Биография
В декабре 2015-го исполнилось 100 лет со дня появления на свет французской звезды по имени Эдит Пиаф. Но сколько бы еще лет ни прошло, имя этой гениальной певицы будет так же известно, а ее творчество так же почитаемо, как и сегодня. Биография Пиаф полна испытаний, трагедий и разочарований. Она была далека от идеальной, как и сама артистка, которую можно назвать мученицей и грешницей в равной мере.
Детство и юность
Пиаф родилась в декабре 1915 года. Ее родители — несостоявшаяся актриса Анита Майяр и акробат Луи Гассьон. По легенде, малышка, которой дали имя Эдит Джованна Гассьон, появилась на свет на улице, пока отец искал врачей. Но многие биографы ставят под сомнение эту версию, считая, что она придумана, чтобы поддержать репутацию дитя улиц.
Раннее детство Эдит выпало на Первую мировую войну. Отец ушел на фронт, а мать отправила малютку к бабушке. Женщина злоупотребляла спиртным, и внучка стала для нее обузой. Поэтому в бутылочку с молоком ей подмешивалось вино, чтобы она постоянно спала.
Гассьон, вернувшийся с фронта, нашел дочь в ужасном состоянии — истощенную, грязную, с гноящимися глазами. Он отвез малышку в Нормандию к своей пожилой матери. Та содержала публичный дом, работницы которого сразу полюбили маленькую Эдит. Ее отмыли, откормили, баловали и задаривали игрушками.
Но вскоре окружающие заметили странности в поведении девочки, которая постоянно натыкалась на предметы. Стало понятно, что она была слепой. В пьяном забытьи прошлая нянька даже не заметила развивающийся кератит у подопечной.
Существует легенда, что излечить слепую Эдит сумела святая Тереза, на могилу которой в Лизьё каждый год съезжались тысячи паломников со всей страны. По одной версии, бабушка и ее подопечные отвезли туда и будущую певицу, по другой — они неустанно молились святой о ее прозрении. Чудо случилось: спустя неделю девочка впервые увидела клавиши рояля. С тех пор артистка постоянно молилась своей спасительнице и имела при себе ее портрет.
Вскоре после этого девочку отдали в школу. Но там быстро прознали, что она живет в борделе, из-за чего начались проблемы. Другие ученики издевались над ней, а их родители требовали, чтобы Гассьон исключили. В итоге бабушка была вынуждена отправить внучку к отцу в Париж.
Луи в то время был бродячим артистом — он выступал с акробатическими номерами на улицах и площадях. Эдит стала его верной помощницей. От матери малышка унаследовала вокальный талант, поэтому развлекала зрителей песнями.
Уличные выступления стали началом творческого пути Эдит. Вскоре она отделилась от отца и стала петь одна, а затем взяла себе в помощницы подругу, а по другим сведениям, единокровную сестру Симону Берто. Девочка была младше и происходила из многодетной семьи, и ее мать настаивала, чтобы та приносила в дом деньги.
Юные артистки сняли комнату, где делили одну кровать. Гассьон пела на улицах: по выходным — в рабочих кварталах, а в будние дни выступала перед домами богачей. Зрители бросали из окон деньги, которые ловила ее напарница.
Музыкальная карьера Эдит Пиаф
Однажды голос уличной певицы услышал хозяин кабаре «Жуан-ле-Пен», который пригласил ее выступать в этом заведении. Задачей Эдит было подтолкнуть посетителей к тому, чтобы они заказывали больше выпивки. Днем артистка продолжала петь на улицах Парижа.
В 1935 году 20-летняя певица попала в поле зрения владельца кабаре «Жернис», которое располагалось на Елисейских Полях. Луи Лепле сравнил эту находку с необработанным алмазом. Он придумал артистке сценическое имя Пиаф, что в переводе с уличного сленга означает «воробушек». Наставник научил подопечную работать с аккомпаниатором, правильно вести себя на сцене, следить за мимикой, жестикулировать.
Вскоре новая звезда засверкала на подмостках «Жернис». На первых афишах ее имя звучало как Малышка Пиаф. Сценический стиль одежды Эдит соответствовал образу — это были черные наряды, в которых при росте всего 147 см она действительно походила на маленького воробушка.
Успех последовал неожиданно громкий. А дебютное выступление на радио позволило певице прославиться на всю страну. Радиослушатели заваливали редакцию письмами, требуя Малышку Пиаф. За стремительным взлетом последовало падение. Лепле нашли застреленным. В круг подозреваемых попала и Эдит, поскольку ее в своем завещании Луи тоже упоминал. Началась травля в газетах. Публика устраивала дебоши во время выступлений певицы.
Новый взлет случился после встречи с известным поэтом Раймоном Ассо. Он научил восходящую звезду всему, чему не успел Лепле. Ассо приписывают создание стиля Пиаф. Поэт-песенник написал специально под нее композиции «Она жила на улице Пигаль» и «Мой легионер». Вскоре к этому тандему присоединилась Маргерит Монно, в сотрудничестве с которой родились песни «Дьявол рядом со мной» и «Гимн любви».
Ассо добился выступления подопечной на сцене самого популярного в Париже мюзик-холла «АВС». После первого же ее появления перед зрителями в этом зале все парижские газеты написали о рождении великой французской певицы Эдит Пиаф.
Во время Второй мировой войны звезда ушла от Ассо. Она сотрудничала с Жаном Кокто, который раскрыл актерский талант певицы, предложив ей роль в пьесе «Равнодушный красавец». Известно, что Эдит внесла свою лепту в приближение победы. Она выступала перед французскими военнопленными.
Популярность певицы в послевоенное время была грандиозной. Ее репертуар продолжал обогащаться новыми музыкальными шедеврами. Текст для песни «Жизнь в розовом цвете», премьера которой состоялась в 1945 году, Пиаф написала сама.
К этому времени влияние певицы было столь велико, что она оказывала поддержку молодым исполнителям. Среди ее подопечных были Ив Монтан и Шарль Азнавур. Они были спутниками исполнительницы на гастролях и близкими друзьями, хотя многие считали их еще и любовниками.
О великой Пиаф заговорили и за границей. Она провела турне по США, блистала в Карнеги-холле в Нью-Йорке. На родине, во Франции, концерты звезды с аншлагом шли в «Олимпии», которую она считала любимым залом и однажды спасла от банкротства.
Уже тогда певица была больна. Ее здоровье, подорванное тяжелыми недугами, алкоголем и наркотиками, которыми она глушила боль от обострившегося артрита, было окончательно подорвано. Эдит проводила в больнице по нескольку месяцев.
Но она продолжала петь, в сентябре 1962 года французского «воробушка» слышал весь Париж. Пиаф с высоты Эйфелевой башни пела соотечественникам свои лучшие песни, в том числе Non, je ne regrette rien («Нет, я ни о чем не жалею»).
В последний раз она вышла к поклонникам 31 марта 1963 года. Это была сцена оперного театра в Лилле.
Фильмы
Фильмография Пиаф была не так богата, как ее песенный репертуар, но она успела оставить след в истории французского кино. Впервые публика увидела артистку на экранах в 1936 году, когда она снялась в ленте «Пацанка». Затем последовали появления в таких картинах, как «Монмартр на Сене» Жоржа Лакомба и «Звезда без света».
Особого внимания публики были удостоены фильмы «Тайны Версаля» и «Французский канкан». Песни великой Пиаф звучали во многих картинах, в том числе в «Сабрине» и в «Напряги извилины».
Личная жизнь
О личной жизни звезды слагали легенды. Пиаф не считали красавицей в общепринятом смысле, а ее фигура была далека от идеала, но певица была яркой и обаятельной, поэтому умела очаровывать представителей противоположного пола. Сама Эдит говорила, что не просто меняла мужчин, а искала любовь.
Первая попытка обрести счастье случилась еще в ранней молодости. В певицу из кабаре влюбился рассыльный по имени Луи. Они начали жить вместе. В 17 лет Пиаф стала матерью. Но нянчить крошку Марсель сутками она не могла. Сцена давно стала для Эдит местом, вне которого она не представляла жизни.
Чтобы заставить «нерадивую мать» сидеть дома, Луи обман забрал малышку и перевез к себе домой. Он рассчитывал, что так Пиаф вернется к нему. Но Марсель заболела бушевавшим в Париже менингитом, который врачи в то время толком лечить не умели. Эдит пришла к девочке в больницу и тоже заразилась. Она сумела выздороветь, а вот наследницы не стало. Больше у певицы никогда не было детей.
Попыток стать счастливой Пиаф не оставляла. Однажды, во время гастролей по Америке, звезда познакомилась с известным соотечественником — боксером Марселем Серданом. Он стал главным мужчиной в ее жизни. На момент знакомства у спортсмена была жена и трое сыновей. Но устоять перед этой маленькой великой женщиной он не смог, до конца жизни разрываясь между ней и семьей. Где бы он ни был, Сердан мчался со всех ног, если его звала певица.
Так случилось и в тот страшный октябрьский день 1949 года. Эдит позвала Марселя в Нью-Йорк, где тогда гастролировала. Спортсмен бросил все и вылетел. Его самолет разбился возле Азорских островов. Останки опознали по часам, подаренным ему певицей. От глубочайшей депрессии звезда спасалась морфием, алкоголем и работой.
Впервые артистка вышла замуж в 26 лет за певца Жака Пилса, но вскоре брак распался. Эдит так и не научилась вить семейное гнездо и создавать уют. Ее жилище было проходным двором с роялем в полкомнаты, бедной мебелью и следами запустения.
В самом финале жизни Пиаф в это жилище забрел сын греческих эмигрантов Теофанис Ламбукис. Он оказался ее давним поклонником. Это была последняя страсть певицы. 20-летняя разница в возрасте, как и все другие условности, не интересовали женщину. На тот момент она уже знала свой страшный диагноз — рак.
Эдит вышла замуж за молодого Теофаниса. Она придумала ему сценическое имя Тео Сарапо и даже постаралась — из последних угасающих сил — вывести его на сцену. Попытка не удалась. Газеты захлебывались злобными статьями об альфонсе и его престарелой патронессе. Тем не менее пара была счастлива.
Смерть
Всю жизнь Пиаф преследовали несчастья. Автомобильные катастрофы, семь тяжелых операций, зависимость от наркотиков и алкоголя, приступы безумия и белой горячки, попытка самоубийства, три комы из-за гепатита. Но рак окончательно сгубил французскую звезду.
На закате ее лет Сарапо с обожанием смотрел на эту изможденную болезнью, почти облысевшую женщину и до последних дней трогательно ухаживал за ней. Он выводил ее гулять и кормил. Так продолжалось всю их совместную семейную жизнь, которая длилась 11 месяцев. Но Тео ненадолго пережил Эдит. Он разбился в аварии спустя семь лет после ее кончины.
10 октября 1963 года легенды не стало, причиной смерти стал разрыв аневризмы, вызванной почечной недостаточностью. Церковь отказалась ее отпевать и совершать церемонию погребения, объяснив это тем, что вся жизнь Эдит Пиаф была сплошным грехом.
Зато поклонники певицы так не считали. На кладбище Пер-Лашез, где ее хоронили, собралось более 40 тысяч человек. Люди принесли с собой такое количество цветов, что они выстлали всю аллею до могилы. Проститься с усопшей звездой пришла и другая легенда — Марлен Дитрих.
Память
Чтобы отдать дань памяти певицы, в Париже создали музей, где хранятся ее фото, записи, личные вещи. В честь Эдит названы улицы, театр, концертный зал, ей посвящены песни, стихи, выставки. Многие звезды сцены из года в год поют композиции авторства Пиаф.
Посвящены Эдит и театральные постановки, в том числе и в московском Театре Луны, где ее сыграла Ирина Зайцева. В кино значимым событием стал выход биографической ленты «Жизнь в розовом цвете». Певицу воплотила на экране Марион Котийяр.
Дискография
- À l’enseigne de la fille sans cœur
- Avant nous
- Jézabel
- Les bleuets d’azur
- Enfin le printemps
- Mon manège à moiUne dame
- C'était pas moi
- Y en a un d’trop
- Heureuse
- Il y avait
- Non, la vie n’est pas triste
- Traqué
- Mea culpa
Фильмография
- 1939 — «Пацанка»
- 1941 — «Монмартр на Сене»
- 1946 — «Звезда без света»
- 1948 — «Девять парней, одно сердце»
- 1950 — «Париж всегда поёт»
- 1954 — «Тайны Версаля»
- 1954 — «Французский канкан»
- 1959 — «Любовники завтрашнего дня»
Интересные факты
- Певица выпустила книги «Моя жизнь» и «На балу удачи».
- В 1982 году была открыта малая планета, получившая название Пиаф.
- По легенде, когда Эдит фотографировалась с французскими военнопленными после концерта, из снимков потом делались фото для документов, с которыми те могли бежать из лагеря. Но правдивость этой истории не доказана.