Биография
Фильмография Мишеля Пикколи насчитывает свыше 200 картин, причем актер почти не снимался в сериалах и лишь однажды согласился сыграть в голливудской ленте (в «Топазе» Альфреда Хичкока). Излюбленным амплуа артиста был интеллигент с двойным дном, в котором под маской добропорядочности скрывается извращенец или преступник, однако Мишель был способен воплотить любой режиссерский замысел, появиться на экране обнаженным или перевоплотиться в пожилую даму.
Детство и юность
Будущий кавалер ордена Почетного легиона появился на свет 27 декабря 1925 года в Париже в семье выходца из итальянской Швейцарии Анри Пикколи, игравшего на струнных смычковых инструментах. Мать Мишеля, пианистка Марсель Эксперт-Безансон, приходилась дочерью промышленнику Шарлю Эксперту-Безансону, в 1902 году обвиненному в ядовитости выпускаемой его предприятием продукции — свинцовых белил. Противопоставляя себя деду-фабриканту, актер с молодости придерживался левых взглядов, к которым во второй половине жизни добавился экоактивизм.
Мать и отец завели Мишеля после смерти сына-первенца, и статус ребенка-заменителя омрачил детство артиста. Отрочество Пикколи провел в закрытых пансионах, где чувствовал себя очень одиноким. Сын музыкантов отличался застенчивостью и, столкнувшись с необходимостью дебютировать на сцене в школьной постановке, упал в обморок.
Чтобы преодолеть природную особенность, которую он считал пороком, парень решил связать биографию с актерским ремеслом. Азы искусства лицедея юноша получил у Андре Бауэра-Теро, а затем на парижских курсах драматического мастерства Рене Симона.
Фильмы
В годы войны молодой актер снялся в паре фильмов, играя эпизодических персонажей. Первая большая роль досталась Пикколи в детективе 1949 года «Духи дамы в черном». В 1955-м француз засветился в пропагандистском фильме Германской Демократической Республики «Эрнст Тельман — вождь своего класса», в котором Фриц Диц дебютировал на экране в роли Адольфа Гитлера.
Всемирная известность пришла к Мишелю в возрасте 31 года после премьеры приключенческой драмы Луиса Бунюэля «Смерть в этом саду», где партнерами Пикколи стали Симона Синьоре и Жорж Маршаль. Интересно, что объявление о кастинге в фильм, на которое откликнулся некогда застенчивый сын музыкантов, гласило «Требуется 45-летний толстячок».
Окончательно Пикколи причислили к когорте лучших французских актеров в первой половине 60-х годов после выхода картин того же Бунюэля «Дневник горничной» и Жана-Люка Годара «Презрение». В «Дневнике..» партнершей Мишеля стала Жанна Моро, а в экранизации романа Альберто Моравиа — Брижит Бардо. В двух фильмах, вышедших почти одновременно, — «Девушки из Рошфора» и «Дневная красавица» — Пикколи снялся вместе с Катрин Денёв.
Картина итальянца Марко Феррери «Диллинджер мертв», вышедшая в 1969 году, где персонаж Мишеля изменил жене с горничной, в которую перевоплотилась Анни Жирардо, удостоилась приза МКФ в Венеции. Название фильма отсылало зрителей к биографии американского грабителя банков Джонни Диллинджера.
Тот же режиссер снял уроженца Парижа в своей самой известной ленте «Большая жратва», удостоенной приза ФИПРЕССИ Каннского кинофестиваля. В квартет персонажей-гурманов, собравшихся на кулинарно-порнографическую оргию, постановщик привлек кроме Пикколи Филиппа Нуаре, Марчелло Мастроянни и Уго Тоньяцци, причем имена героев совпадали с именами исполнителей. Еще одного Мишеля сын музыкантов сыграл в фильме Феррери «Последняя женщина», вышедшем на экраны в 1976 году.
Почти одновременно с «Большой жратвой» состоялись премьеры еще двух значимых лент с Пикколи в главных ролях: «Скромное обаяние буржуазии» Бунюэля, удостоенная в 1972-м премии «Оскар» как лучший иностранный фильм, и триллер Клода Шаброля «Кровавая свадьба». В обеих картинах снималась Стефан Одран.
Актеру везло на привлекательных партнерш. Так, с Роми Шнайдер Пикколи снимался в таких разноплановых лентах, как «Воровка», «Мелочи жизни», «Мадо» и «Прохожая из Сан-Суси», с Миу-Миу — в картинах «Он хотел жить» и «Милу в мае», а с Жюльет Бинош — в фильмах 1986 года «Дурная кровь» и «Мой зять убил мою сестру».
Примерами сотрудничества Мишеля с телевидением являются мини-сериал «Доктор Тейран», в котором он исполнил заглавную роль, и телеспектакль Питера Брука, где перевоплотился в брата Любови Раневской — Леонида Гаева.
В фильме Аньес Варды «Сто и одна ночь Симона Синема» Пикколи олицетворял образ кинематографа, отмечавшего в год выхода ленты 100-летний юбилей. В жанре «Кино о кино» сняты и поздние ленты с участием Мишеля: «Актеры» Бертрана Блие и альманах «У каждого свое кино», в котором 82-летний француз перевоплотился в Никиту Хрущева.
Личная жизнь
Мишель был не только талантливым лицедеем, но и видным мужчиной, при росте 182 см весившим 80 кг. Первая жена Пикколи — уроженка Базеля актриса Элеонора Хирт — была на 6 лет старше актера. Хотя коллега подарила Мишелю дочь Анну-Корделию, брак артистов распался в 1965 году. Через год после развода мужчина женился на актрисе и певице Жюльетт Греко.
С 1978 года личная жизнь знаменитости была связана с дочерью богатых землевладельцев сценаристкой Людивин Клер, вместе с которой Мишель усыновил двух детей польского происхождения.
Смерть
Мишель Пикколи скончался 12 мая 2020 года в своем особняке, расположенном в нормандском департаменте Эр. Причиной смерти прославленного актера стал инсульт.
Фильмография
- 1964 — «Дневник горничной»
- 1967 — «Девушки из Рошфора»
- 1967 — «Дневная красавица»
- 1969 — «Диллинджер мёртв»
- 1970 — «Мелочи жизни»
- 1973 — «Большая жратва»
- 1974 — «Венсан, Франсуа, Поль и другие»
- 1974 — «Призрак свободы»
- 1982 — «Прохожая из Сан-Суси»
- 1982 — «Страсть»
- 1982 — «Шпион, встань»
- 1984 — «Диагональ слона»
- 1990 — «Милу в мае»
- 1995 — «Сто и одна ночь Симона Синема»
- 1996 — «Безрассудный Бомарше»
- 2000 — «Актеры»
- 2007 — «У каждого своё кино»
- 2008 — «Пыль времени»
Интересные факты
- Мать актера прожила 98 лет, первая жена Мишеля — 97, а вторая — 93 года.
- Пикколи редко играл в театральных и киноверсиях произведений русскоязычных авторов. Однако дебют актера на сцене состоялся в 1945 году в спектакле по пьесе Леонида Леонова «Вторжение», поставленном в театре «Карфур» («Перекресток»), который сейчас называется «Буфф-дю-Нор». В 2003-м 78-летний Пикколи сыграл в драме «Малышка Лили», снятой по мотивам «Чайки» Антона Чехова.
- Фотокадр с Пикколи из годаровского «Презрения» навсегда вошел в иконографию кино и стал основой постера Каннского фестиваля.
- У Мишеля Пикколи нет могилы. После кремации прах звезды французского кино развеяли над семейным поместьем.