Биография
Мартин Скорсезе — знаменитый американский кинорежиссер, лауреат престижной кинопремии «Оскар», а также продюсер, сценарист и даже актер. В 2010 году журнал Paste по результатам опросов объявил его лучшим из ныне живущих режиссеров. Также Мартина не раз называли одним из самых влиятельных кинорежиссеров поколения и сравнивали с легендой кинематографа Стэнли Кубриком, отмечая, впрочем, что, в отличие от «холодного» Кубрика, Скорсезе эмоционален.
Детство и юность
Продюсер и режиссер Мартин Скорсезе появился на свет 17 ноября 1942 года в Куинсе. В этом криминальном районе Нью-Йорка жили сицилийцы. В пять лет он впервые увидел труп человека с простреленной головой. Здесь убийства были привычным делом.
Мартин рос в семье ревностных католиков. Его родители были мирными людьми, в том же духе воспитывали и детей. Мартин редко выходил на улицу — был впечатлительным и нежным ребенком. Да и сверстники дразнили его, потому что он постоянно пил таблетки: у него была астма тяжелой формы.
Дни он проводил в одиночестве — смотрел фильмы и рисовал любимых героев на бумаге, а затем начал придумывать своих персонажей. Подросток тщательно продумывал сцены, развитие сюжета. Наверное, уже тогда в нем зарождался режиссер. Набожный Скорсезе гнал от себя мысли о кино, потому что считал их греховными. Да и себя он мнил большим грешником, потому что болезнь помешала ему присутствовать на нескольких мессах.
В 14-летнем возрасте Мартин поступил в подготовительную семинарию, чтобы стать священником, но уже на первом году провалил учебу. Священника из Скорсезе не получилось. Тогда он поступил на факультет кино в Нью-Йоркский колледж наук и искусства, а параллельно с обучением работал монтажером на киностудии.
Как-то на вечеринке он встретился с Робертом Де Ниро, которого знал с детства: они выросли в одном районе. Тогда их знакомство было шапочным, но с годами переросло в крепкую мужскую дружбу. В тот момент Скорсезе и задумал фильм о дикой и необузданной жизни квартала, в котором прошло его детство.
Фильмы
Еще во время учебы Скорсезе снял несколько короткометражек. Его полнометражным дебютом стала драма «Кто стучится в мою дверь?». Лента была показана на МКФ в Чикаго в 1967 году и удостоилась положительных отзывов критиков.
Прорывом для Скорсезе стала драма «Злые улицы» (1973) с Харви Кейтелем в главной роли. Работа в этой ленте стала одной из первых для Роберта Де Ниро и принесла ему премию Национальной ассоциации кинокритиков Америки. Картина была высоко оценена публикой, а в 1997-м вошла в Национальный реестр фильмов Библиотеки Конгресса США.
Следующий фильм режиссера, «Алиса здесь больше не живет», принес «Оскар» исполнительнице главной роли Эллен Бёрстин. Сама трагикомедия получила BAFTA за фильм и сценарий и вошла в топ-10 лучших фильмов года по версии Национального совета кинокритиков США. В актерский состав ленты, показанной на Каннском кинофестивале, вошел сам Скорсезе в камео.
Еще один совместный проект Скорсезе и Де Ниро, «Таксист», обеспечил последнему главную роль. Также в каст вошли Сибилл Шеперд и Джоди Фостер. Эта картина пользовалась популярностью у американской молодежи. В 1976-м председатель жюри Каннского кинофестиваля обвинил режиссера в том, что тот пропагандирует насилие, но «Таксист» все же получил «Золотую пальмовую ветвь» и «Оскара». Финансовый успех картины также был впечатляющим: при бюджете в $ 1,3 млн она собрала в прокате $ 28,3 млн.
В 1978 году Скорсезе попал в клинику — врачи диагностировали у него внутреннее кровотечение, вызванное приемом наркотиков. Навестив его, Де Ниро попросил больше не употреблять запрещенные препараты и снять фильм про боксера. Мартин уступил просьбе друга, в результате чего в его фильмографии появился «Бешеный бык» с Робертом в главной роли. Позднее режиссер сказал, что этот жесткий проект стал отражением его внутреннего состояния в тот период жизни. Премьера драмы прошла через четыре дня после окончания монтажа. Этот фильм был представлен в восьми номинациях «Оскара» и получил две статуэтки.
Делом всей жизни Мартина стал фильм «Последнее искушение Христа». Съемки планировались еще в 1983 году на киностудии «Парамаунт». $ 3 млн из 20-миллионного бюджета уже были потрачены, когда студия свернула проект из-за писем руководству от христианских организаций с обвинениями в антисемитизме. Для Скорсезе это стало наибольшим разочарованием. Десять лет он мечтал снять эту картину, пять лет писал сценарий для нее. В 1988 году он вернулся к съемкам. Правда, «Юниверсал» выделяла на проект всего $ 6,7 млн, но режиссера скромный бюджет не смутил: чудеса Спасителя снимались без масштабных спецэффектов, обошлось без многолюдной массовки.
Скорсезе снял фильм своей жизни, чем вызвал массу протестов в разных странах. В Греции общественники срывали сеансы, во Франции поджигали кинотеатры, в России выходили на митинги, требуя запретить показ картины.
Съемки коммерчески успешного фильма были основным условием выделения средств на «Последнее искушение Христа». Этой картиной должен был стать «Список Шиндлера», но в итоге работой занялся Стивен Спилберг, отдав коллеге свой проект «Мыс страха». Мартин выполнил свою часть сделки перед Universal Pictures — лента с бюджетом $ 34 млн принесла компании в 1991 году $ 182,3 млн. Она стала седьмой совместной работой Скорсезе и Де Ниро.
Среди других культовых работ режиссера стоит отметить «Казино» — это третий фильм про гангстеров в творческой биографии Скорсезе после проектов «Злые улицы» и «Славные парни». В основу сюжета легла одноименная книга Николаса Пиледжи и Ларри Шандлинга, основанная на реальных событиях. Помимо Де Ниро, в ленте снялась Шэрон Стоун. Роль в этом проекте считается одной их лучших ее работ — актриса получила «Золотой глобус» и номинацию на «Оскар».
В 2006 году на экраны вышел драматический криминальный триллер «Отступники» с Леонардо Ди Каприо, Джеком Николсоном и Мэттом Дэймоном в главных ролях. По мнению многих критиков, картина стала одним из десяти лучших фильмов года. Она получила десятки солидных номинаций и кинонаград, в том числе четыре статуэтки «Оскар», одна из которых досталась Мартину за лучшую режиссуру.
В 2013 году режиссер представил ставший культовым фильм с Леонардо Ди Каприо в главной роли — черную комедию «Волк с Уолл-стрит». Картина о внутренней кухне инвестиционных компаний опиралась на книгу воспоминаний бывшего нью-йоркского брокера Джордана Белфорта. Экс-брокер положительно отозвался о собственном изображении на экране и признался, что в реальности его привычки были намного хуже. При бюджете в $ 90 мин драмеди собрало в прокате без малого $ 300 млн и получило ряд престижных наград и пять номинаций на премию «Оскар».
В том же году вышла другая черная комедия, «Малавита», по одноименному роману Тонино Бенаквисты, где Скорсезе выступил в роли исполнительного продюсера. Режиссером этой картины стал Люк Бессон. Интересно, что кандидатуру Де Ниро на главную роль предложил автор книги. Заинтересовавшись сотрудничеством с Робертом, на работу в проекте согласилась Мишель Пфайффер.
В 2016 году Мартин Скорсезе стал режиссером и продюсером музыкального драматического ретросериала «Винил». Соруководителем выступил знаменитый рок-музыкант Мик Джаггер, вокалист культовой рок-группы The Rolling Stones. После премьеры первого сезона НВО объявил, что сериал получит продолжение, но впоследствии канал пересмотрел это решение и закрыл проект.
В этом же году Мартин стал режиссером и нового полнометражного фильма. Это драма «Молчание», экранизация популярного романа японского писателя Сюсаку Эндо. Вместе с Джеем Коксом Скорсезе сам занимался адаптацией произведения. Как и «Последнее искушение Христа», этот фильм имел религиозную тематику и был «проектом страсти» продюсера, находясь в разработке с 1990 года. Затратная эпическая историческая драма с треском провалилась в прокате, не оправдав и половины 50-миллионного бюджета.
Драма «Ирландец» с Робертом Де Ниро, Аль Пачино и Джо Пеши в главных ролях могла бы стать кассовой бомбой. Но, поскольку производство финансировал Netflix, картина оказалась заложницей бойкота продукции сервиса крупными сетями кинотеатров. Лента вышла в ограниченный прокат, и официальный бокс-офис составил всего $ 8 млн при бюджете $ 159 млн. Данные о кассовых сборах «Нетфликс» отсутствуют.
Документальное кино
Первое документальное кино режиссер снял еще в 1970-м и после периодически обращался к этому жанру.
В телефильме «История американского кино от Мартина Скорсезе» 1995-го Мартин выступил не только как режиссер, но и как продюсер, сценарист и актер, представ в образе рассказчика. В проекте использованы интервью и архивные съемки таких звезд Голливуда, как Фрэнк Капра, Фрэнсис Форд Коппола, Брайан Де Пальма, Клинт Иствуд и прочие.
В 2011 году фильмография режиссера и продюсера пополнилась биографической картиной про Джорджа Харрисона. Премьера двухсерийной ленты «Джордж Харрисон: Жизнь в материальном мире» состоялась на американском кинофестивале Telluride Film. Вдова участника The Beatles Оливия Харрисон выбрала Скорсезе из многих желающих снять документальное кино о ее муже и сама выступила в качестве продюсера проекта.
Документальную ленту «Представьте, что это город» (2021) Скорсезе посвятил своей давней подруге, писательнице и сатирику Фран Лебовиц.
Личная жизнь
Первый раз Скорсезе женился в молодости. В 1965-м его супругой стала студентка актерского отделения Ларейн Мари Бреннан. Брак продлился шесть лет и закончился разводом в 1971-м, но как воспоминание о нем осталась дочь Кэтрин — девочку назвали в честь бабушки по отцовской линии. Ларейн мечтала о карьере актрисы и не желала превращаться в домохозяйку возле супруга.
После развода у режиссера были отношения с актрисой Сэнди Вайнтрауб, дочерью продюсера Фреда Вайнтрауба. Сэнди терпела выходки Скорсезе, терпела и тогда, когда он заявил, что журналистка Джулия Кэмерон останется у них на ночь, потому что на улице пасмурно.
Джулия начала появляться в доме режиссера все чаще и постепенно вытеснила Сэнди. Пара поженилась в 1976-м, но двум творческим противоречивым личностям сложно было уживаться вместе.
Джулия подсказала Мартину Скорсезе сюжет фильма «Нью-Йорк, Нью-Йорк», а на съемках он влюбился в Лайзу Миннелли. Кинематографист и актриса активно употребляли наркотики, покупать которые за немалые деньги, как заявила Кэмерон, приходилось ей. Это переполнило чашу терпения — Джулия подала на развод, хотя за месяц до этого у них родилась дочь Доменика. Но и с Миннелли режиссеру не удалось построить длительных отношений.
В 1979-м Мартин женился на журналистке Изабелле Росселлини. Он ревновал красавицу Изабеллу, следил за ней, изводил приступами неврастении. И этот брак распался в 1983 году.
Четвертой супругой режиссера через два года стала продюсер Барбара де Фина, их развод состоялся в 1991-м. Но разлад в семье наступил гораздо раньше: в 1989-м у Мартина начались отношения с актрисой Иллеаной Дуглас. Однако и эта попытка устроить личную жизнь не удалась, в 1997 году они расстались.
В пятый раз продюсер женился в 1999-м на издательнице Хелен Моррис. В браке в том же году родилась дочь Франческа.
Мартин Скорсезе ведет верифицированный аккаунт в «Инстаграме» (соцсеть запрещена в России, она принадлежит корпорации Meta, которая признана в РФ экстремистской) с сотнями тысяч подписчиков, где выкладывает фото со съемок, официальных мероприятий и личного архива.
Мартин Скорсезе сейчас
Весной 2023-го Мартин посетил вместе с Хелен Моррис аудиенцию папы римского Франциска в Ватикане. Там же режиссер пообщался с журналистами, сообщив о завершении написания сценария ко второму в его карьере фильму об Иисусе Христе.
В мае Скорсезе присвоили награду «Легенда кино» на фестивале CinemaCon. Кинодеятель признался, что такое звание его пугает, а сам он не относит себя к числу лучших режиссеров мира.
Сейчас Скорсезе продолжает работу над кинопроектами. Осенью его фильмографию пополнил триллер-вестерн «Убийцы цветочной луны» с Леонардо Ди Каприо и Робертом Де Ниро в главных ролях. В основу сюжета легла книга Дэвида Гранна «Убийцы цветочной луны. Нефть. Деньги. Кровь». Критики остались в восторге от картины, бюджет которой превысил $ 200 млн.
Еще до премьеры «Убийц цветочной луны» Скорсезе рассказал о своем следующем фильме. Он захотел снять исторический триллер «Вэйджер», в котором Ди Каприо снова исполнит главную роль. Литературной основой картины стала еще одна книга Гранна, рассказывающая о разбившемся в 1740-х годах у берегов Бразилии судне.
В декабре режиссер стал обладателем почетного «Золотого медведя» на Берлинале. В начале 2024 года Скорсезе снова заговорил о планах снять фильм про Иисуса Христа. Он захотел создать непродолжительную картину. В ее основу легла книга японского писателя Сюсаку Эндо «Жизнь Христа».
В январе Мартин оказался среди номинантов на премию «Оскар» за «Убийц цветочной луны». На тот момент кинодеятелю был 81 год, что делало его старейшим номинантом в категории «Лучший режиссер» в истории премии.
Фильмография
- 1988 — «Последнее искушение Христа»
- 1993 — «Голый в Нью-Йорке»
- 1993 — «Эпоха невинности»
- 1995 — «Найти и ликвидировать»
- 1995 — «Казино»
- 1999 — «Воскрешая мертвецов»
- 2004 — «Новый Франкенштейн»
- 2008 — «Роскошная жизнь»
- 2010 — «Остров проклятых»
- 2013 — «Малавита»
- 2013 — «Волк с Уолл-стрит»
- 2016 — «Молчание»
- 2016 — «Винил»
- 2016 — «Перестрелка»
- 2017 — «Пазманский дьявол»
- 2019 — «Ирландец»
- 2021 — «Представьте, что вы в городе»
- 2023 — «Убийцы цветочной луны»
Интересные факты
- Изначально фамилия семьи итальянских эмигрантов была Скоццезе, но из-за ошибки транскрипции преобразовалась в Скорсезе.
- У Мартина было много фобий. Боязнь полетов режиссеру пришлось преодолеть из любви к киноискусству: на съемках фильма «Авиатор» требовалось запечатлеть некоторые сцены в воздухе.