Биография
Стэнли Кубрик — известный американский режиссер, сценарист, продюсер и один из самых влиятельных кинематографистов XX века. Особенностями его фильмов являются специфичные крупные планы, использование эффекта идеальной симметрии, необычное панорамирование, необыкновенное употребление классической музыки.
Детство и юность
Стэнли Кубрик появился на свет в Нью-Йорке летом 1928 года. Его предки — евреи по национальности, выходцы из Австро-Венгерской империи. Отец Якоб (Джейкоб) Леонард Кубрик родом из Восточной Галиции, по профессии он был врачом-хирургом. Мать звали Сэди Гертруда Первелер, она из Буковины, вела домашнее хозяйство. Позднее в семье родилась дочь Барбара Мэри, младшая сестра режиссера. Их родители не были религиозны, несмотря на то что поженились по еврейским обычаям.
Стэнли вырос в Бронксе. Он считался способным ребенком, но не был особо заинтересован в учебе. Чтобы хоть как-то увлечь его и способствовать развитию мышления, отец научил сына играть в шахматы, когда тому было двенадцать лет. С того времени будущий режиссер стал чуть ли не одержим этой игрой.
Будучи учеником старших классов, Кубрик увлекся музыкой и даже мечтал стать джазовым музыкантом. Родители предоставляли ему свободу, поощряя в самовыражении. Когда подросток проявил интерес к фотосъемке, отец тут же подарил ему камеру.
С 1941 по 1945 год будущий кинематографист учился в средней школе им. Уильяма Говарда Тафта. Поскольку успеваемость Стэнли была посредственной, после ее окончания поступить в колледж ему не удалось. Но некоторое время он был слушателям на вечерних занятиях Городского колледжа Нью-Йорка, которые вскоре бросил.
В 1946 году руководство журнала Look наняло талантливого юношу работать независимым фотографом, вскоре он стал штатным сотрудником редакции. Благодаря этой работе Стэнли объездил всю страну. Путешествия пробудили в нем тягу к знаниям. Также Кубрик подрабатывал, играя в шахматы в разных клубах Манхэттена.
Фильмы
Творческая биография Стэнли насчитывает 16 законченных картин, большая часть которых получила статус культовых. Примечательно, что в каждом фильме, кроме «Спартака», он выступал сразу в нескольких ипостасях, совмещая работу режиссера, продюсера, сценариста, а иногда еще и оператора.
Карьеру в кинематографии Кубрик начал в 1951 году. Сначала он снимал на свои сбережения. Его первым фильмом стала документальная короткометражка «День схватки» о боксере Уолтере Картье. Работа была успешной, и постановщик принялся и дальше снимать в этом жанре. Следующими картинами стали «Летающий падре» и «Морские наездники».
В 1953 году Стэнли выпустил первую художественную киноленту «Страх и вожделение». Этот фильм стал наименее известной работой режиссера, а сам он называл картину неуклюжей и любительской. Изначально Кубрик планировал создать ее в жанре немого кино, но задумка не удалась. Столь же прохладно он относился к другой своей работе — «Поцелуй убийцы».
Успех пришел к режиссеру после выхода драмы «Тропы славы» с Кирком Дугласом в главной роли. Фильм о событиях Первой мировой войны стал скандальным, его даже запретили показывать во Франции. Но уже тогда к Кубрику начали относиться как к подающему надежды молодому кинематографисту. А его близкий друг Стивен Спилберг заявлял, что это его любимая лента коллеги.
В 1960 году актер Кирк Дуглас, который был исполнительным продюсером кинокартины «Спартак», пригласил Стэнли на место уволенного режиссера, надеясь, что он в силу молодости будет более послушным. Но в процессе между ними постоянно возникали конфликты, что положило конец дружбе. Кинематографист позже жаловался, что ему не хватало творческой свободы, но в прокате лента получила четыре премии «Оскар».
Следующей в фильмографии стала мелодрама «Лолита» по одноименному скандальному роману Владимира Набокова. Писатель лично взялся за написание сценария, но в итоге Стэнли использовал только малую его часть. Несмотря на это, кинокартина была отмечена в номинациях премий «Оскар», «Золотой глобус» и BAFTA.
В интервью Кубрик отмечал, что при создании фильмов предпочитал опираться на литературную первооснову. Значимым условием было, чтобы история вызвала у него внутренний отклик. Следующий проект не стал исключением.
Черная антимилитаристская комедия «Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу» была снята по мотивам «Красной угрозы» Питера Джорджа. Фильм явно высмеивал военные программы США. В центре внимания в ленте оказался Питер Селлерс, который сыграл сразу три яркие роли, что только добавило проекту гротескности.
Мировая слава настигла Стэнли после выхода «Космической одиссеи 2001», которую он создавал в сотрудничестве с писателем-фантастом Артуром Кларком. Новаторские спецэффекты обеспечили ленте премию «Оскар». Примечательно, что режиссер постарался ограничить диалоговые сцены, сосредоточив внимание зрителей на картинке, игре актеров и саундтреке.
Обсуждаемой стала картина «Заводной апельсин», снятая по одноименному роману Энтони Бёрджесса. Кубрик пытался привлечь внимание к темам жестокости и насилия, но получилось по-другому — его начали обвинять в развращении общества. Дошло до того, что режиссеру и его семье стали поступать угрозы расправы, из-за чего он попросил изъять фильм из проката в Великобритании, где тогда жил.
В 1975 году Стэнли снял драму «Барри Линдон». Фильм об ирландском парне, убившем офицера английской армии, был номинирован на «Оскар». Режиссер Мартин Скорсезе в интервью отмечал, что это его любимая работа режиссера.
Спустя пять лет вышла следующая успешная картина — «Сияние» по роману Стивена Кинга. В ней главную роль исполнил Джек Николсон. На площадке Стэнли показал себя как гений психологической манипуляции и перфекционист, заставляя актеров работать по несколько дублей подряд, чтобы экранное помешательство казалось еще реальнее.
В 1997 году Кубрик начал работу над драмой «С широко закрытыми глазами», где снимались Том Круз и Николь Кидман, которые на тот момент были в браке. Этот фильм стал его последней работой.
Высадка на Луну
За три дня до смерти Стэнли якобы признался, что снял еще один фильм, о работе над которым никому не рассказывал. Это интервью появилось в свободном доступе в 2015 году, так как Патрик Мюррей, который представился журналистом, проводившим беседу с Кубриком, якобы подписал соглашение о неразглашении на 15 лет.
На опубликованном видео некто похожий на знаменитого режиссера утверждал, что срежиссировал высадку американских астронавтов на Луну, а значит знаменитое видео — фальсификация. Он признался, что снял первые шаги на Луне в студии и что воплотил это «мошенничество против человечества» при поддержке правительства и NASA.
Позже блогерам и журналистам удалось доказать, что интервью с Кубриком на самом деле подделка.
Личная жизнь
Кубрик был женат трижды. Свою первую жену Тоби Этту Метц он встретил еще в молодости, когда работал в журнале Look. В 1948 году влюбленные поженились, но их брак долго не просуществовал. Совместных детей у них не было.
Второй женой режиссера стала американская балерина и актриса Рут Соботка. Они познакомились на съемках фильма «Поцелуй убийцы», где девушка играла роль танцовщицы. Но и с ней режиссер не смог обрести счастье в личной жизни и вскоре развелся.
Со своей третьей избранницей, немецкой певицей Кристиной Харлан, Кубрик познакомился во время съемок киноленты «Тропы славы»: она пела в этом фильме. Пара поженилась в 1958 году. На тот момент у артистки уже была дочь. Вскоре у супругов родились еще две девочки, которых назвали Вивиан и Анна. Первая увлеклась саентологией, перестав общаться с семьей. Вторая в 2009 году умерла от рака.
Смерть
7 марта 1999 года, через четыре дня после того, как был закончен монтаж киноленты «С широко закрытыми глазами», Кубрик умер во сне. Причиной смерти стал сердечный приступ. Талантливого режиссера похоронили в Хартфордшире, Англия.
Память
Память о режиссере хранится в Лондонском университете искусств, куда был передан архив Кубрика. Он включает в себя прижизненные наработки, а также фото, сделанные в период работы в журнале Look.
Кубрик оказал невероятное влияние на кино и культуру в целом. Ряд приемов, которые первыми начал использовать режиссер, вошли в классику кинематографа и стали частью образовательной программы в специализированных вузах. А сцены из культовых картин режиссера регулярно становятся основой для отсылок и оммажей в современном искусстве.
Но и в далекой от профессионального кинематографа области режиссер не забыт и спустя два десятка лет после смерти. В 2018 году группа биологов назвала новый вид древесных лягушек, открытый на территории Амазонской низменности, в честь Кубрика — D. Kubricki.
Фильмография
- 1951 — «День схватки»
- 1951 — «Летающий падре»
- 1953 — «Морские наездники»
- 1953 — «Страх и вожделение»
- 1955 — «Поцелуй убийцы»
- 1956 — «Убийство»
- 1957 — «Тропы славы»
- 1960 — «Спартак»
- 1962 — «Лолита»
- 1964 — «Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу»
- 1968 — «Космическая одиссея 2001 года»
- 1971 — «Заводной апельсин»
- 1975 — «Барри Линдон»
- 1980 — «Сияние»
- 1987 — «Цельнометаллическая оболочка»
- 1999 — «С широко закрытыми глазами»
Интересные факты
- В большинстве своих фильмов режиссер использовал прием, который получил название «взгляд Кубрика», когда артист смотрит в камеру слегка исподлобья.
- Внезапная смерть Стэнли породила конспирологическую теорию, согласно которой его убили, потому что в своей последней картине «С широко закрытыми глазами» он собирался рассказать про масонов и вставлял туда отсылки к сообществу иллюминатов.
- У Кубрика остались нереализованные проекты. На протяжении тридцати лет он собирал материалы для фильма о Наполеоне Бонапарте. Осталась большая библиотека, которая насчитывает 18 тысяч томов о французском императоре. А в 2001 году режиссер Стивен Спилберг снял фантастическую драму «Искусственный разум», тем самым воплотив другую давнюю мечту Стэнли в жизнь: первые кадры снял сам режиссер.