Биография
Розмари Магдалена Альбах, известная зрителям и поклонникам как Роми Шнайдер, появилась на свет в конце сентября 1938 года в Вене. Кажется, ей на роду было написано стать актрисой. Мама Магда Шнайдер – звезда немецкого кинематографа. Отец, австриец Вольф Альбах-Ретти тоже актёр, причём потомственный. Его семья была теснейшим образом связана с кинематографом.
Забота о детях досталась бабушке и дедушке. Родители постоянно пропадали на съёмках. А когда Роми исполнилось 4 года, папа с мамой разошлись. Её вместе с братом Вольфом-Дитером отправили жить к бабушке и дедушке в баварскую деревню. Вскоре мама вышла замуж за ресторатора из Кёльна Ганса Герберта Блацгейма, а отец женился на коллеге Труде Марлен. Забота о детях отошла со второго плана на третий.
Осенью 1944-го Розмари Магдалена Альбах отправилась в начальную школу. А спустя 5 лет её воспитанием и обучением занялись монахини ордена святого Августина: Роми продолжила обучение в интернате для девочек при женском монастыре близ Зальцбурга. Как позже в интервью призналась одна из монахинь, мама крайне редко навещала дочь. А отца и бабушки не удалось увидеть ни разу.
Девочка росла артистичной. Она на дух не переносила точные науки, зато хорошо рисовала, любила историю и краеведение. А ещё прекрасно пела. В интернате, размещавшемся в замке Гольденштайн, Роми Шнайдер прожила до 14 лет. Монахини жаловались матери, которая изредка навещала дочь, на её озорство, неуживчивость и прогулы. После окончания монастырского интерната девушка собралась поступать в Кёльнское художественное училище. Но эти планы разрушила рука судьбы.
Фильмы
Кинематографическая биография Роми Шнайдер началась, когда юной красавице исполнилось 14. Её матери предложили главную роль в мелодраме «Когда цветёт белая сирень». Магда попросила режиссёра попробовать на роль дочери своей героини Роми. Тот согласился.
Когда девочка услышала новость, она была на седьмом небе от свалившегося счастья. Ведь желание выйти на сцену зрело в ней давно. Пробы юная Розмари прошла блестяще, и в ноябре 1953 года первый фильм с её участием вышел на экраны.
В следующем году Роми Шнайдер снялась во второй картине – «Фейерверк». Она сыграла юную героиню по имени Анна Оберхольцер, которая бросила дом ради работы в цирке-шапито. В титрах этого фильма актриса впервые значилась как Роми Шнайдер.
В этой ленте артистку заметил режиссёр Эрнст Маришка. Он был так восхищён её талантом, что утвердил на главную роль в своей картине «Молодые годы королевы». Для этого ему пришлось отказать ранее утверждённой на роль актрисе Соне Циман. Картина получила оглушительный успех, а Роми Шнайдер проснулась знаменитой. С этого момента её мать оказалась в тени славы своей несовершеннолетней дочери.
В 1955-ом юная артистка в третий раз встретилась на съёмочной площадке с матерью. В картине «Марш для императора» собралась вся семья: ключевая мужская роль досталась отцу Роми. И снова оглушительный успех. Всего за 2-3 года девушка превратилась в звезду немецкого кинематографа.
Мировая известность пришла к Роми Шнайдер, когда ей исполнилось 16. Она снялась в исторической картине «Сисси» о юности императрицы Елизаветы Баварской. Фильм имел такой громкий успех, что тут же было снято ещё 2 продолжения. За 2 года трилогию посмотрело 6 миллионов человек.
Менеджером Шнайдер стал её отчим Ганс Герберт Блацгейм. Он взялся управлять её доходами и контролировал роли, которые предлагали актрисе. Но его вовсе не интересовали творческие потребности Роми. Когда она отказалась сниматься в 4-м фильме о Сисси, опасаясь стать актрисой одной роли, в отношениях с отчимом возникла трещина. Он настаивал на съёмках, но падчерица его ослушалась.
В 1958 году девушка снялась в картине, которая сыграла в её судьбе решающую роль. Фильм «Кристина» не только принёс ей огромный гонорар в полмиллиона марок, но и познакомил Роми Шнайдер и Алена Делона, в то время малоизвестного французского актёра. Вспыхнувший роман заставил немецкую звезду оставить родину и отправиться за любимым в Париж. Франция встретила немецко-австрийскую красавицу безразлично.
Прорыв для актрисы случился лишь после знакомства с Лукино Висконти. Знаменитый режиссёр предложил Роми сыграть в спектакле «Жаль, что она развратница» вместе с мужем. Знакомство с Висконти стало причиной нового витка в творческой биографии Роми Шнайдер.
Режиссёр познакомил «австрийскую булочку», как он её называл, с самой Коко Шанель. Та привила девушке утончённые манеры и научила разбираться в моде. Диета, гимнастика и бассейн прочно вошли в жизнь актрисы. Жизнь Роми Шнайдер преобразилась. Как она позже призналась, её изменили три человека – Делон, Висконти и Шанель.
Спектакль с участием актрисы, состоявшийся в марте 1961 года, посетили Ингрид Бергман, Ширли Маклейн и Жан Кокто. С этих пор предложения от французских режиссёров посыпались на неё, как из рога изобилия.
В том же 1961-ом актриса снялась в новом фильме Висконти «Бокаччо-70» и в экранизации романа Кафки «Процесс». В этом фильме артистка сыграла Лени и считала эту роль лучшей в своей карьере. За эту работу Шнайдер наградили престижной французской премией «Хрустальная звезда».
Успешными оказались и фильмы «Победители» и «Кардинал», вышедшие в 1963 году. За роль в последней картине звезда была номинирована на «Золотой глобус». Но вот личная жизнь Роми Шнайдер потерпела крах. После тяжелой депрессии актриса вернулась к съёмкам лишь через год. В 1965-ом она снялась в комедии «Что нового, киска?» по сценарию Вуди Аллена. В том же году артистка вернулась на родину.
В конце 1960-х и в 70-х актриса много снималась. Она блестяще сыграла в картинах «Людвиг» и «Сезар и Розали» в тандеме с Ивом Монтаном. Звезда находилась на карьерном пике и могла выбирать, с какими режиссёрами заключать контракт. Она снималась у таких мэтров, как Ричард Бёртон, Жан-Луи Трентиньян, Клаус Кински и Джейн Биркин. Немецкий кинематограф присвоил актрисе статус «Гранд-дамы».
С бывшим мужем Аленом Делоном Роми Шнайдер встретилась на съёмках картин «Бассейн» и «Убийство Троцкого». Пресса следила за каждым жестом экс-супругов. Кажется, она чувствовала, что настало последнее десятилетие её творческой карьеры и жизни. Поэтому работала на износ, снимаясь в нескольких фильмах в год.
Например, за 10 месяцев 1973-74 годов она появилась в 5-ти лентах. Наиболее заметные кинопроекты 1970-х – «Поезд», «Любовь под дождём», «Обезумевший баран», «Старое ружьё», «Мадо» и «Главное - любить».
За последний фильм актриса получила свой первый «Сезар». Второй ей достался за мелодраму «Простая история». В последние 2 года своей жизни, в самом начале 1980-х, звезда снялась в картинах «Банкирша», «Призрак любви» и «Прохожая из Сан-Суси».
Личная жизнь
Главным мужчиной в жизни Роми Шнайдер был Ален Делон. Их мучительная любовь, похожая на аттракцион «Американские горки», длилась лишь несколько лет, но отблеск этой роковой страсти лёг на всю оставшуюся жизнь. На гастролях в Америке актриса узнала о романе Делона с Натали Бартелеми. Женщина уповала на то, что это очередная утка от журналистов. Но когда вернулась в Париж, застала пустую квартиру. Ален Делон женился на Бартелеми.
От невыносимых страданий актриса пыталась покончить с собой. Потом с головой окунулась в работу и вернулась в Германию. Вскоре она вышла замуж за режиссёра Гарри Майена. У них родился сын Давид. Роми казалось, что она восстала из пепла и снова обрела счастье.
Но в конце 1960-х Ален Делон снова возник в её жизни. Его звонок прозвучал в семейном гнезде Шнайдер, как гром. Ален развёлся с женой и впутался в какие-то неприятности. А ещё он попросил Роми стать его партнёршей в картине «Бассейн». Желтая пресса предвкушала сенсацию, хотя оба актёра утверждали, что их любовь осталась в прошлом.
На самом деле всё обстояло несколько иначе. Звезда разрывалась между мужем и Делоном. Личная жизнь Роми Шнайдер превратилась в хаос. После появившегося в газетах фото Роми и Алена, страстно целующихся в аэропорту, Майен не выдержал и расторг брак. Спустя 2 года его нашли повешенным в своей гамбургской квартире на шейном платке Роми. Шнайдер обвинила в этой смерти себя.
Но счастье, кажется, опять улыбнулось женщине. Она снова влюбилась. Её избранником стал Даниэль Бьязини, личный секретарь. Они поженились. В 1977 году у пары родилась дочь Сара. Но её появление не спасло брак. Спустя 3 года пара рассталась.
В 1980 году они подали документы на развод. А в 1981-ом случилась трагедия, которая убила актрису. Её 14-летний сын Давид, пытаясь перелезть через ограду из стальных прутьев, погиб. Это был последний удар судьбы, вынести который сердце женщины не смогло.
Она пробовала отвлечься от горя, снимаясь в кино. Рядом с ней оказался любящий человек – французский продюсер Лоран Петен. Но оправиться Роми так и не смогла. Дома она глушила горе алкоголем и антидепрессантами.
Смерть
В конце мая Роми Шнайдер и Лоран Петен приехали в Париж. Они обсуждали планы на выходные и покупку нового дома. Вечером 28 мая актриса долго не ложилась спать, объяснив это тем, что хочет послушать музыку. А утром 29 мая 1982 года Петен нашел любимую мёртвой. Она сидела, склонившись на письменный стол.
Близкие к Роми менеджер и личный фотограф исключили самоубийство. Они рассказали, что актриса работала на новым кинопроектом, в котором должна была сняться с Аленом Делоном. В дань уважения к звезде вскрытия не делали.
Причиной смерти предположили остановку сердца. Организацией похорон занимался Делон. Роми Шнайдер похоронили на кладбище Буасси-сен-Авур. По настоянию Алена останки сына Давида перезахоронили в могиле матери.
Фильмография
- 1954 - «Молодые годы королевы»
- 1955 - «Сисси»
- 1958 - «Кристина»
- 1961 - «Бокаччо-70»
- 1969 - «Бассейн»
- 1971 - «Сезар и Розали»
- 1972 - «Людвиг»
- 1975 - «Главное - любить»
- 1978 - «Простая история»
- 1982 - «Прохожая из Сан-Суси»