее тяготевшим к мейнстриму представителем «новой волны», а Николя Саркози утверждал, что постановщик соединил изящество Оноре де Бальзака с юмором и живостью Франсуа Рабле.
Детство и юность
Будущий обличитель пороков буржуазии, фильмография которого насчитывает 53 полнометражные картины, родился в Париже 24 июня 1930 года. Врачи, рекомендовали Мадлен — молодой жене фармацевта Ива Шаброля — сделать аборт. Когда будущая мать Клода находилась на третьем месяце беременности, она и ее супруг были найдены без сознания с признаками отравления природным газом.
До трех с половиной лет родители считали единственного сына умственно неполноценным: Клод не разговаривал и целыми днями молча смотрел в окно. Когда мальчик наконец заговорил, то стал проявлять чудеса сообразительности, а в четыре года ухитрился починить сломанный граммофон. Тогда же Шаброль-младший впервые увидел фильм — дядя ребенка был владельцем Нового театра на улице Вожирар, крутившего киноленты.
В шесть лет Клод прочитал такие произведения, как «Макбет» Уильяма Шекспира и «Сид» Пьера Корнеля. В девять лет врачи выявили у юного Шаброля декальцификацию шейки бедра. Над мальчиком нависла угроза ампутации ноги, он прервал обучение в школе, зато овладел искусством манипулирования родителями и другими взрослыми.
Годы войны Шаброль-старший провел в движении Сопротивления, а Шаброль-младший — в доме бабушки по материнской линии в Сардане. Вместе со старшим товарищем подросток сумел организовать в коммуне киноклуб, где и формировал репертуар, и выполнял функции киномеханика.
В 1945 году Клод вернулся в Париж и поступил в среднюю школу Лу-ле-Гран, где через два года получил степень бакалавра. В юности Шаброль изучал фармакологию и литературу в Сорбонне, а также право и политологию в Свободной школе политических наук, где некоторое время приятельствовал с будущим лидером французских националистов Жан-Мари Ле Пеном.
До съемок первого фильма Клод успел отслужить в армии и поработать кинокритиком, а также пресс-атташе во французском представительстве американской кинокомпании «XX век Фокс». В мемуарах режиссер отмечал, что в юности был некрасив (это подтверждают и сохранившиеся фото), но быстро научился очаровывать девушек.
Фильмы
Дебютными лентами Шаброля стали «Красавчик Серж» и «Кузены». Главные роли в обеих исполнили Жерар Блен и Жан-Клод Бриали, но в первой картине интеллигентный горожанин противостоял грубости и пьянству пейзан, а во второй наивный деревенский юноша переживал культурный шок в ходе знакомства с распущенными парижанами.
Практически все фильмы Шаброля — это детективы, как правило, не начинающиеся убийством, а показывающие путь персонажей к роковому решению. В центре сюжетов — личная жизнь героев, ревность и страсть. Под маской обыденности часто скрывается психопатия (как в ленте «Мясник»).
Многие фильмы великого и ужасного Клода — это экранизации. Так, «Виолетта Нозьер» поставлена по одноименной книге Жан-Мари Фритера, «Кровные узы» — по роману Эда Макбейна «Кровное родство», а «Крик совы» — по одноименному произведению Патриции Хайсмит. В середине 60-х годов XX века режиссер предпринял попытку снять французский аналог бондианы — результатом стала дилогия «Тигр любит свежее мясо» и «Тигр душится динамитом». Сын фармацевта неоднократно освещал в фильмах различные аспекты оккупации Франции нацистской Германией, а ленту «Церемония» назвал последним марксистским проектом.
Картины Шаброля отличались звездным кастом. У плодовитого француза успели сняться Жан-Поль Бельмондо (в раннем детективе «Двойной поворот ключа») и Мишель Буке (в криминальной драме «Неверная жена»), Мишель Пикколи (в «Кровавой свадьбе») и Роми Шнайдер (в триллере «Невинные с грязными руками»), Джоди Фостер (в военной драме «Чужая кровь») и Жерар Депардье (в лебединой песне Клода — картине «Беллами»), а также певцы Шарль Азнавур и Мари Лафоре.
Личная жизнь
Все, хоть раз видевшие режиссера, характеризовали его как веселого и остроумного гедониста, до старости обожавшего вино, еду и хорошеньких женщин. Три француженки удостоились чести стать мадам Шаброль.
В 22 года Клод женился на Аньес. Первая супруга, подарившая мужчине двоих детей, была богаче его, что вызывало у будущего кинематографиста противоречивые чувства: радовало, ибо открывало доступ в хорошие рестораны, и угнетало из-за нежелания быть альфонсом. Чтобы не находиться на содержании у жены, Клод сперва записался в армию, а после демобилизации снял дебютный фильм.
После развода с Аньес Шаброль немедленно женился на актрисе Стефан Одран, к этому моменту уже родившей от него сына Тома. Клод много снимал вторую жену, начав делать это задолго до брака в ленте «Кузены» и продолжив после развода, оформленного в 1980 году (в частности, в картинах «Цыпленок под уксусом» и «Тихие дни в Клиши»). Тома Шаброль в 14 лет снялся в фильме отца «Алиса, или Последний побег», а в 28 сыграл виконта в отцовской экранизации романа Гюстава Флобера «Мадам Бовари», заглавную роль в которой исполнила Изабель Юппер.
Третьей избранницей Клода стала дама по имени Орор, с 50-х годов XX века редактировавшая сценарии картин Шаброля. Этот брак, продержавшийся до кончины кинематографиста, хотя не подарил режиссеру кровных детей, подружил мужчину с падчерицей, Сесиль Местр, которая помогала Клоду в работе над поздними фильмами.
Смерть
Кинематографист, умевший находить в персонажах-негодяях положительные черты и заставлять зрителей сопереживать им, скончался 12 сентября 2010 года в Париже. Причиной смерти Клода стала злокачественная опухоль. Шаброля похоронили на парижском кладбище Пер-Лашез, где покоятся многие французские знаменитости — от Жоржа Бизе до Эдит Пиаф, от Пьера Абеляра до Марселя Марсо.
Фильмография
- 1959 — «Красавчик Серж»
- 1959 — «Кузены»
- 1968 — «Лани»
- 1970 — «Мясник»
- 1982 — «Призраки шляпника»
- 1987 — «Крик совы»
- 1988 — «Женское дело»
- 1991 — «Мадам Бовари»
- 1995 — «Церемония»
- 1997 — «Ставки сделаны»
- 2000 — «Спасибо за шоколад»
- 2007 — «Девушка, разрезанная надвое»
- 2009 — «Беллами»
Интересные факты
- Первенец Клода Жак-Ив, ставший архитектором, появился на свет, когда будущий режиссер служил во французских войсках в Германии. Новоиспеченным отцам-срочникам полагалась увольнительная на четыре дня. Но Клод провел с женой декаду, поскольку организовал телеграмму, сообщившую о начале схваток у супруги за шесть дней до того, как они действительно начались.
- Второй сын режиссера Матье Шаброль стал композитором и написал музыку примерно к половине фильмов отца.
- В молодости Шаброль вместе с Эриком Ромером написал книгу о биографии и творчестве Альфреда Хичкока. Через два года, в 1954-м, Клод вместе с Франсуа Трюффо договорились с классиком кинотриллеров об интервью. По дороге к мэтру будущие звезды «новой волны» так увлеклись беседой, что провалились под лед и оказались по пояс в холодной воде. Несмотря на происшествие, коллеги добрались к Хичкоку и реализовали задуманное. Альфред после этого шутил, что всегда вспоминает Клода и Франсуа, когда видит кубики льда в стакане виски.
- В интервью Стасу Малю, сотруднику издания «Частный корреспондент», Шаброль дал такую характеристику французским коммунистам: «В диагностике зла они фантастически точны, но в поиске противостояния ему смехотворны».
- Сергей Соловьев называл своим любимым фильмом Шаброля раннюю картину «Милашки». Российскому режиссеру импонировали чувственность изображения и неожиданный финал.