Биография
Американский писатель, снискавший славу скандального повествователя эротических сцен и автобиографичных пороков. Проблема биографии Генри Миллера – это хитросплетение цепочки романтических отношений и влюбленностей писателя, нашедших отражение и в творчестве.
Детство и юность
В семье немецких эмигрантов Миллеров в Нью-Йорке 26 декабря 1891 года родился сын, которого супруги назвали, как и отца, Генри. Вскоре после этого семья переехала в Бруклин, и мальчик рос на колоритных улицах, наполненных разношерстным народом.
Глава семьи владел ателье по пошиву мужской одежды, и в средствах Миллеры не нуждались. Кроме Генри, у супругов родилась младшая дочь Лоретта, страдающая слабоумием. После смерти родителей повзрослевший старший брат заботился о больной остаток жизни.
С детства будущий писатель обладал талантом притягивать к себе людей и заводить с дружбу с самыми разными личностями. Общительный, открытый и обаятельный – неизменно становился душой компании. Блестящий прозаик в будущем, мальчик уже в детстве слыл искусным рассказчиком.
Окончив среднюю школу, в 1990 году юноша поступил в Нью-Йоркский муниципальный колледж. Обучение длилось всего пару месяцев. Не восприняв методов преподавания, Миллер бросил гранит науки. Не нашел он призвания и в продолжении швейного дела отца.
А вскоре юный искатель приключений уехал в Нью-Йорк, где устроился на первое место работы в «Атлас Портлэнд Симэнт Компани». А еще пылкий юноша влюбился в женщину, старше его на 15 лет. Позже писатель признается, что разница в возрасте угнетала. Вскоре неукротимый молодой человек сбежал от возлюбленной в Калифорнию, где работал разнорабочим цитрусовых плантаций.
Этот период станет для Генри временем поиска самого себя и жизненного призвания. Список мест работы и должностей, на которых он пробовал силы, получился очень внушительным и разносторонним – от спортивного инструктора до могильщика.
После лекции Эммы Гольдман, которую Генри посетил в Калифорнии, юноше открывается новый мир философии Кропоткина и Ницше. Постепенно метания приводят Миллера к тому, что в возрасте 25 лет молодой человек решает стать писателем, не имея на тот момент никакого опыта в литературе.
Литература
Произведения автора стали скандальным новаторством в литературе послевоенного периода. Книги писателя десятки лет находились под запретом, цензура лютовала в судебных тяжбах. Прозаики не рисковали так откровенно и без прикрас рассказывать о любви, плотских наслаждениях и поисках себя. Критики видели в романах Миллера только чернуху и распущенность.
Между тем книги Миллера - автобиографичные и тесно связаны с его жизненными наблюдениями и опытом. Философичность и интеллектуальность прозы, живописные зарисовки городов – вот то, что действительно отличает произведения американского писателя. Преодолев судебные разбирательства и появившись на полках книжных магазинов, романы получили неимоверную популярность и печатались миллионными экземплярами.
Нашумевшей трилогией стал цикл из трех романов - «Тропик рака», «Тропик Козерога» и «Черная весна». Книги раскрывают периоды жизни и становления писателя. Так, в «Тропике Рака» повествуется о выходце из семьи бруклинских эмигрантов, не сумевшем принять вульгарный быт.
Его мечтой стало написание книги. Животные инстинкты уживаются в герое со стремлением к прекрасному и духовному. Продолжение и развитие идея героя, совмещающего несовместимые черты, находит в «Тропике Козерога».
Последняя часть трилогии несколько отличается от шокирующих и эпатажных предшественниц. Это роман об одиночестве и о тщетных попытках вырваться из него. Сюжет наполнен печалью и философскими размышлениями автора.
Однако самым скандальным произведением Миллера называют роман «Под крышами Парижа». С иронией автор описывает ночную жизнь столицы Франции 30-х годов, со всеми подробностями свободы любви в ритме свинга. Книга названа Норманом Мейлером лучшим эротическим романом.
На закате жизни Миллер оставляет писательскую карьеру и отдает себя живописи. Работы американского бунтаря выполнены исключительно акварелью и стоят тысячи долларов. При жизни создатель полотен не продавал, а только дарил всем желающим.
Личная жизнь
Влюбчивый, пылкий, необузданный – неудивительно, что романы, в основе сюжета которых жизненный опыт писателя, выходили такими яркими. Насыщенная история отношений Миллера с женщинами наполнила красками описание любви и страсти героев романов.
Первый непродолжительный брак заключен молодым мужчиной в 1917 году. Избранницей стала пианистка из Бруклина - Беатрис Сильвас Уикенс. В этом браке появился и первый ребенок писателя – Барбара. Семье не суждено было долгое существование.
В 1924 году Миллер знакомится с Джун Эдит Смит, которая стала не просто второй женой, но и женщиной, полностью изменившей мир Генри и оставшейся музой на всю его жизнь. Именно Джун настояла на том, что супруг обязан оставить ежедневную работу и посвятить себя творчеству. Бремя по зарабатыванию денег легло на ее хрупкие плечи. Впрочем, в финансах Миллер никогда не был силен.
Джун оставалась ярой сторонницей свободных отношений. В 1926 году у нее начался бурный роман с Джин Кронски, которая поселилась совместно с супругами. Генри яростно ревновал и не переносил любовницу своей музы, но был вынужден терпеть ее присутствие. Позже богатый поклонник жены финансирует издательство книг Миллера, полагая, что автором произведений является Джун.
В 1930 году Джун отправляет супруга в Париж, считая, что там идеальное место для развития творчества, а Америка душит талант автора. Первое время писатель тоскует по своей Джун, а потом в его жизни появляется загадочная Анаис Нин. Необычная, неземная женщина очаровала писателя. Анаис производила на мужчин чарующее влияние – ее интуиция, интеллект и колдовское обаяние не оставляли равнодушными.
Но Миллер никогда не забывал Джун. Он даже познакомил двух женщин, когда Смит навещала его в Париже. От этой встречи стоило ожидать многого, но только не того, что произошло в действительности. Джун очаровала Анаис, практически соблазнила ее, но до близости дело так и не дошло. Об этом откровенно писала сама Нин в дневнике, получившем мировую известность. В 1934 году Джун сама попросила супруга о разводе, но навсегда осталась в его сердце. Судьба развела Генри и с Анаис. Будучи замужней дамой, женщина покинула Париж.
После войны не представляющий себя без любви Генри женился на молодой женщине Джанине Лепске, подарившей супругу двоих детей. Позже супруга покинет мужа, оставив его с детьми. Кстати, Миллер окажется любящим и заботливым отцом, готовым посвятить всего себя детям.
Следующей женой стала поклонница таланта писателя Ева Маклур. Генри не смущала разница в возрасте почти в тридцать лет. Собираясь на кинофестиваль в Каннах, писатель поинтересовался разрешением жены взять с собой другую женщину. Та не высказалась против, но подала на развод.
Последней дамой сердца и супругой писателя стала японка Хоки Токуда. Миллер увидел певицу в Беверли-Хиллз, когда той не исполнилось и 30 лет. Генри приходил на каждое выступление, с упорством предлагая руку и сердце. А Хоки также упорно отказывала. Но в конечном итоге Миллер сломил сопротивление юной возлюбленной.
Брак продолжался 11 лет. Как делилась с прессой Хоки, отношения оставались платоническими, но дарили супругам нечто большее – понимание, доверие и поддержку. Девушка не знакомилась с творчеством знаменитого мужа. По признанию японки, она не открыла ни одного романа Генри. Страстью пары стал пинг-понг.
Последней избранницей любвеобильного прозаика осталась юная Бренда Венус. Девушка считалась начинающей актрисой. Не попав на семинар Миллера, Бренда отправила лектору письмо, приложив фотографии. Ценитель женской красоты тут же ответил девушке, и завязался роман. По сути отношения ограничивались перепиской и носили платонический характер. 1500 писем, отправленные Миллером последней возлюбленной, позже опубликованы.
Смерть
Генри Миллер прожил полную женщин, страсти и любви жизнь.
На закате лет писатель встретился с Анаис Нин. В 1976 году к умирающей женщине в палату въехал на инвалидном кресле друг и любимый страстной юности. Нин благодарила Генри за визит, но тот печально ответил, что он не посетитель, а пациент. В 1977 году Нин не стало.
А 7 июня 1980 года в возрасте 88 лет пылкий писатель-антиморалист поколения тихо угас в Пасифик Палисейдс в Калифорнии.
Произведения писателя по сей день продолжают издаваться по всему миру, выходят экранизации произведений с участием звезд кино.
Библиография
- 1934 – «Тропик Рака»
- 1936 – «Черная весна»
- 1939 – «Тропик Козерога»
- 1941 – «Под крышами Парижа»
- 1941 – «Мудрость сердца»
- 1949 – «Сексус»
- 1953 – «Плексус»
- 1960 – «Нексус»