Биография
Имя «самой обаятельной и привлекательной» актрисы Ирины Муравьевой, запомнившейся не одному поколению зрителей советского и постсоветского пространства ролями в замечательных фильмах, навсегда вписано в золотой фонд кино. Естественность, обаяние, артистизм — эти качества позволяют исполнительнице до сих пор оставаться востребованной, хотя сейчас она отдает предпочтение не киноэкрану, а театральной сцене.
Детство и юность
Ирина Вадимовна Муравьева, коренная москвичка, родилась в столице России в феврале 1949 года. Артистка — вторая дочь двух любящих родителей, чьи чувства прошли проверку войной. Отец Вадим Муравьев ушел добровольцем на фронт практически со школьной скамьи. Победу и свою любовь, посланную в награду за мужество и героизм, он встретил в Берлине, до которого дошел вместе с советскими войсками.
Мама актрисы, белоруска, вместе со многими соотечественниками попала в Берлин не по доброй воле: сюда немцы отправили девушку на принудительные работы. Из Германии родители Муравьевой вернулись парой, а в 1947 году стали супругами. Одна за другой у них появились две дочери, из которых Ирина Вадимовна — младшая.
Девочек воспитывали в строгости: отец поддерживал в семье «военную» дисциплину. Муравьева должна была всегда приходить вовремя, ей запрещали сомнительные развлечения вроде танцев или прогулок с мальчиками. Мать пристально следила за дочерями, ограждая от чрезмерного внимания противоположного пола. В то же время родители во всем старались помогать детям и поощрять их лучшие стремления. Мама была отличной швеей и шила девочкам прекрасные наряды, благодаря которым сестры выглядели безупречно.
Из школы Ирина приносила одни пятерки: учителя девочку любили и с первого до последнего класса ставили в пример другим. Иначе будущая звезда экрана учиться не могла, ведь родители крайне неодобрительно реагировали даже на четверки в дневнике. К тому же в юности Муравьева страдала от комплексов из-за внешности, поэтому старалась компенсировать проблему успехами в учебе.
Артистка не только примерно грызла гранит науки — Муравьеву еще в детские годы здорово увлек мир театра. С раннего возраста девочка участвовала в местном кружке актерской самодеятельности, выступала в школьных спектаклях и концертах. К старшим классам Ирина четко определилась с дальнейшей карьерой.
После окончания школы Муравьева проявила невиданное упрямство: вопреки воле родителей, которые хотели видеть ее учительницей, решила стать актрисой и пошла на пробы во все театральные вузы столицы. Но талантливую девушку ждало горькое разочарование: ни одно учебное заведение ее не приняло, а в Щукинском училище Ирине даже посоветовали забыть об актерской карьере и найти себе другую профессию.
Однако Муравьева проявила удивительную целеустремленность: спустя год вновь подала документы в те же институты. Решение экзаменационных комиссий не поменялось, и абитуриентка была вынуждена обучаться в драматической студии при Центральном детском театре — конкурс туда оказался меньше. Окончив студию и набравшись опыта, Ирина все-таки поступила в знаменитый ГИТИС, но выбрала заочное отделение, ведь на тот момент уже числилась в штате ЦДТ.
Ирина Муравьева в театре
Первой ролью Муравьевой, сыгранной на сцене Центрального детского театра, было появление в массовке спектакля-сказки о Козле. Сначала Ирине доставались мужские персонажи, среди которых значились Шура Тычинкин в постановке «Сомбреро» и Федя Дружинин из спектакля «2001 год». В детском театре молодая артистка служила до 1977 года.
Позднее актрису пригласили в престижный Театр имени Моссовета. Первым спектаклем Муравьевой на новом месте стал «На полпути к вершине» в постановке ведущего режиссера театра Павла Хомского. Тогда же Ирина сыграла ключевую роль в «Доме на песке» по пьесе Рустама Ибрагимбекова. За период службы артистка появилась в восьми спектаклях. С 1982 года она выступила в трех постановках.
В 1994 году Муравьева ушла из Театра Моссовета, столкнувшись, по воспоминаниям Елены Валюшкиной, с невыносимым хамством. Сама артистка в интервью делилась, что переживала тяжелое время. Ей казалось, что ее успешная карьера в кино и на сцене осталась позади.
Но в итоге вторым домом для на тот момент уже народной артистки России стал Малый театр, куда Ирина Вадимовна пришла по приглашению Юрия Соломина. Многоплановость актрисы позволила ей играть любые роли: от лирических и наивных героинь вроде Мамаевой в спектакле «На всякого мудреца довольно простоты» до вызывающих антипатию зрителей персонажей, таких как Матрена в постановке «Власть тьмы».
В марте 2015-го состоялась премьера спектакля «Восемь любящих женщин», где Ирина Вадимовна появилась в образе умудренной опытом и при этом довольно озорной бабушки. В том же году артистка выступила в лирической антрепризной постановке «На струнах дождя» Акима Андросова, сыграв Беллу. Жанр спектакля обозначен как «интригующая комедия».
Премьера состоялась в августе и получила невероятно теплый прием зрителей и хвалебные оценки театральных критиков. Муравьева сыграла главную героиню, а вместе с ней на сцену вышли молодые и талантливые коллеги Анна Терехова, Леонид Бичевин, Анна Уколова и Евгений Кулаков.
Позже в афише Малого театра появились еще 2 спектакля с участием Ирины Вадимовны: гоголевская «Женитьба», где актриса играет ушлую сваху Феклу Ивановну, и постановка «Всегда зовите Долли», в которой Муравьевой досталась главная роль. Премьера последней была приурочена к юбилею исполнительницы. Критики назвали героиню Ирины Вадимовны яркой, обаятельной и прекрасной.
Советское кино
Ирина Муравьева, с детства мечтавшая играть на сцене и в кино, впервые появилась на экранах в 1965 году, согласившись на небольшую роль в массовке фильма «Дети Дон Кихота». Этой картиной открылась ее кинематографическая биография.
Далее последовал ряд фильмов-спектаклей, с которыми Ирина регулярно появлялась на экранах. Заметные роли в фильмографии артистки начали появляться в начале 70-х: в 1973 году Муравьева дебютировала одновременно в двух лентах: «Письмо из юности» и «Зерно риса».
Ирина Вадимовна сыграла множество ролей, но настоящая всесоюзная слава обрушилась на нее после участия в легендарной 2-серийной мелодраме «Москва слезам не верит», появившейся на экранах в конце 1979 года. Рассказ о трех девушках из провинции, приехавших покорять Москву, удостоился премии «Оскар» и приобрел миллионы поклонников.
Сценарист картины Валентин Черных рассказывал позднее в интервью, что у героини Муравьевой Людмилы Свиридовой, пробивной и лишенной сантиментов, был реальный прототип — его знакомая домработница выдавала владельца квартиры, в которой она жила и работала, за собственного дядю, а также встречалась с известным спортсменом.
Самой актрисе образ поначалу не понравился. В интервью она делилась, что, когда впервые увидела фрагмент с Людмилой, та показалась ей «грубой, неотесанной, местами пошлой». Но после просмотра полной версии мнение изменилось в лучшую сторону. Ирине Вадимовне пришлось сыграть героиню в двух возрастах — юном и зрелом.
Столь громкого успеха от киноленты не ожидал никто, ведь первоначально советские критики весьма скептически отзывались о картине, в основе которой лежал сюжет старой как мир истории о Золушке. Талантливую актрису засыпали предложениями сыграть главных героинь в новых кинопроектах.
В 80-е Муравьева появилась еще в нескольких заметных картинах, среди которых «Невероятное пари…», где ей досталась роль Софьи Павловны. Ее коллегами по площадке оказались такие знаменитые артисты, как Борис Плотников, Алексей Петренко, Михаил Козаков.
Особое место в послужном списке заняла лирическая комедия «Самая обаятельная и привлекательная». Автором проекта выступил Геральд Бежанов, на тот момент еще малоизвестный режиссер. Он видел в главной роли только Ирину Вадимовну, но та наотрез отказывалась сниматься — к тому моменту артистка устала от амплуа «милой дурнушки» и хотела сыграть что-то серьезное, драматическое.
Однако после долгих увещеваний Бежанова актриса дала добро. Для работы знаменитости не в первый раз пришлось чему-то учиться, на этот раз — настольному теннису. Также режиссера не впечатлил выбор костюмов на «Мосфильме», и актеры, снимавшиеся в его комедии, вынуждены были играть в собственной одежде. Долгое время Муравьева считала роль Нади Клюевой самой неудачной в фильмографии, но позднее сумела полюбить героиню.
Ирина Муравьева в фильме «Карнавал»
В 1981 году Ирина получила предложение сыграть главную героиню в комедии «Карнавал» Татьяны Лиозновой. В основу ленты легло произведение Анны Родионовой, повествующее о юной провинциалке Нине, приехавшей покорять столицу. Некоторые эпизоды из биографии героини оказались схожими с теми, что пережила сама Лиознова, — например, в тяжелые времена она подрабатывала уборщицей. Муравьева сразу получила роль, без фотопроб.
Однако Татьяна Михайловна настояла на том, чтобы Ирина похудела — на тот момент артистке уже исполнилось 32 года, а по сценарию она играла юную 18-летнюю девушку. Также исполнительница должна была научиться кататься на роликовых коньках. Поначалу это казалось невыполнимым, однако за время съемок Муравьева достигла успехов в этом деле и даже получала от режиссера наставления «понизить уровень мастерства», чтобы убедительнее смотреться в кадре.
Сцена танца на роликах стала реминисценцией эпизода из комедии 1968 года «Смешная девчонка», где в главной роли появилась Барбра Стрейзанд. Без проб в картину попали и другие актеры — Александр Адбулов, Юрий Яковлев.
Съемки проводились в Москве и Калуге — последний город изображал Оханск, родину Нины Соломатиной. Яркой деталью ленты стала песня «Позвони мне, позвони», которую, как и другие композиции фильма, исполнила Жанна Рождественская. Ирина и сама прекрасно пела, но Лиознова захотела, чтобы партию представила профессиональная вокалистка.
Интересно, что специально для ленты сняли несколько сцен несуществующей любовной кинодрамы «Смерть у моря». Этот фильм юная Нина Соломатина с подругой смотрит в начале «Карнавала». Фамилии артистов, сыгравших в «немецкой картине», были указаны в общих титрах. Талантливая игра исполнительницы так понравились зрителям, что за эту работу читатели журнала «Советский экран» признали Муравьеву лучшей актрисой 1982 года.
После распада СССР
После развала СССР карьера Муравьевой медленно пошла на спад: актриса появлялась на экранах реже и реже. Из ролей этого периода следует отметить работу в мелодраме «Эта женщина в окне», где Ирине Вадимовне удалось продемонстрировать певческий талант и исполнить одноименный романс Булата Окуджавы.
Музыкальной комедии «Зефир в шоколаде» ряд сайтов присвоил статус одного из первых кинопроектов Украины как независимого государства. В фильме Муравьева и Александр Панкратов-Черный сыграли родителей девушки, в которую влюбляется чернокожий парень.
Героиня актрисы в сериале «С новым счастьем!» — брошенная мужем медсестра. Столь печальное событие происходит накануне новогодних праздников. Однако недаром Новый год — время чудес, и женщина обретает нового поклонника. В 2001 году вышло продолжение сериала, названное «С новым счастьем! – 2. Поцелуй на морозе». Партнером Ирины Вадимовны стал Александр Михайлов.
В 2005–2006 годах Муравьева участвовала в съемках популярного комедийно-драматического телесериала «Не родись красивой». Картина пользовалась невероятным успехом, благодаря чему уже новое поколение зрителей получило шанс познакомиться с талантливой актрисой, сыгравшей роль мамы главной героини в исполнении Нелли Уваровой.
В 2010 году Ирина Вадимовна появилась в главной роли в лирической комедии Владимира Тумаева «Китайская бабушка», за работу в которой звезде советского кино вручили национальную премию «Ника» как лучшей актрисе второго плана.
Затем на долгое время Муравьева покидала кино. Вернулась она на экраны только в 2019-м, появившись в камео в мелодраме «Московский романс», а также сыграв колоритную продавщицу семечек в комедии «Одесский пароход».
Телевидение
В 1970–1980-х актриса выступала ведущей воскресной детской утренней телепрограммы «Будильник». В 2007 году у звезды дома побывала передача «Квартирный вопрос», но ее выход оказался скандальным. Муравьева вместе с мужем доверили мастерам и дизайнерам ремонт любимой кухни, но результат не понравился. Ирина Вадимовна, не привыкшая кривить душой, прямо сказала о разочаровании.
А в 2020 году Муравьева решила вновь доверить кухню дизайнерам — на этот раз от программы «Идеальный ремонт». К этому моменту комната уже не сохранила облик переделки 2007 года — сыновья Ирины Вадимовны убрали камин с изразцами, снесли стену, отделявшую кухню от прихожей.
После очередной трансформации пространство изменилось, и Муравьева осталась довольна результатом. Правда, пользователи соцсетей позднее отметили, что артистка больше любит светлые тона в интерьере, а комната получилась темной и «тяжеловесной».
Личная жизнь Ирины Муравьевой
По словам самой Муравьевой, в молодости она не стремилась выйти замуж и мечтала только о карьере. Но, играя в театре, артистка познакомилась с режиссером Леонидом Эйдлиным, который в 1973 году предложил обаятельной девушке с огромными лучистыми глазами руку и сердце и стал первым и единственным мужем.
Спустя 2 года у супругов родился первый сын Даниил, а в 1983-м — второй, Евгений. Ирина оказалась хорошей матерью и женой, настоящей хранительницей домашнего очага. Она гордится тем, что дети, в отличие от большинства актерских отпрысков, выросли дома, а не в театральном закулисье или на задворках съемочных павильонов. Муравьева с легкостью отказывалась от заманчивых ролей в театре и кино, если мальчиков не с кем было оставить, снималась только в Москве и не покидала город ради многомесячных экспедиций.
Подросшие сыновья также появились в кино, сыграв курьеров в многосерийной картине «С новым счастьем!». Даниил впоследствии учился в юридическом вузе, прошел курс актерского мастерства во французских Ecole d'Art de Blois и Ateliers Acteurstudio, продолжает сниматься. Евгений окончил продюсерский факультет ГИТИСа, открыл ресторан, но в 2017 году бизнес прогорел. Оба устроили личную жизнь, подарили Ирине Вадимовне внуков — Ивана и Леонида.
В 2014 году идиллия в семье Муравьевой-Эйдлина трагически оборвалась: в конце января Леонида Даниловича положили в больницу с инсультом, а 16 февраля он скончался. Эта трагедия стала серьезным испытанием для популярной артистки, но Ирине Вадимовне удалось найти в себе силы жить дальше.
Образ жизни
После смерти мужа любимая публикой кинозвезда удалилась от суеты внешнего мира на максимальное расстояние. Муравьева не посещала светских мероприятий, не принимала предложений создателей популярных телепроектов.
Поговаривали, Ирина Вадимовна с головой ушла в религию и даже считала, что ей как верующей женщине неприлично появляться на публике и сниматься в слишком «развратных» современных мелодрамах. Артистке не интересен кинематограф, в котором пропала совесть, нет героев и идеалов, «где зритель не понимает, почему бросилась под поезд Анна Каренина».
В 2003-м, после того как актриса исполнила роль прихожанки-свечницы в мелодраме «Спас под березами», поползли слухи, что Ирина уходит в монастырь. Муравьева успокоила поклонников, попросив не верить СМИ и не проводить параллели между кино и личной жизнью.
Ирина Муравьева сейчас
Сейчас Ирина Вадимовна редко дает интервью и позирует для фото, но по-прежнему блистает на сцене. В 2024 году она была задействована сразу в нескольких спектаклях Малого театра, включая «Женитьбу» и «Восемь любящих женщин». Участвовала Муравьева и в антрепризной постановке «Не в свои сани не садись», где ее партнером стал Сергей Никоненко.
В феврале любимица публики отметила юбилей — Ирине Вадимовне исполнилось 75 лет. В честь этого в московском Музее кино показали знаменитый «Карнавал».
Фильмография
- 1974 — «Чисто английское убийство»
- 1979 — «Москва слезам не верит»
- 1981 — «Карнавал»
- 1985 — «Самая обаятельная и привлекательная»
- 1990 — «Мы странно встретились»
- 1993 — «Эта женщина в окне»
- 1999 — «Любовь зла»
- 2002 — «Казус Белли»
- 2005-2006 — «Не родись красивой»
- 2007 — «Завещание Ленина»
- 2008 — «Одна ночь любви»
- 2009 — «Китайская бабушка»
- 2009 — «Самая лучшая бабушка»
- 2016 — «Московский романс»
- 2019 — «Одесский пароход»
Интересные факты
- В сцене фильма «Самая обаятельная и привлекательная», когда Надя заполняет анкеты, данные ей Сусанной, герой Абдулова Володя включает в плейере трек группы «Зодиак». Эта же мелодия ранее использовалась в картине «Карнавал», в которой в паре персонажей Муравьевой и Абдулова отношения не сложились.
- Ирина Вадимовна, помимо игры в кино и театре, всегда замечательно пела, а также озвучивала мультфильмы.
- В эпизоде картины «Москва слезам не верит» экранный бывший муж в исполнении Александра Фатюшина выпрашивал у Людмилы 3 рубля на бутылку. На 20-летний юбилей фильма актер преподнес Ирине Вадимовне сувенир в виде трехрублевой купюры советского образца.