Биография
Федерико Феллини — итальянский режиссер, который вошел в историю мирового кинематографа как непревзойденный гений и творец авторского стиля, вызывающего восхищение у широкой публики. Современники называли его непревзойденным вруном, таинственным итальянцем и эстетом, который способен снимать даже во сне.
Детство и юность
Федерико родился 20 января 1920 года в итальянском курортном городе Римини. Родители, Урбано Феллини и Ида Барбиани, поженились за два года до появления первенца и переехали на адриатическое побережье из столицы Италии. Отец занимался продажами товаров народного потребления. В 1921 и 1929 годах родились младшие дети — сын Рикардо и дочь Мария Маддалена.
В детстве Федерико часто болел, падал в обмороки. Медики подозревали у ребенка сердечную недостаточность, но потом состояние мальчика нормализовалось. В 7 лет ребенок пошел учиться в школу при монастыре в Фао. Богатая фантазия проявилась у Феллини в раннем возрасте: мальчик любил придумывать необычные истории, мастерил маски, кукол, шил для сказочных героев наряды. Большое впечатление на будущего маэстро произвела труппа цирковых артистов, приехавшая на гастроли.
В 17-летнем возрасте Федерико отправился во Флоренцию получать образование журналиста. На новом месте юноша устроился на работу создателем карикатур в издательство Демоса Боннини «Фебо». Маленького дохода хватало, чтобы прокормиться, не прибегая к помощи родителей. Через год Феллини переехал в Рим, где поселился в районе для бедных.
Комната будущего режиссера находилась в квартале, где обитали китайцы, торговавшие на улицах столицы, мелкие преступники и девушки легкого поведения. В молодости Федерико спасало умение рисовать смешные злободневные карикатуры, которые пользовались успехом у читателей газет. По заказу артиста варьете Альдо Фабрици молодой журналист писал тексты для представлений. Не гнушался Феллини и работы наборщиком текстов, а также создателем рекламных постеров и текстов для радиопостановок.
В Риме Феллини поступил на юридический факультет Национального университета — в основном для того, чтобы получить отсрочку от службы в армии итальянского диктатора Бенито Муссолини. С 1938 года юмористические очерки Федерико начали публиковать в издании «Марк Аврелий», содержание которого носило антифашистский характер. С 1942 года молодой карикатурист работал над сценариями для кино.
Фильмы
В середине 40-х произошел случай, изменивший биографию Феллини. Он познакомился с режиссером Роберто Росселлини, который пригласил сценариста поучаствовать в создании военной драмы «Рим — открытый город». За киносценарий в 1946 году автор впервые в жизни получил номинацию на «Оскар», а критики заговорили о создании жанра неореализм. В этом же году на экраны вышла вторая работа Феллини-сценариста — фильм «Пайза» («Земляк»), посвященный войне. И вновь картина попала в номинацию на «Оскар» за лучший сценарий.
В 1950 году Федерико решился на создание собственного фильма «Огни варьете» с соавтором Альберто Латтуада. Написав сценарий к следующей картине, «Белый шейх», Федерико вынужден был сам снять ее, так как режиссер Микеланджело Антониони отказался работать над проектом. Кинокартина не получила должного успеха среди зрителей, но уже с этого фильма Феллини начинает долгосрочное сотрудничество с композитором Нино Рота.
После картины «Маменькины сынки», которая получила премию «Серебряный лев» на Венецианском фестивале, и эпизода «Брачное агентство» из киноальманаха «Любовь в городе» в 1954 году Феллини приступил к работе над драмой «Дорога». Текст был написан еще в 1949 году. На роли деревенской девушки Джельсомины и ее друга силача Дзампано Феллини пригласил актеров Джульетту Мазину и Энтони Куинна. Кинолента принесла создателям многочисленные награды международных кинофестивалей, в том числе первый «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке», а также хорошую выручку после проката.
В 1955 году вышла лента «Мошенники» с Бродериком Кроуфордом, Ричардом Бейсхартом и Джульеттой Мазиной в главных ролях. Через два года режиссер порадовал зрителей очередным шедевром — «Ночи Кабирии» о девушке легкого поведения, которая оказалась слишком доверчивой и обманулась в единственном возлюбленном. Режиссер получает «Оскар» и «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля, а исполнительница главной роли Джульетта Мазина становится лучшей актрисой.
Мода играла большую роль в творческой жизни маэстро. Стиль героев фильмов итальянского гения повлиял на тенденции haute couture. Это и вечерние платья с декольте, и береты с приталенными жакетами, и причудливые шляпы с перьями, и наряды в блестках.
Сам Федерико черпал в дизайне вдохновение и становился законодателем мод для своего поколения: его шляпа и кашпо прочно вошли в обиход современников. На создание фильма «Сладкая жизнь» Феллини натолкнуло платье-мешок Givenchy, знаковое для рубежа 50–60-х годов.
Картина с Марчелло Мастроянни в главной роли получила «Оскар» за работу художников по костюмам и несколько номинаций на премию BAFTA. Именно после этой киноленты в обиход вошел термин «папарацци» в честь любопытного и вездесущего героя — журналиста Папараццо.
В 1963 году на Московском кинофестивале состоялась премьера трагикомедии Федерико Феллини «Восемь с половиной» — фильма, который коренным образом повлиял на кинематограф XX столетия. Сюжет, выстроенный в виде потока сознания, стал использоваться кинематографистами разных стран: Андреем Тарковским, Вадимом Абдрашитовым, Питером Гринуэем, Такэси Китано. Это была уже третья кинолента Феллини, завоевавшая «Оскар», причем в двух номинациях — «Лучший фильм на иностранном языке» и «Лучший дизайн костюмов».
В конце 60-х Феллини создал фильмы «Джульетта и духи», «Сатирикон». В 1969 году на экраны вышла феерическая комедия-притча «Рим Феллини», пронизанная ощущением праздника и карнавала, за которую в 1973 году режиссер получил премию «Золотой глобус». Через год на аналогичную тему Феллини снял телефильм «Клоуны».
В 1973 году кинорежиссер создал автобиографичную драму «Амаркорд», сюжет которой построен по типу калейдоскопа и отсылает зрителей на побережье Адриатики 30-х годов XX столетия. Картина принесла четвертую статуэтку «Оскар» своему создателю. В фильме 1976 года «Казанова Федерико Феллини» главную роль исполнил Дональд Сазерленд.
В 1979 году вышла лента «Репетиция оркестра», в которой режиссер реализовал классический театральный принцип единства времени, места и действия. Работа над картиной заняла всего три недели.
В последние годы Феллини все больше тяготел к театральности. Так, в киноленте «И корабль плывет…» повествование строилось вокруг показа съемочной группы, а морские волны и вовсе были изображены благодаря большому полотну.
Личная жизнь
В 1943 году, работая сценаристом на радио, Феллини создавал ряд театрализованных передач о любви двух героев — Чико и Полины. На существующий сценарий автор решил снять экранную версию постановки, для чего пригласил 22-летнюю актрису студенческого театра Джулию Анну Мазину. Между молодыми людьми завязался роман, уже осенью Джулия стала женой Федерико. По просьбе жениха девушка изменила имя на Джульетту Мазину. Сразу после свадьбы актриса забеременела, но, неловко упав с лестницы, потеряла ребенка.
Вторая беременность Джульетты закончилась благополучно. Родился мальчик, которому дали имя Пьер Федерико, но спустя две недели новорожденный сын скончался. Джульетта так и не смогла больше стать матерью.
На предложения супруга об усыновлении актриса отвечала отказом, так как детьми она считала созданные совместно с Федерико фильмы. Феллини был привязан к жене и считал Джульетту своей музой. Мазина всегда находилась рядом с режиссером на съемочной площадке, даже если не играла в фильме.
Несмотря на крепкий брак, режиссер никогда не скрывал увлеченности женщинами. Романов в его личной жизни было немного, но в желтой прессе этому вопросу уделяли большое внимание, порой приписывая Федерико несуществующие отношения. Тем не менее еще о двух музах постановщика, помимо супруги, известно поклонникам. Ими стали Анита Экберг, исполнительница главной роли в «Сладкой жизни», и Клаудия Кардинале, появившаяся в культовой картине «Восемь с половиной».
Смерть
В начале весны 1993 года Федерико Феллини был награжден «Оскаром» за вклад в киноискусство. Чета Феллини приближалась к 50-летию со дня свадьбы, которое планировалось отметить 30 октября. 15 октября режиссеру стало плохо, подоспевшие медики диагностировали инсульт. Федерико Феллини поместили в госпиталь, но состояние так и не улучшилось, а 31 октября маэстро скончался. Причиной смерти стали осложнения, полученные в результате кровоизлияния в мозг.
В день похорон Феллини транспортное движение в столице Италии было остановлено. Процессия с гробом режиссера проследовала от центра Рима до фамильной усыпальницы Феллини в Римини, где находятся могилы кинематографиста и его предков. Джульетта Мазина тоже была нездорова. У вдовы маэстро развивался рак легких, который стал причиной ее смерти в конце марта 1994 года. Актриса была похоронена с фото супруга в руках по ее предсмертной просьбе.
Память
- В память о режиссере в Римини был открыт музей, в котором находятся вещи, книги, документы и фотографии из семейного архива маэстро.
- Аэропорт родного города также назван в честь Федерико Феллини.
- Столетие со дня рождения Феллини было отмечено и российскими деятелями телевидения выпуском документальной ленты «Феллини и духи». В фильме речь пошла об увлечении режиссера эзотерикой и необъяснимыми событиями.
Фильмография
- 1951 — «Огни варьете»
- 1952 — «Белый шейх»
- 1953 — «Маменькины сынки»
- 1954 — «Дорога»
- 1955 — «Мошенники»
- 1957 — «Ночи Кабирии»
- 1960 — «Сладкая жизнь»
- 1963 — «Восемь с половиной»
- 1965 — «Джульетта и духи»
- 1969 — «Сатирикон Феллини»
- 1972 — «Рим»
- 1973 — «Амаркорд»
- 1976 — «Казанова Федерико Феллини»
- 1978 — «Репетиция оркестра»
- 1980 — «Город женщин»
- 1983 — «И корабль плывёт…»
- 1986 — «Джинджер и Фред»
- 1987 — «Интервью»
- 1990 — «Голос луны»
Интересные факты
- Феллини известен как человек, который заключил одно из самых необычных пари в творческой среде. Его оппонентом стал друг и сценарист Тонино Гуэрра, который выиграл спор у режиссера, создав самый короткий сценарий для картины в 10 секунд.
- Смерть сына повлияла на психологическое состояние режиссера, он вынужден был обратиться за помощью к специалистам. Длительное общение с психоаналитиками повлияло на творчество Феллини: вдохновение для создания фильмов «Сатирикон» и «Восемь с половиной» Федерико черпал в трудах Карла Юнга.
- Автобиография постановщика и его книга «Делать фильм» впервые были изданы в Советском Союзе в 1984 году. Высказывания режиссера и его монологи легли в основу издания «Мой трюк — режиссура», автором которого выступила личный интервьюер постановщика Шарлотта Чэндлер.
- В 90-е годы сразу три коллекции Dolce & Gabbana были посвящены кинообразам великого соотечественника. Позднее отсылки к творчеству Феллини угадывались в моделях Valentino и Moschino.