Биография
Вадим Абдрашитов начал становление в режиссуре довольно поздно — в 25 лет. Кинематографист снял 11 картин, удостоившихся профессиональных наград на национальном и международном уровне, а затем сосредоточился на преподавании.
Детство и юность
Будущий режиссер появился на свет 19 января 1945 года в Харькове, позже у Абдрашитовых родился еще один мальчик — Игорь. Их отец Юсуп, татарин по национальности, служил в войсках сообщения. Мама Галина, белорусского происхождения, занималась воспитанием сыновей, а после стала инженером-химиком.
Вадим часто переезжал с родителями: в раннем детстве жил на Камчатке и Сахалине, в школу пошел во Владивостоке, успел побывать в Ленинграде и под Новосибирском. Там из-за сурового климата Абдрашитов разболелся, поэтому отец добился перевода в Казахстан — поближе к солнцу.
Несмотря на многочисленные переезды, родители старались привить сыновьям любовь к искусству. Глава семейства пел, играл на скрипке и мандолине, приучил наследников к чтению, мама водила мальчиков по музеям. Вадим увлекался физикой, химией и математикой, посещал фото- и театральные кружки. Во время жизни в Алма-Ате учился в одной студии и сдружился с Владимиром Толоконниковым и Александром Филиппенко.
В 14 лет Абдрашитов поступил в Алма-Атинский техникум железнодорожного транспорта. После полета Юрия Гагарина в космос увлекся физикой и в начале 1960-х перебрался в Москву. Молодой человек подал документы в физико-технический институт, на четвертом курсе перевелся на факультет кибернетики химико-технологических процессов в институт имени Дмитрия Менделеева. В молодости Вадим 3 года трудился в советской столице на заводе электровакуумных приборов, где выпускали цветные кинескопы.
Фильмы
В студенчестве Вадим проводил досуг в фотолаборатории, участвовал во встречах с известными людьми. Тогда же познакомился с режиссером Михаилом Роммом, а в 1970-м попал в его мастерскую во ВГИКе. После смерти наставника доучивался у Льва Кулиджанова.
Незадолго до выпуска из вуза Абдрашитов в качестве курсовой работы подготовил короткометражку «Остановите Потапова!», которую засчитали за дипломную. Картину увидел Юлий Райзман, пригласивший начинающего кинематографиста работать на «Мосфильм». В студии режиссер познакомился со сценаристом Александром Миндадзе, с которым и снял все свои картины.
Все работы Вадима Юсуповича сняты в фирменном стиле: фильмы отличаются сдержанностью, внутренним напряжением, нелинейным развитием персонажей и острыми нравственными проблемами. Режиссер любил открывать свежие лица, приглашая на главные роли новичков или непрофессионалов. В советские годы Абдрашитова критиковали за антикоммунистические взгляды, подвергая его проекты цензуре.
В фильмографии Вадима Юсуповича всего 11 полнометражных лент. На заре карьеры режиссер снял картину «Слово для защиты», которая вошла в десятку лидеров кинопроката в 1977 году. Следом вышла психологическая драма «Поворот». В центре сюжета — биолог Виктор Веденеев (Олег Янковский), который сбивает старушку, но избегает наказания за преступление.
Затем появился фильм «Охота на лис», получивший две награды международного кинофестиваля в Сан-Ремо. После Абдрашитов и Миндадзе сняли драму «Остановился поезд», которую назвали антисоветской и выпустили в ограниченный прокат только после прихода к власти Юрия Андропова. В 1984-м на экраны вышла фантастическая лента «Парад планет», за которую Вадим Юсупович получил награду международного фестиваля в Авеллино.
Двумя годами позже кинематографист представил драму «Плюмбум, или Опасная игра», в которой также исполнил эпизодическую роль. Действие разворачивается вокруг подростка Руслана Чутко (Антон Андросов), который втирается в доверие к маргинальным личностям и сдает их милиции. Фильм отметили медалью на Венецианском кинофестивале.
Еще через пару лет творческий тандем выпустил двухсерийную притчу-фантасмагорию «Слуга». Проект получил Государственную премию СССР и две награды Берлинского фестиваля, а также номинацию на «Золотого медведя» Берлинале.
После сюрреалистической ленты «Армавир» режиссер презентовал драму «Пьеса для пассажира», получившую «Серебряного медведя» Берлинского фестиваля. В 1997-м кинематографист снял ленту «Время танцора», ставшую дебютом для Чулпан Хаматовой. Последнюю свою картину под названием «Магнитные бури» Абдрашитов выпустил в 2003 году.
Следующие два десятилетия Вадим Юсупович состоял в Гильдии кинорежиссеров и Российской киноакадемии, заседал в жюри, раздавал интервью. Также педагог преподавал во ВГИКе и на Высших курсах сценаристов и режиссеров имени Георгия Данелии.
Личная жизнь
Личная жизнь режиссера была связана с художницей и искусствоведом Нателлой Тоидзе. Будущие супруги познакомились на премьере проекта «Остановите Потапова!». В семье выросли двое наследников — сын Олег и дочь Нана.
Нана Абдрашитова стала сценографом, театральным художником и режиссером. В первом браке с Владимиром Маркиным дочь Вадима Юсуповича родила двоих детей — Тину и Тимофея. Сейчас она замужем за режиссером и актером Кириллом Вытоптовым, у них растет дочь Тая.
Олег Абдрашитов, как и отец, учился в Московском физико-техническом институте, затем окончил Колумбийский университет. С 2018 года он возглавляет блокчейн-лабораторию «Сбербанка».
Смерть
Вадим Абдрашитов скончался 12 февраля 2023 года вскоре после 78-летия. Причиной смерти стала онкологическая болезнь.
Фильмография
- 1973 — «Остановите Потапова!»
- 1976 — «Слово для защиты»
- 1978 — «Поворот»
- 1980 — «Охота на лис»
- 1982 — «Остановился поезд»
- 1984 — «Парад планет»
- 1986 — «Плюмбум, или Опасная игра»
- 1988 — «Слуга»
- 1991 — «Армавир»
- 1995 — «Пьеса для пассажира»
- 1997 — «Время танцора»
- 2003 — «Магнитные бури»
Интересные факты
- Режиссер неоднократно давал комментарии для документальных фильмов, посвященных биографиям Ирины Муравьевой, Олега Янковского, Елены Яковлевой, Сергея Гармаша и других артистов.
- В 2005 году Татьяна Егорова выпустила мемуары «Русская роза», в которых описала платонический роман с известным кинематографистом. Актриса не называла имени героя, однако намекнула, что речь в книге шла об Абдрашитове.
- Антона Андросова Вадим Юсупович отобрал на главную роль в фильме «Плюмбум, или Опасная игра» из нескольких тысяч советских мальчишек. Лента имела большой резонанс: героя называли новым Родионом Раскольниковым, а сам Абдрашитов считал персонажа смесью Иуды и Павлика Морозова. После громкого дебюта у Андросова развилась звездная болезнь, однако успешный старт не принес плодов в дальнейшем: ради денег Антон занимался бизнесом, снимал документальные и порнофильмы. Из-за нереализованности в профессии у актера развилась алкогольная зависимость, которая едва не привела к смерти.