Биография
Альфред Хичкок — американский и британский кинорежиссер, продюсер, сценарист. Имя постановщика связано с фильмами ужасов, триллерами и понятием саспенса. Его творчество оказало огромное влияние на последующих представителей жанра, мэтра считают основоположником многих кинематографических приемов, которые с успехом используются и в современном кино.
Детство и юность
Альфред Хичкок, будущий король хоррора, родился в августе 1899 года в городке Лейтонстоуне, примыкающем с востока к Лондону и известном как место обитания так и не пойманного кровавого убийцы Джека-потрошителя. Альфред — третий ребенок в семье католиков Уильяма Хичкока и Эммы Джейн Уилан. Отец трудился бакалейщиком, мама занималась домом и воспитанием детей. Семья была очень религиозной, дети посещали иезуитский колледж. Там Альфред обучался базовым дисциплинам, преуспев в изучении французского языка и музыки.
В 1914 году Хичкок стал студентом лондонской Инженерно-навигационной школы, где год осваивал навигационные науки и механику. Одновременно он изучал искусствоведение в Лондонском университете. Учебу пришлось прервать в 15 лет, когда умер отец. Чтобы материально поддержать семью, оставшуюся без кормильца, Альфред устроился в телеграфную компанию, где работал в отделе продаж, а затем в отделе рекламы, был редактором корпоративной газеты, для которой писал короткие рассказы.
В молодости будущий режиссер был нелюдим и замкнут, друзей и подруг не заводил. Мать — единственный человек, которому он доверял. Каждый вечер парень перед сном рассказывал женщине подробности ушедшего дня.
В 1915 году Хичкок записался добровольцем на фронт Первой мировой, но излишний вес не позволил новобранцу поучаствовать в боевых операциях. Его оставили в резерве, обучая подрывному делу.
Начало карьеры
В 1920 году Хичкок устроился на должность электрика на киностудию, но спустя месяцы перешел в отдел рекламы, где работал художником и дизайнером титров в кинокомпании Famous Players-Lasky.
На начальном этапе карьеры главная задача Альфреда заключалась в рисовании карточек с именами актеров для титров. Но позже способный молодой человек сам начал сочинять сценарии и ассистировать режиссерам.
Работа в Famous Players-Lasky изменила судьбу Хичкока, ведь в 1921 году в компании должность монтажера получила Альма Ревиль, будущая жена гения кино.
Фильмы Альфреда Хичкока
В 1922 году Альфред дебютировал в киноиндустрии как сорежиссер. Вместе с коллегой Хью Кройзом он создал два фильма: «Всегда говори своей жене», появившийся на экранах, и «Номер 13», съемки которого так и не завершились.
Режиссерская биография Хичкока началась в 1925 году с постановки романтической драмы «Сад наслаждения», а вот первый проект в жанре триллера появился в 1926-м — картина получила название «Жилец». Альфреду принадлежит и первый звуковой британский фильм «Шантаж», появившийся на экране в 1929 году. А лента «Человек, который слишком много знал», вышедшая на экраны в 1934 году, принесла режиссеру широкую известность.
Начавшаяся Вторая мировая война прекратила производство фильмов в Британии, и режиссер с семьей уехал в Голливуд. Обосновался мастер в Беверли-Хиллз, придя на работу к известному продюсеру Дэвиду Селзнику. Их сотрудничество нельзя назвать безоблачным, так как Селзник, хотя и предоставлял финансирование для съемочного процесса и позитивное освещение в прессе, но вмешивался в работу Хичкока. Тем не менее «Ребекка», первая голливудская картина Альфреда, была признана лучшей лентой года и получила «Оскар».
В 1948 году появился первый фильм Хичкока в цвете — лента под названием «Веревка». Зрители и критики отметили пристрастие режиссера к привлечению к съемкам «холодных» блондинок, среди которых оказались легендарные актрисы Марлен Дитрих, Грейс Келли, Ким Новак и Вера Майлз.
«Блондинки — самые лучшие жертвы. Это как чистый снег, на котором отпечатан кровавый след ноги», — заявлял режиссер.
Пиком кинокарьеры мастера признаны 50-е годы ХХ века, когда режиссер находился в зените популярности. Он снимал крупнобюджетные цветные фильмы и работал на телевидении, выпуская сериал «Альфред Хичкок представляет».
В середине 1950-х режиссер получил гражданство США. В этот период вышли детектив «Окно во двор» и драма «Головокружение», вошедшие в золотой фонд мирового кинематографа. Вскоре Хичкок презентовал нашумевшие триллеры «Психо» и «Птицы», а также новеллу «Человек с Юга».
Начиная с картины «Марни» фильмы голливудского мастера триллеров и «ужастиков» воспринимались все прохладнее как зрителями, так и критиками из США. Зато во Франции Хичкок стал кумиром и легендой. Его боготворили французские критики, публика стояла в огромных очередях, чтобы посмотреть новые картины, а режиссеры Франсуа Трюффо и Клод Шаброль даже подражали ему.
В ленте «Исступление» 1972 года Альфред мелькнул как актер в толпе зевак. Режиссер планировал включить в ленту эпизод с собственным манекеном, который плывет по реке, но задумка не реализовалась. Хичкок использовал свою копию для шокового промоушена триллера — пустил ее плавать в Темзе. Такая выходка породила волну слухов, фото «тела» даже напечатали в газете.
В 1976 году вышел последний фильм Хичкока «Семейный заговор». Через 3 года Американский институт киноискусства вручил режиссеру премию за вклад в киноиндустрию. За всю свою жизнь Хичкок, 5 раз номинированный на «Оскар» как постановщик, так и не получил заветную статуэтку. Сам Альфред прокомментировал ситуацию следующим образом:
«Вечно шафер и никогда не жених».
Психические отклонения
Родители Хичкока воспитывали детей в очень жесткой манере. Однажды Альфред за небольшую шалость был закрыт отцом в камере полицейского участка. При этом ребенок не знал, что его выпустят через 10 минут, и был уверен, что это навсегда. Последствием такого наказания, по мнению психологов и исследователей биографии великого режиссера, стала пожизненная фобия: он боялся попасть в полицейский участок, поэтому никогда не водил автомобиль.
Подсознательный страх перед преследованием и несправедливым наказанием очень часто присутствует в картинах гениального режиссера. Современники рассказывали, что лишь на первый взгляд он казался приятным человеком, но это впечатление улетучивалось при затянувшемся разговоре.
В ранней юности увлечением Альфреда было посещение лондонских судов, где он как завороженный часами присутствовал на заседаниях, наблюдая за процессами по самым жутким преступлениям. Он с удовольствием посещал музей криминалистики, внимательно рассматривая орудия пыток. Уже в преклонном возрасте Хичкок рассказывал друзьям, что изобрел способ, как задушить женщину одной рукой. А еще читал знакомым краткий курс по некрофилии.
Кроме того, у режиссера с годами обнаружились и иные психические отклонения: редкая овофобия — страх перед предметами в форме яйца — и доходящая до сумасбродства любовь к чистоте.
Розыгрыши
У сэра Альфреда Джозефа Хичкока был специфический юмор. Он мог подарить артистке, не выносившей запаха рыбы, несколько сотен копченых селедок. В 1953 году гости, пришедшие на званый ужин Хичкока, с ужасом увидели блюда под названием «Жанна на углях», «свежеотрезанные дамские пальчики» и «фаршированные трупы в пикантном соусе». А еще сэр Альфред любил подшутить над своими знакомыми, подкладывая им на стулья подушки, которые издавали неприличные звуки.
Больше всего доставалось от гениального сумасброда красавицам-актрисам, которых он легко доводил до нервных срывов. Не раз режиссер откровенно врал о том, что актриса Ингрид Бергман, которая снималась в картине «Дурная слава», безумно влюблена в него. Вере Майлз, которая появилась в его фильме «Не тот человек», он на протяжении нескольких месяцев слал букеты и безумные письма, которые та сжигала, вовсе не читая. И это тогда, когда актриса собиралась выйти замуж.
Когда актриса Мелани Гриффит была 5-летней девочкой, режиссер презентовал ей на день рождения куклу в игрушечном гробу, причем у игрушки было лицо матери Мелани, артистки Типпи Хедрен, с которой он поскандалил на съемках. За ней, кстати, Хичкок организовал слежку. Более того, из-за отказа во взаимности на женщину посыпались угрозы разорить и пустить по миру ее семью.
Биографы Хичкока утверждают, что единственным человеком, сумевшим поставить на место зарвавшегося сквернослова и скабрезника, была Грейс Келли. На непристойности из уст режиссера она ответила, что уже слышала эти слова, ведь она тоже училась в религиозной школе.
Особенности режиссуры
Сам Хичкок говорил, что картины, которые им поставлены, — воплощение ужаса. Собственные фильмы Альфред в кинотеатре не смотрел — его пугали и напряженные моменты на экране, и темный зал.
«Если бы я снимал “Золушку”, то зрители ждали бы, что у нее под кроватью найдут труп», — замечал режиссер в интервью.
Тем не менее далеко не все работы мастера саспенса внушают ужас, напоминая зрителям страшные сны. В фильмографию режиссера входит 55 полнометражных картин, но среди его творений имеются даже ленты, которые относятся к комедийному жанру, а это вовсе нетипичное явление в работах знаменитости.
Постановщик был настоящим многостаночником: он старался участвовать в создании картины на каждом этапе, включая кастинг, подбор реквизита, работу со светом на площадке, монтаж и продюсирование. Кстати, именно из-за особой придирчивости к деталям в кадре режиссер предпочитал работать в павильоне, а не на натуре, где много непредсказуемых факторов.
Как одну из особенностей Хичкока критики отмечали его стремление к простым, кратким и запоминающимся названиям — подавляющее большинство его работ наименованы в одно слово. Еще одна «фишка» мастера — появление в миниатюрных эпизодах практически в каждом своем фильме.
Вклад в кинематограф
Кинорежиссер представил миру поистине огромное собрание разноплановых триллеров, а экранизация некоторых романов считается лучшей в истории. Хичкок продемонстрировал талант и умение создавать психоделически напряженную ситуацию, которая невероятным образом превращается в ярость и насилие, и при этом добавлять политический и иронический подтекст.
Одной из вершин в творческой карьере Хичкока считают фильм «Веревка». Экзистенциальный триллер с психоанализом двух молодых парней-убийц становится примером, за которым последовали и другие современные режиссеры.
В 1951 году на экраны вышел нуар «Незнакомцы в поезде», который за своим названием скрывает большое количество жанров, и определить преобладающий просто невозможно. Хичкок вернулся к черно-белому изображению, но на этот раз только для полномасштабного обозначения обстановки мрака, безнадежности и страха.
Четыре фильма Хичкока включены Американским институтом кино в сотню лучших картин последнего столетия (столько же у Стэнли Кубрика, превзойти их удалось только Стивену Спилбергу с пятью работами), а одна из них — криминальная драма «Головокружение» — возглавляет рейтинг лучших детективов всех времен.
Книги
Знаменитый американский кинорежиссер является автором многочисленных повестей и рассказов в жанре детектива. Страшные истории выходили в виде сборников, например «Убийства, в которые я влюблен», и стали весьма популярными в Америке.
С именем известного продюсера связана и серия детективных книг и фильмов «Альфред Хичкок и три сыщика». Здесь главными героями стали три мальчика-подростка, а также сам режиссер, который записывал их расследования. Использование образа Хичкока было с ним согласовано, но сам Альфред в создании произведений не участвовал.
Личная жизнь
Личная жизнь Хичкока связана с единственной женщиной — Альмой Ревиль, с которой он прожил 55 лет. Это не был союз влюбленных людей, скорей — двух кинематографистов, обожавших снимать триллеры. Альма — невзрачная блондинка, работавшая вместе с Альфредом, — с полуслова понимала своего гениального супруга.
Многие биографы считали Хичкока женоненавистником, обращая внимание на кинематографическое наследие, которое стало убедительным тому подтверждением. Сколько красавиц с особой жестокостью и изощренностью «убил» режиссер — не сосчитать.
В браке с Альмой Ревиль появилась дочь Патриция Хичкок. Говорят, любви и взаимопонимания у отца и дочери не было. В общении с ней, как и со всеми другими, он не ограничивал себя в ненормативной лексике. Иногда казалось, что он просто не умеет выражать чувства по-другому.
Известно, что Патриция стала актрисой, она вышла замуж за Джозефа О’Коннела и родила троих дочерей. И именно дочери великого режиссера отошли права на его творения после кончины. С ее подачи к зрителю вернулось несколько работ Хичкока, которые он по неизвестным причинам запретил показывать при жизни. В том числе публика увидела документальную ленту о нацистских концлагерях, которую британец снял еще в 1945-м.
Смерть Альфреда Хичкока и память о мэтре
Хичкок скончался в апреле 1980 года в собственном доме. Причина смерти 80-летнего режиссера — почечная недостаточность. По завещанию его тело кремировали, а прах развеяли над Тихим океаном.
Незадолго до ухода Хичкока из жизни, в конце 1979 года, королева Великобритании пожаловала кинодеятелю рыцарский титул. Примечательно, что ей пришлось это делать повторно — в 1962 году британский подданный уже отказывался от такой чести.
Дом в Лейтонстоуне, в котором постановщик родился и вырос, не сохранился, но на соседнем здании установлена мемориальная доска, а в окрестностях ближайшей станции метро можно встретить множество упоминаний о знаменитом режиссере.
В 2015-м Питер Акройд, бывший журналист и автор фантастических романов, издал биографию великого кинодеятеля «Альфред Хичкок».
В 2021-м состоялась премьера документального фильма режиссера Джоэла Маккарти «Я — Альфред Хичкок». В основе сюжета — непростые отношения ныне признанного гения с семьей, коллегами и актрисами-блондинками, картина включила множество воспоминаний знаменитых актеров, работавших с мэтром. Фильм был показан и на российском Первом канале.
В августе 2024-го весь кинематографический мир отметил 125-летие Альфреда Хичкока, вновь вспомнив о его неоценимом вкладе в современное кино.
Фильмография
- 1927 — «Жилец»
- 1929 — «Шантаж»
- 1956 — «Человек, который слишком много знал»
- 1940 — «Ребекка»
- 1948 — «Веревка»
- 1951 — «Незнакомцы в поезде»
- 1954 — «Окно во двор»
- 1956 — «Не тот человек»
- 1958 — «Головокружение»
- 1959 — «К северу через северо-запад»
- 1960 — «Психо»
- 1963 — «Птицы»
- 1964 — «Марни»
- 1972 — «Исступление»
- 1976 — «Семейный заговор»
Интересные факты
- Хичкок жил без пупка, которого лишился в результате операции.
- Альфред любил обильные застолья и мороженое, что сказывалось на его фигуре. В прессе его называли «100-килограммовым гением», но на самом деле вес мужчины доходил до 165 кг при росте 170 см.
- Речь Хичкока на вручении премии Американской киноакадемии за вклад в искусство стала самой лаконичной в истории — он ограничился словом «спасибо».
- Режиссер был поклонником творчества Сальвадора Дали и в 1945 году пригласил его в качестве художника-постановщика в картину «Завороженные».
- Уникальность британо-американского режиссера еще и в том, что на обеих сторонах голливудской «аллеи звезд» расположены две его персональные звезды: одна — за вклад в киноиндустрию, на ней изображена кинокамера, а вторая — за работу на телевидении, с изображением телевизора. Обе были установлены в 1960 году.