Биография
Брайан Де Пальма признан одним из наиболее значимых режиссеров нового поколения. Поклонники с первых кадров его картин узнают неповторимый визуальный стиль, неизменно остающийся на высоте вне зависимости от общего качества проекта. В карьере режиссера случались как блокбастеры мирового уровня, так и провальные фильмы, однако влияние Де Пальмы на мировой кинематограф трудно переоценить.
Детство и юность
Брайан Расселл Де Пальма, младший из 3 детей в итальянской семье, родился 11 сентября 1940 года в Ньюарке, штат Нью-Джерси. Они часто переезжали, и ребенком Брайан успел пожить в Филадельфии, Пенсильвании и Нью-Гемпшире.
Отношения мальчика с отцом, хирургом-ортопедом, складывались плохо. Одно время Брайан даже следил за ним, чтобы уличить в супружеской неверности, — позже это повлияло на образ Питера Миллера из фильма «Бритва».
Во время учебы в старшей школе юноша был далек от кино — он увлекался компьютерной техникой и даже получил региональную научную премию за проект «Аналоговый компьютер для решения дифференциальных уравнений». Окончив школьное образование, Брайан поступил в Колумбийский университет на физический факультет, однако научная биография юноши завершилась, толком и не начавшись.
Фильмы Брайана Де Пальмы
Кино поразило Брайана во время учебы в университете — увидев «Гражданина Кейна» великого Орсона Уэлса, Де Пальма заболел идеей съемок. Получив степень бакалавра по физике, молодой человек продолжил образование в колледже Сары Лоуренс в качестве аспиранта, но уже на театральном факультете, откуда в 1964-м вышел со степенью магистра по этой дисциплине.
Фильмографию режиссер начал с короткого метра и документалистики. Короткометражная лента «Пробуждение Вотана» принесла ему несколько наград на кинофестивале Среднего Запада в 1963-м.
Знакомство с молодым Робертом Де Ниро привело к созданию кинокартины «Свадебная вечеринка». Этот фильм был снят в 1963 году, однако на экраны вышел спустя 6 лет, после того как Де Пальма приобрел достаточный вес в кинематографических кругах. Дебют Брайана интересен тем, что в работе он использовал приемы немого кино и джамп-кат в процессе монтажа.
Наиболее значимыми работами режиссера в 1960-е годы являются картины «Приветствия» и «Хай, мамаша!» с Робертом Де Ниро, тогда еще не достигшим всемирной популярности. Лента «Приветствия» была показана на 19-м Берлинском международном фестивале, где завоевала значимую награду — «Серебряного медведя». Примечательно, что в этом проекте Де Пальма появился на экране в эпизодической роли, но в титрах это не указано.
В 1970 году 30-летний режиссер начал пробовать себя в Голливуде. Первой работой Брайана стал фильм «Надо знать, где твой кролик», однако впоследствии он был уволен с режиссерской должности из-за разногласий с коллегами по площадке.
После неудачного опыта Де Пальма создал несколько независимых фильмов, включая свой первый триллер «Сестры», спустя годы ставший культовым. Вдохновением для ленты о сиамских близнецах режиссеру послужила история советских сестер Маши и Даши Кривошляповых, а сам проект снят под сильным влиянием творчества Альфреда Хичкока — Брайан даже уговорил «хичкоковского» композитора Бернарда Херрманна написать музыку к картине.
В 1976-м на экраны вышел еще один психологический триллер Де Пальмы «Наваждение», получивший номинацию на «Оскар» за лучшую музыку к фильму и коммерческий успех в прокате, хотя критики оставляли нелестные отзывы.
Но гораздо большее значение для кинематографа, а также современной литературы имел созданный Брайаном в том же году фильм «Кэрри». Основой для картины стал роман «Кэрри» начинающего в то время писателя Стивена Кинга. Первое полноценное произведение «короля ужасов» вышло 2 годами ранее и не снискало особенного успеха ни у читателей, ни у критиков. Однако эффект, произведенный хоррором Де Пальмы, пробудил интерес к творчеству писателя и дал толчок его дальнейшей карьере, а книга стала бестселлером.
Интересно, что кастинг «Кэрри» совпал с кастингом «Звездных войн» Джорджа Лукаса, поэтому актеры, отвергнутые одним режиссером, часто отправлялись к другому, и происходил своеобразный «взаимообмен» претендентами на роли. Примечательно также, что Брайан вызвался поработать над вступительным текстом к картине Лукаса, посчитав, что тот был плохо написан.
Одобрительная реакция критиков, две номинации на «Оскар» и коммерческий успех «Кэрри» (сборы составили $ 33,8 млн при бюджете в $ 1,8 млн) позволили Де Пальме вернуться к интересующим его проектам. Вдохновленный еще в молодости романом «Человек без лица» Альфреда Бестера, предтечей жанра киберпанк, Брайан в 1978 году снял научно-фантастический триллер «Ярость» с Кирком Дугласом в главной роли. Сейчас фильм считается знаковым для кинематографа, а Стивен Кинг внес его в список наиболее значимых произведений жанра с 1950-х по 1980-е годы.
Следующее десятилетие прошло у режиссера под знаком гангстерских фильмов. Среди работ этого периода особенно можно выделить картины «Лицо со шрамом» с Аль Пачино и «Прокол» с Джоном Траволтой. За эти работы, надолго задавшие тон лентам аналогичной тематики, участники съемочного процесса получили множество наград и номинаций на престижные кинематографические премии.
Несмотря на двоякий прием критиками (от восторга до отторжения), у публики мрачные картины о жестких криминальных реалиях неизменно вызывали восторг, что обеспечивало лентам хорошие кассовые сборы.
В 1990-х и 2000-х годах Де Пальма попробовал вернуться к жанрам триллера и научной фантастики. Результаты оказались неоднозначными: какие-то ленты «выстрелили», как, например, «Миссия невыполнима», а другие ожидал полный провал. Впрочем, фильму «Роковая женщина» 2002 года с Ребеккой Ромейн и Антонио Бандерасом неудачный прокат не помешал в дальнейшем стать культовой картиной среди киноманов.
В 2007-м с треском провалился фильм Брайана «Без цензуры», посвященный зверствам американских солдат во время войны в Ираке. Картина получила «Серебряного льва» за лучшую режиссуру на Венецианском кинофестивале, но критики восприняли фильм в штыки, режиссера неоднократно обвиняли в необъективности и предоставлении ложных фактов.
Картина имела скромный бюджет в $ 5 млн, но из-за ограниченного проката едва отбила $ 1 млн. Кроме того, в 2011 году албанец Арид Ука застрелил в аэропорту Франкфурта двух американских летчиков, заявив, что сделал это под впечатлением нарезки из проекта, хотя просмотренный им на «Ютьюбе» клип был смонтирован не из кинохроники.
В 2012 году вышла еще одна скандальная лента Де Пальмы — «Страсть». Эротический триллер был высоко оценен на 69-м Венецианском кинофестивале и претендовал на «Золотого льва», однако удостоился преимущественно негативной реакции критиков. В итоге картина провалилась в прокате, собрав меньше $ 1,5 млн при бюджете в $ 30 млн.
Еще более скромная театральная касса ($ 0,3 млн) оказалась у триллера «Домино» (2019) со звездами «Игры престолов» Николаем Костером-Вальдау и Кэрис ван Хаутен. В интервью Брайан негативно высказался о своем первом опыте работе с датскими продюсерами, упомянув ужасную съемочную площадку, проблемы с финансированием картины и задержки зарплаты.
Личная жизнь
Личная жизнь Брайана протекала не менее бурно, чем творческая, — Де Пальма был женат трижды и имеет 2 детей. Первой женой режиссера стала актриса Нэнси Аллен, брак с которой продлился с 1979 по 1983 годы. Примечательно, что специально для супруги Брайан написал роль девушки по вызову в картине «Бритва» (1980).
Через 8 лет после развода мужчина женился повторно на продюсере Гейл Энн Хёрд. От этого союза, просуществовавшего 2 года, у режиссера в 1991-м родилась дочь Лолита Де Пальма.
Третий брак с актрисой Дарнелл Грегорио – Де Пальмой также продержался 2 года и подарил Брайану вторую дочь Пайпер, родившуюся в 1996 году. Она, как и отец, увлечена киноиндустрией и пробует себя в качестве актрисы, режиссера и сценариста.
Брайан Де Пальма сейчас
Брайан Де Пальма давно получил статус легенды и живого классика. Новых фильмов постановщика в последние годы не выходило, зато он проявил себя на литературной ниве. В 2020-м мир увидел дебютный роман знаменитого режиссера Les serpents sont-ils nécessaires?, написанный в соавторстве со Сьюзен Леман. Литературный дуэт продолжил работу, но вторая книга еще не опубликована.
В 2023-м Де Пальма вошел в число номинантов в Зал славы Нью-Джерси в категории «Исполнительское искусство и развлечения».
Фильмография
- 1968 — «Убийство а ля Мод»
- 1968 — «Приветствия»
- 1970 — «Хай, мамаша!»
- 1972 — «Сестры»
- 1976 — «Наваждение»
- 1976 — «Кэрри»
- 1978 — «Ярость»
- 1980 — «Бритва»
- 1981 — «Прокол»
- 1983 — «Лицо со шрамом»
- 1987 — «Неприкасаемые»
- 1996 — «Миссия: невыполнима»
- 2002 — «Роковая женщина»
- 2007 — «Без цензуры»
- 2012 — «Страсть»
- 2019 — «Домино»
Интересные факты
- Брайан — большой поклонник Брюса Спрингстина и выступил режиссером музыкального клипа на его песню «Танцуя в темноте» (1984).
- Де Пальма мог быть режиссером таких хитов, как «Сицилиец», «Роковое влечение» и «Список Шиндлера», но отказался от проектов.
- Старший брат режиссера Барт Де Пальма снялся у Брайана в нескольких фильмах и профессионально занимается фото.