Биография
Его называют классиком мирового кинематографа, гением, культовым режиссером, мастером кинокадра, звездой Голливуда № 1. Фрэнсис Форд Коппола — действительно фигура мегамасштаба, и каждая из его работ — шедевр и грандиозное событие для киногурманов и критиков.
В копилке Копполы шесть вожделенных фигурок «Оскара». Чтобы перечислить все награды мэтра, не хватит страницы машинописного текста. Впрочем, если бы режиссер снял «всего лишь» культовую картину «Крестный отец», его имя попало бы на скрижали мирового киноискусства.
Детство и юность
Родился классик весной 1939 года на севере США, в Детройте. Бабушки, дедушки и родители Копполы — итальянцы по национальности, люди яркие и творческие. Дед по матери — неаполитанский композитор Франческо Пеннино. Мама Италия Пеннино известна текстами к композициям, прозвучавшим в «Крестном отце» и других фильмах Фрэнсиса. Отец Кармайн Коппола был флейтистом Детройтского симфонического оркестра. Старший брат кинематографиста Аугуст Флойд — писатель и музыкант, а младшая сестра Талия Роуз (по мужу Шайр) — актриса.
Будущий классик кинематографа родился в медицинском учреждении Генри Форда, в честь которого и получил свое второе имя.
Через два года после появления мальчика главе семейства предложили место флейтиста в оркестре основателя радиокомпании «Эн-Би-Си». Родители перебрались в Нью-Йорк, прихватив троих детей. Здесь, в боро Квинс, прошли детство и юность мэтра. Ранние годы Фрэнсиса Форда омрачились болезнью: полиомиелит приковал мальчика к кровати. Чтобы разнообразить существование, Коппола обустроил кукольный театр. Будущий режиссер «ставил» спектакли, развивая фантазию и развлекая брата и сестру.
Из школьных наук парень предпочитал точные, поскольку интересовался инженерным делом. Любовь к технике объяснялась желанием досконально изучить кинокамеру, которую подарили сыну родители. Мальчик снимал домашнее кино на 8-миллиметровую пленку и самостоятельно монтировал кадры.
Юношеские увлечения Копполы дополняли чтение и музыка. Сильное впечатление оказала на 15-летнего парня пьеса Теннесси Уильямса «Трамвай “Желание”». После ее прочтения юноша заинтересовался театром.
Из музыкальных инструментов Фрэнсис Форд Коппола выбрал духовой инструмент самого низкого регистра — тубу. Готовясь к музыкальной карьере, подросток довел игру до такого совершенства, что получил стипендию от военной академии Нью-Йорка.
Решающим в определении дальнейшей биографии Копполы стал просмотр немого кино советского режиссера Сергея Эйзенштейна «Октябрь: Десять дней, которые потрясли мир». Американца поразил не столько сюжет драмы, сколько искусство монтажа.
Вопреки воле отца, желавшего, чтобы сын стал инженером, 16-летний Фрэнсис углубился в изучение театрального искусства и драматургии. Коппола поступил в колледж Хофстра. Учился увлеченно, выиграл конкурс начинающих сценаристов и заслужил стипендию.
Но кинематограф победил увлечение театром: Фрэнсис Форд завершил образование в киношколе при Калифорнийском университете, выбрав режиссуру кино.
Фильмы Фрэнсиса Форда Копполы
Окончив киношколу, Фрэнсис Форд Коппола устроился ассистировать режиссеру Роджеру Уильяму Корману, снимавшему боевики и фильмы жанра хоррор. Первое задание маститого режиссера — сделать перевод диалогов советской научно-фантастической картины «Небо зовет» — ученик перевыполнил: он перевел на английский язык весь сценарий и превратил ленту в фильм ужасов.
Собственный дебют в кинокарьере Фрэнсиса Форда случился в 1963 году. На широкий экран вышла режиссерская работа Копполы — хоррор «Безумие-13», навеянный лентой Альфреда Хичкока «Психоз». Полнометражная картина не только окупила затраты в $ 40 тыс., но и стала культовой среди любителей ужасов.
В молодости дипломной работой режиссера в Калифорнийском университете стала картина «Ты теперь большой мальчик». Комедийная мелодрама принесла Копполе не только степень магистра изящных искусств, но и номинацию на «Золотую пальмовую ветвь», «Золотой глобус» и Премию гильдии сценаристов, ведь Коппола выступил и режиссером, и сценаристом проекта. Одна из актрис ленты, Джеральдин Пейдж, получила номинацию на «Оскар».
Мюзикл «Радуга Финиана» пополнил копилку постановщика второй номинацией на «Золотой глобус». Имя Копполы стало известным, внимание кинокритиков к молодому мастеру полного метра росло, у Фрэнсиса Форда отмечали авторский стиль.
Драма «Люди дождя», вышедшая в 1969 году, принесла будущему киноклассику приз международного кинофестиваля в испанском Сан-Себастьяне. Но первая статуэтка «Оскара» пришла к Фрэнсису Форду как к сценаристу военной драмы «Паттон» — в 1970-м талантливый 30-летний режиссер стал полноправным обитателем Голливудских холмов.
Вкус оглушительной славы Коппола почувствовал в начале 1970-х. На экраны вышел киношедевр, снятый на киностудии «Парамаунт» и ставший культовым, — эпичная гангстерская драма «Крестный отец», в которой главных героев сыграли Аль Пачино и Марлон Брандо. Премьера картины состоялась в 1972-м.
Со сборами, по разным оценкам, от $ 250 млн до $ 290 млн она стала самой прибыльной лентой года и оставалась самым кассовым хитом в истории, пока рекорд не побил фильм «Челюсти» в 1975-м.
Примечательно, что в списке кандидатов на режиссерское кресло «Крестного отца» Фрэнсис Форд был только 12-м. В назначении на этот пост главную роль сыграло его происхождение, ведь он был американским итальянцем. Именно Копполе фильм обязан выбором на главную роль известного непростым характером Марлона Брандо: режиссер долго уговаривал продюсеров, которые видели более предпочтительным кандидатом Лоуренса Оливье или Фрэнка Синатру.
Фильм принес своему создателю два «Оскара» и три «Золотых глобуса». Эпический рассказ о мафиозном клане пополнил золотой фонд голливудской киноиндустрии.
Если зрителей впечатлила захватывающая история, то критики оценили оригинальные художественные и технологические шаги, которые применил Коппола для создания максимальной реалистичности. Из новаторских идей можно отметить способ записи звука в культовой сцене свадьбы с саундтреком Нино Роты, а также игру света и тени для нагнетания драматизма и идентификации положительных и отрицательных персонажей — после выхода картины оператора Гордона Уиллиса назвали «принцем тьмы».
Через 9 месяцев Коппола «родил» новый бестселлер — вторую часть «Крестного отца», выступив режиссером, сценаристом и продюсером. В трех названных ипостасях мэтр получил «Оскар», а Стивен Кинг назвал эту картину лучшим фильмом в истории.
Финал 80-х ознаменовался выходом третьей части мафиозно-гангстерской саги «Крестный отец». На этот раз режиссер и сценарист не стал лауреатом главных кинопремий мира, но дважды попал в номинацию «Оскара» и трижды — «Золотого глобуса».
Культурное влияние трилогии неоспоримо. Она стала катализатором для создания множества других изображений американцев итальянского происхождения в роли гангстеров, самыми яркими из которых стали «Славные парни» Мартина Скорсезе и «Клан Сопрано» Дэвида Чейза.
В 1979 году состоялась премьера военной драмы «Апокалипсис сегодня». В проекте Фрэнсис Форд открыл еще одну грань таланта — как композитор. В Каннах мэтру снова вручили главную награду, в США добавили в копилку гениального мастера премии «Золотой глобус», BAFTA и три номинации на «Оскар».
В 1992 году Фрэнсис Форд Коппола экранизировал роман «Дракула», но акцент поставил на любовной линии истории, а не на хоррорной. Мэтр получил за работу две премии «Сатурн» и признание зрителей — в премьерный месяц картина заняла первое место в прокате США, обойдя «Назад в будущее – 2», суммарные сборы составили $ 215,9 млн.
В 1997-м классик снял юридическую драму «Благодетель» по одноименному роману Джона Гришэма. В картине он доверил главные роли Мэтту Дэймону и Дэнни Де Вито, но сборы в прокате едва оправдали 40-миллионный производственный бюджет.
В 2011-м мэтр выпустил малобюджетный фильм «Между», в котором сыграли Вэл Килмер, Брюс Дерн и Эль Фаннинг. Картина с успехом проехала по фестивалям — ее премьера состоялась на МКФ в Торонто. Лента получила смешанные отзывы, но, по мнению журнала Cahiers du cinéma, вошла в топ-3 лучших фильмов 2012 года. Россиянам проект запомнился приездом Копполы в Москву — режиссер принял участие в обсуждении своей работы в ток-шоу «Закрытый показ» на Первом канале.
Основные силы Фрэнсис Форд Коппола сосредоточил на продюсировании, поучаствовав в этом качестве в проектах «Львиное сердце», «Сонная Лощина» и фильмах дочери «Девственницы-самоубийцы» и «Трудности перевода».
Опрос Американского института кино, проведенный в конце 1990-х, показал, что «Крестный отец» вошел в топ-100 самых популярных кинопроектов столетия, заняв третью ступеньку. Опрос британского киноальманаха Sight and Sound в начале 2000-х отдал первенство военной драме «Апокалипсис сегодня», признав картину лучшей среди мировых фильмов с 1977-го по 2002-й.
Фрэнсис Форд Коппола появлялся на экранах и как актер. Это случилось в лентах «Юные гонщики», «Апокалипсис сегодня» и «Корсиканец». Получить роль у мэтра считали честью голливудские звезды первой величины Деннис Хоппер, Дайан Китон и Фредерик Форрест.
Личная жизнь
Свою личную жизнь Фрэнсис Форд устроил в ранней молодости, встретив любовь во время съемок картины «Безумие-13». Элеонора Джесси Нил была помощником арт-директора, а Коппола дебютировал как режиссер.
Пара начала встречаться, результатом чего стала незапланированная беременность. Элеонора думала отдать ребенка на усыновление, но Коппола сделал возлюбленной предложение — первенец пары Джан-Карло родился в семье. Позже жена родила мужу еще двоих детей — дочь Софию Копполу и сына Романа.
В начале супружеской жизни Элеонора сопровождала мужа на съемках и была задействована в его картинах, но позже нашла и собственную нишу в создании документальных фильмов.
22-летний старший сын, начавший работать в киноиндустрии, трагически погиб в морской аварии, катаясь на яхте. Роман Коппола стал сценаристом. Наибольшую известность приобрела единственная дочь мэтра: София сделала блестящую карьеру как актриса и режиссер.
Весной 2024 года супруга Фрэнсиса Элеонора ушла из жизни в своем доме в Резерфорде. Причину ее смерти близкие называть не стали.
Коппола ведет аккаунты в соцсетях, где выкладывает фото со съемочной площадки и анонсирует новые проекты.
Вино и бизнес Фрэнсиса Форда Копполы
На гонорар от фильма «Крестный отец» Коппола в середине 1970-х годов приобрел в долине округа Напа усадьбу и занялся виноделием.
На его виноградных плантациях растут элитные сорта ягод, а в погребах вызревает вино десяти сортов. Одному из них Фрэнсис Форд Коппола дал имя любимой дочери Софии.
У звезды есть сеть отелей, которые приносят ему стабильную прибыль.
Фрэнсис Форд Коппола сейчас
Сейчас Коппола продолжает режиссерскую карьеру. В 2024-м его фильмографию пополнил эпический научно-фантастический фильм «Мегалополис» По словам Фрэнсиса Форда, этот проект должен стать не только осуществлением давних планов, но и квинтэссенцией накопленного за карьеру опыта. В каст вошли такие звезды, как Адам Драйвер, Дастин Хоффман, Кейт Бланшетт и Мишель Пфайффер.
Идея о создании «эпопеи большого масштаба» пришла к режиссеру еще во время съемок ленты «Апокалипсис сегодня» в 1979-м, а работу над сценарием он начал в 1983-м. Реализация проекта о мегакатастрофе в Нью-Йорке не раз откладывалась из-за приоритета других картин, а также из-за теракта 11 сентября 2001-го. В 2023-м режиссеру даже пришлось продать часть своей винной империи, чтобы самостоятельно финансировать проект.
В документальную картину о закулисье съемок «Мегалополиса», созданную режиссером Майком Фиггисом, вошли интервью с Джорджем Лукасом, Мартином Скорсезе и Стивеном Спилбергом.
Осенью Фрэнсис обратился в суд, где ответчиком выступило издание Variete. Дело в том, что журналисты написали о «непрофессиональном» поведении режиссера во время производства фильма «Мегаполис» — якобы тот обнимал и приставал к актрисам массовки.
Фильмография
- 1963 — «Безумие-13»
- 1963 — «Страх»
- 1968 — «Радуга Финиана»
- 1969 — «Люди дождя»
- 1972 — «Крестный отец»
- 1974 — «Разговор»
- 1974 — «Крестный отец 2»
- 1979 — «Апокалипсис сегодня»
- 1983 — «Изгои»
- 1983 — «Бойцовая рыбка»
- 1984 — «Клуб «Коттон»»
- 1986 — «Пегги Сью вышла замуж»
- 1987 — «Сады камней»
- 1990 — «Крестный отец 3»
- 1992 — «Дракула»
- 2009 — «Тетро»
- 2011 — «Между»
- 2024 — «Мегалополис»
Интересные факты
- Фрэнсис Форд Коппола является дядей актеров Николаса Кейджа, настоящее имя которого Николас Ким Коппола, и Джейсона Шварцмана.
- На роль Копполы в картине «Фрэнсис и “Крестный отец”» режиссера Барри Левинсона выбрали Оскара Айзека.
- Слово «коппола» обозначает традиционную сицилийскую кепку.