Биография
Ингмар Бергман – всемирно признанный режиссер театра и кинематографа, «флагман» авторского кино, сценарист и писатель, при жизни ставший классиком. А еще Бергман – блестящий продюсер, оператор и актер. Его картины – достояние мирового кинематографа.
На счету мастера более 60 художественных и документальных фильмов и свыше 170 спектаклей, поставленных на подмостках 30 театров Европы.
В копилке шведской звезды 3 «Оскара», 6 номинаций на статуэтку и полсотни других престижных наград и премий мировой киноиндустрии. Имя скандинавского мэтра ставят в один ряд с гениальными Луисом Бунюэлем, Акирой Куросавой и Федерико Феллини.
Детство и юность
Родился будущий мэтр авторского кино летом 1918 года в старинном шведском городе Упсала в 70 км от Стокгольма. Вырос в семье лютеранского пастора и медицинской сестры. Дети – Даг, Ингмар и дочь Маргарета - воспитывались в строгости и подвергались телесным наказаниям.
Интерес к кинематографу и театральному искусству у Ингмара проявился в 9 лет. На Рождество старший брат получил в подарок кинопроектор с керосиновой лампой. «Волшебный фонарь», как называли изобретение, вызвал у юного Бергмана острый интерес. Мальчик так мечтал его заполучить, что предложил Дагу обмен: дорогую сердцу коллекцию оловянных солдатиков.
Эксперименты с «волшебным фонарем» положили начало творческой биографии будущего режиссера. На смытой пленке дядя помогал мальчику рисовать фигурки, которые Ингмар с помощью бокс-камеры проецировал на поверхность. Так появились первые фильмы великого Бергмана – мультипликационные.
В 12 лет подросток впервые прикоснулся к магии настоящего театра: на подмостках ставили пьесу знаменитого соотечественника – Августа Стриндберга. Мальчику позволили находиться во время спектакля за сценой, и он, затаив дыхание, наблюдал за актерами, игравшими в «Игре снов».
Единственным развлечением и занятием Ингмара Бергмана с тех пор стали опыты с проектором и самодельным театром. Парень экспериментировал с освещением, декорациями, придумывал новые постановки и варианты театров. В 16 лет Бергман на полтора месяца отправился в Германию по программе обмена. Ингмар познакомился с ровесником – членом Гитлерюгенда – и увлекся идеями НСДАП.
В 1937-м 19-летний швед стал студентом колледжа в Стокгольме. Но основным предметам – литературе и истории искусства – Ингмар посвящал минимум времени: он пропадал в молодежном театре, игра в котором стала главным увлечением. Домашние скандалы из-за пропусков занятий в колледже стали причиной ухода Ингмара из родительского дома.
Вскоре Бергман окончательно оставил учебу, устроился театральным реквизитором и отправился в турне. Спектакль оказался провальным, театр прекратил существование и реквизитор оказался не у дел. Вскоре Ингмар Бергман, оставшийся без копейки денег, устроился в оперном театре: нашлось место ассистента режиссера. В свободное от работы время он написал первые пьесы.
Фильмы
Путь Бергмана к триумфу начался в 1940-х. Пьесу молодого драматурга поставили в студенческом театре. Премьера оказалась успешной – о ней написали в популярном ежедневном таблоиде. Но главное - спектакль привлек внимание директора киностудии Андерса Дюмлинга. Ингмара пригласили в киностудию, доверив редактировать чужие сценарии и писать свои.
Воспоминания о школе навеяли Ингмару Бергману сценарий с говорящим названием «Травля», который попал в поле зрения основоположника шведского киноискусства Виктора Шестрема. Вскоре состоялась премьера фильма, получившего теплый прием зрителей и кинокритиков на родине, в странах Скандинавии и Америке.
В 1946-м состоялся режиссерский дебют Ингмара Бергмана – драма «Кризис». Картина провалилась в прокате, но режиссер быстро реабилитировался: в том же году зрители увидели мелодраму «Дождь над нашей любовью», которая имела громкий успех. Ингмар Бергман, осенью 1946-го приступивший к работе в муниципальном театре Гетеборга, мечтал и дальше снимать фильмы по своим сценариям, но продюсеров Бергман интересовал лишь как сценарист.
В 1947 году шведскому режиссеру удалось снять четвертую картину по своему сценарию – драму об ослепшем пианисте «Музыка в темноте». Фильм попал в номинацию главного приза кинофестиваля в Венеции и получил коммерческий успех. Первым авторским фильмом Бергмана называют черно-белую драму «Тюрьма», премьера которой состоялась весной 1949 года.
1950-е мастер открыл кинодрамой «Летняя интерлюдия», которую позже назвал важнейшей в фильмографии. Кинокритики и зрители тепло приняли картину. После некоторого затишья, обусловленного протестом шведских киностудий против жесткой налоговой политики в стране, Ингмар Бергман возобновил съемки. В середине 1950-х на экраны вышла комедийная лента «Улыбки летней ночи», не имевшая успеха у шведских зрителей, зато получившая приз в Каннах.
В 1957 году Ингмар Бергман подарил поклонникам картину, вошедшую в «золотой фонд» мирового кинематографа – драму «Седьмая печать». Картина снята в рекордные сроки – за 35 дней – во дворе киностудии. Режиссеру вручили специальный приз Каннского фестиваля.
Бергман снимает фильмы и продолжает ставить спектакли. Под занавес 1957 года режиссер представил театральной публике постановку «Мизантроп», ставшую главным событием 1950-х для театральной Швеции. В том же году презентовал новый кинохит – «Земляничная поляна», последний фильм для актера и режиссера Виктора Шестрема.
1960-е мастер открыл картиной «Девичий источник», которую назвал «убогим подражанием Куросаве». Но кинокритики придерживались иной точки зрения: драма получила «Оскар».
В 1961, 1962 и 1963 годах вышло три кинодрамы Бергмана, составившие «трилогию веры»: «Сквозь тусклое стекло», «Причастие» и «Молчание». Первый фильм принес мэтру второй «Оскар» и номинацию на «Золотого медведя». Третья картина имела успех со скандальным привкусом: в ней слишком много откровенных сцен. Шквал негодования вылился в угрозы режиссеру и семье, но принес оглушительную популярность.
В середине 1960-х зрители увидели новый шедевр мастера – камерную драму «Персона», в главных ролях которой снялись Биби Андерссон и Лив Ульман. Проект осыпали наградами, а со временем фильм стал наиболее обсуждаемой работой мэтра. Яркую черту под 1960-ми Ингмар Бергман подвел черно-белой антивоенной драмой «Стыд» и единственным фильмом в жанре триллера «Час волка».
1970-е ознаменовались четырьмя проектами, позже ставшими классикой мирового кинематографа. На экраны вышла психологическая драма «Шепоты и крики», тяжело давшаяся режиссеру из-за финансового кризиса. Ленту наградили «Оскаром» и Гран-при в Каннах. В целом «Шепоты и крики» получили 20 наград и попали в 7 номинаций. Не меньшим успехом пользовались мини-сериал «Сцены из супружеской жизни» и музыкальная лента «Волшебная флейта».
В январе 1976 года режиссера задержали полицейские по обвинению в неуплате налогов. Последовавший арест и скандал в СМИ закончились для Бергмана нервным срывом и тремя неделями лечения в психиатрической больнице. В апреле 1976-го режиссер покинул родину в знак протеста против бюрократического давления.
В эмиграции мэтр снял камерную мелодраму «Осенняя соната». Главных героинь фильма сыграли любимые актрисы Бергмана – Лив Ульман, Ингрид Бергман и Лена Нюман. Для голливудской звезды Ингрид Бергман – однофамилицы мэтра - картина стала одной из последних работ.
За рубежом шведская звезда срежиссировал последние 8 картин. Наиболее яркие ленты – «Фанни и Александр», «Из жизни марионеток» и «Лицо Карин» – принесли в копилку мастера еще несколько престижных наград. Последний киношедевр Ингмара Бергмана вышел в 2003-м: это спин-офф «Сцен из супружеской жизни» под названием «Сарабанда».
Личная жизнь
Ингмар Бергман, как и всякая творческая личность, был человеком влюбчивым и переменчивым. Его жизнь украсило и омрачило множество женщин, пять из которых стали женами. У режиссера девять отпрысков, двое рождены вне брака.
Первой законной супругой мэтра стала Эльса Фишер, артистка из труппы бродячего театра, к которому Ингмар примкнул после ухода из колледжа. В 1943 женщина родила супругу дочь Лену.
Спустя 2 года место Эльсы заняла ее подруга Эллен Лундстрем, которую Фишер порекомендовала мужу как хореографа. В 1948 году вторая жена подарила мужу близнецов. Семейные неурядицы и безденежье убило романтику в отношениях пары.
Ингмар влюбился в журналистку Гун Грут, родившую ему сына. Вскоре после появления отпрыска Ингмар Бергман изменил жене. Последовал развод.
В 1959-м личная жизнь шведской звезды снова сделала крутой вираж: Ингмар повел под венец прославленную пианистку Кэйби Ларетеи. Но 7 лет безоблачной жизни на вилле закончились расставанием: на съемках «Персоны» режиссер увлекся норвежской звездой Лив Ульман.
Для супруги он построил на острове Форе семейное гнездышко. В 1967-м Лив родила супругу дочь, но вскоре покинула островной домик: семейный корабль потерпел крушение. Покой и умиротворение Ингмар Бергман нашел с пятой женой – Ингрид ван Розен.
В 1987 году Бергман подарил почитателям книгу, в которой поделился детскими воспоминаниями и рассказами о работе над первыми спектаклями и фильмами. В 2006-м вышел сборник «Жестокий мир кино», в который вошли две книги мемуаров – «Латерна магика» и «Картины», интервью и статьи.
Смерть
В 1995 году режиссер похоронил любимую Ингрид. После ее кончины Бергман уединился в доме на Форе, где его изредка навещали друзья и дети.
Классик мирового кинематографа умер летом 2007 года. Бергман ушел тихо, во сне, спустя 2 недели после 89-го дня рождения.
Похоронили режиссера на острове. Через год по просьбе родных мэтра прах пятой супруги перевезли из кладбища Нортелье и похоронили рядом с мужем. Их общую могилу увенчал камень с именами и датами смерти пары.
Фильмография
- 1946 – «Дождь над нашей любовью»
- 1948 – «Музыка в темноте»
- 1955 – «Улыбки летней ночи»
- 1957 – «Седьмая печать»
- 1957 – «Земляничная поляна»
- 1961 – «Сквозь тусклое стекло»
- 1962 – «Причастие»
- 1963 – «Молчание»
- 1966 – «Персона»
- 1968 – «Стыд»
- 1972 – «Шепоты и крики»
- 1973 – «Сцены из супружеской жизни»
- 1975 – «Волшебная флейта»
- 1978 – «Осенняя соната»
- 1982 – «Фанни и Александр»
- 2003 – «Сарабанда»