Биография
Императрица «кинематографа для мозгов» Жанна Моро прожила долгую и насыщенную жизнь. Актриса снималась тогда, когда сверстницы либо прозябали в забытьи, либо радовались редким приглашениям на роли комических старух. Всего в активе «великой Жанны» почти 150 кинообразов.
Детство и юность
Жанна Моро появилась на свет в обеспеченной парижской семье зимой 1928 года. Мать была успешной танцовщицей, а отец – преуспевающим ресторатором и владельцем гостиниц. Благополучная жизнь закончилась с началом немецкой оккупации, папа девочки разорился, а мама пережила арест и, по-видимому, предательство мужа: сразу после войны женщина вернулась в родную Англию, забрав сестру Жанны – Мишель.
Учиться будущая актриса не любила, зато обожала читать и смотреть театральные постановки, чем вызывала недовольство отца. В юности Моро то мечтала пойти по стопам матери, то грезила о карьере скрипачки, то собиралась уйти в монахини.
Закончив парижскую консерваторию, девушка в 19 лет стала самой юной штатной актрисой в театре «Комедии франсез». Первая роль Жанны на легендарных подмостках - Верочка в тургеневском «Месяце в деревне».
Через 4 года восходящую звезду переманили в другой столичный театр, что было расценено как нарушение контракта и привело к судебному разбирательству. Весной 1957 года на Жанну обратил внимание и пригласил участвовать в полнометражном кинодебюте «Лифт на эшафот» молодой режиссер Луи Маль. Это стало первым значительным успехом Моро на большом экране, хотя она до этого уже 8 лет периодически снималась в кино (в частности, играла в фильме «Королева Марго»).
Фильмы
Обширная фильмография легенды французского кино включает комедии («Екатерина Великая») и триллеры («Невеста была в черном»), драмы («Любовники», «Жюль и Джим») и приключенческие ленты («Вива, Мария»). Однако великая актриса умела исполнять и бессюжетные роли.
Так, в «Лифте на эшафот» героиня Моро, казалось бы, «просто ходит по Парижу», но на нее зритель смотрит с не меньшим вниманием, чем на мужских персонажей, участвующих в криминальных действиях. Неслучайно Жанна стала идолом кинематографа «новой волны».
Участие Моро преимущественно в нежанровых, интеллектуальных фильмах, почти не закупавшихся чиновниками Госкино, привело к тому, что в Советском Союзе актриса была менее известна, чем ее великие напарники-мужчины - Жан-Поль Бельмондо («7 дней, 7 ночей»), Жерар Депардье («Вальсирующие»), Марчелло Мастроянни («Ночь»), Ален Делон («Месье Клейн»).
Однако и на родине путь Жанны не всегда устилали розы: в молодости артистку считали недостаточно хорошо выглядящей на фото («у нее чрезмерно мелкие уши и избыточно полные губы!» - возмущался один американский критик) и не слишком сексуальной, а потом ругали за откровенные сцены.
Впрочем, Моро никогда «не торговала телом». Показателен такой случай: на съемках «Вива, Мария!» Жанна пересеклась с другой звездой – Брижит Бардо, которая, чтобы привлечь внимание публики, скопившейся у трейлера Моро, вышла к репортерам в костюме Евы.
Пика популярности карьера Жанны достигла в 60-70-е годы, когда актриса ежегодно снималась в 3-4 проектах. За более чем 60-летнее служение кинематографу Моро сотрудничала с такими режиссерами, как Франсуа Трюффо и Микеланджело Антониони, Луис Бунюэль и Бертран Блие, Вендерс и Фасбиндер. Успела поработать актриса с Люком Бессоном («Никита») и Рустамом Хамдамовым («Анна Карамазофф»).
Актриса сожалела, что не снялась в шедевре Стэнли Кубрика «Спартак», поскольку была занята в очередном проекте Луи Маля и в фильмах Бергмана (это случилось из-за незнания английского языка).
Хотя Моро в интервью «Комсомольской правде» утверждала, что считает отвратительной идеей исполнять в кино саму себя, в ее биографии имел место такой случай – в 2005 году артистка сыграла камео в короткометражной ленте «Автограмма».
Помимо артистической деятельности, Жанна Моро выступала как режиссер, педагог и автор сценариев. Французское телевидение записало цикл просветительских передач с участием актрисы. Творческий путь символа интеллектуального кино увенчан наградами. Актриса – неоднократный призер фестивалей в Каннах и Берлине, обладательница премий имени Станиславского, «Сезар» и BAFTA. В 1998 году Моро получила почетный «Оскар».
Личная жизнь
В личной жизни артистка и в старости вела себя как юная проказница – любила крепкое словцо и не выпускала сигарету из рук. Многолетняя дружба связывала Моро с писателями Андре Жидом, Теннеси Уильямсом и Генри Миллером. Роман с модельером Пьером Карденом со временем перерос в творческое сотрудничество.
Несмотря на множество любовных историй (так, Моро разрушила союз режиссера Тони Ричардсона с Ванессой Редгрейв, которая была моложе Жанны почти на десятилетие), в официальный брак актриса вступала дважды.
Первым мужем звезды стал режиссер Жан-Луи Ришар (сын Моро от этого союза Жером преуспел в изобразительной деятельности). Второй законный супруг – Уильям Фридкин. Своими детьми артистка считала ленты, в которых снималась, единственными стоящими вещами в жизни – любовь и творческий труд, а страстью всей жизни – Луи Маля.
Смерть
Смерть, унесшая так много товарищей Жанны, настигла Моро в 2017 году. Тело нашла служанка, пришедшая утром в квартиру знаменитости. Возраст Моро позволяет предполагать естественные причины смерти.
Фильмография
- 1949 – «Последняя любовь»
- 1954 – «Королева Марго»
- 1957 – «Лифт на эшафот»
- 1958 – «Любовники»
- 1959 – «Опасные связи – 1960»
- 1960 – «7 дней, 7 ночей»
- 1961 – «Ночь»
- 1962 – «Жюль и Джим»
- 1964 – «Мата Хари»
- 1964 – «Дневник горничной»
- 1965 – «Вива, Мария!»
- 1968 – «Невеста была в черном»
- 1968 – «Екатерина Великая»
- 1973 – «Вальсирующие»
- 1976 – «Месье Клейн»
- 1990 – «Никита»
- 1991 – «Анна Карамазофф»
- 1999 – «Бальзак»
- 2005 – «Проклятые короли»
- 2005 – «Время прощания»
- 2011 – «Прощальный букет»