Биография
Борис Плотников — яркий актер советского и российского театра и кино. Образы, воплощенные артистом на сцене и на экране, всегда отличались особой тонкостью, драматизмом, проникновенностью. Будучи выходцем из простой семьи, мужчина с легкостью перевоплощался в представителей аристократии, играл русских императоров, литературных классиков и других колоритных типажей. Поклонники ценили актера за высокий профессионализм и мастерство.
Детство и юность
Борис Григорьевич Плотников родился в апреле 1949 года в городке Невьянске Свердловской области. В семье Плотниковых не было ни артистов, ни людей искусства. Мама работала инженером-технологом, а отец — простым слесарем. Вскоре после рождения сына семья сменила место жительства, переехав в Новоуральск. Здесь Борис поступил в местную музыкальную школу. Мама мечтала видеть сына скрипачом. Но юноша не оправдал родительских надежд: после окончания школы Плотников провалил экзамены в Свердловскую консерваторию.
Борис не опустил руки и отправился в другой вуз — театральный. Здесь молодому человеку улыбнулась удача. Борис стал студентом Свердловского театрального училища и попал на курс к талантливому преподавателю Юрию Жигульскому.
Театр
После вручения диплома Плотников получил приглашение наставника в возглавляемый им свердловский ТЮЗ. Здесь молодой человек дебютировал, играя сказочных героев. Несколько позже в репертуаре актера появились роли из классических произведений. Всего за 10 лет работы в этом театральном коллективе артист сыграл 30 ролей.
В конце 1970-х Плотников переехал в Москву и был принят в труппу столичного Театра сатиры, где поначалу часто дублировал Андрея Миронова. Репертуар актера стал пополняться спектаклями «Ремонт», «Вишневый сад», «Тени», «Бешеные деньги», «Феномены».
Спустя 10 лет Борис сменил эту сцену на подмостки Центрального академического театра Советской армии. Сотрудничество с новым театральным коллективом началось с ввода в уже готовый спектакль режиссера Леонида Хейфица «Идиот». Труппа отправлялась на гастроли, а оба исполнителя роли князя Мышкина были заняты в Москве. Плотникова вводили в спектакль на ходу, предполагая, что артист сыграет всего четыре раза. Но игра актера настолько впечатлила зрителей и режиссера-постановщика, что роль закрепилась за исполнителем на долгие 12 лет.
Интересным для артиста стал опыт работы в спектакле «Литургия оглашенных», поставленном Театром Алексея Рыбникова. В основу проекта легли тексты Библии, фрагменты произведений Данте Алигьери, Федора Достоевского, Владимира Набокова, Анны Ахматовой и других авторов, песни монголов-дархатов. В постановке Плотникову досталась роль заключенного.
А в начале 2000-х Борис Григорьевич начал работать в МХТ имени А. П. Чехова. Первоначально Плотников выступил приглашенным артистом, исполнителем роли Гольдони в спектакле «Прощайте и рукоплещите!» в Театре Олега Табакова, после чего Олег Павлович позвал Плотникова в труппу МХТ. В течение двух десятилетий артист воплощал на сцене яркие образы из произведений русских и зарубежных классиков. Последним для исполнителя оказался проект «И никого не стало», в котором он сыграл судью Лоуренса Уоргрейва.
«Восхождение»
Кинематографическая биография Плотникова долго не складывалась. В молодости провинциальный артист регулярно проходил пробы на Свердловской киностудии, пытаясь получить второстепенную роль, но каждый раз получал отказ по причине своей некиногеничности, что отмечали сотрудники киностудии.
Дебют состоялся в 1976 году в известной военной драме режиссера Ларисы Шепитько «Восхождение», снятой по повести Василя Быкова «Сотников», причем актеру доверили сыграть главного героя. Когда Борис Григорьевич получил телеграмму с «Мосфильма», подумал, что это очередной розыгрыш коллег, и даже не дал ответ. Последовало еще два приглашения, после чего Плотников откликнулся. Шепитько хотела снимать в главной роли никому не известного артиста, поэтому Андрей Мягков, Владимир Высоцкий и Николай Губенко, претендовавшие на эту работу, получили отказ.
А вот Плотников, фото которого находились в картотеке киностудии, показался режиссеру идеальным кандидатом. В то время, когда тема религии была в Союзе не в почете, Шепитько искала артиста, похожего на Христа, — и Борис, с тонкими и одухотворенными чертами лица, действительно имел в облике что-то близкое со Спасителем. Но представители Госкино не желали утверждать артиста на роль советского партизана Бориса Сотникова, попавшего в плен к фашистам и не раскрывшего ни одной тайны, находя того слишком утонченным для кинообраза.
Лариса Ефимовна пошла на хитрость, сделав для проб фото Бориса Григорьевича в гриме мужественного бойца, — это сработало. Снимали основные сцены под Муромом, на дворе стоял мороз, но экстремальные условия не испугали молодого исполнителя, который давно пытался попасть на экран.
Начинающий артист сыграл настолько блестяще, что сразу же после выхода картины попал в число наиболее перспективных молодых актеров страны. Правда, с экрана герой Плотникова заговорил голосом Александра Демьяненко. «Восхождение» получило Гран-при «Золотой медведь» Берлинского международного кинофестиваля и огромное количество других престижных наград.
Фильмы
Вслед за первой работой последовал ряд картин, в которых Борис Плотников воплощал разнохарактерные образы: иконописца в историческом фильме «Емельян Пугачев», молодого театрального режиссера в киноленте «Накануне премьеры», ученого-этнографа в мистическом детективе «Дикая охота короля Стаха» и другие.
Вторая звездная роль в кино пришла к артисту в 1988 году. Владимир Бортко приступил к экранизации романа Михаила Булгакова «Собачье сердце» и пригласил Плотникова сыграть одного из главных персонажей — доктора Ивана Арнольдовича Борменталя (до этого на роль пробовались Алексей Жарков, Владимир Симонов, но режиссер отдал предпочтение «князю Мышкину», которого в тот период Борис Григорьевич играл в Театре Советской армии). А самого профессора Филиппа Филипповича Преображенского на экране блистательно представил Евгений Евстигнеев.
Эта работа принесла Борису Григорьевичу невероятную славу, но и потребовала большой отдачи. Плотников работал между Москвой и городом на Неве и выступал в различных как драматургически, так и эмоционально образах. Ему приходилось быстро переключаться, но артист прекрасно справился с задачами. Фильм по праву занял место в золотом фонде советского кинематографа и остается одним из наиболее любимых и часто просматриваемых.
Позднее Борис Григорьевич появлялся на киноэкранах в избранных проектах. Актеру претило сниматься в низкопробных мелодрамах ради денег, потому что он принципиально отказывался понижать планку собственного мастерства. В новом веке актер пополнил фильмографию работами в драме «Империя под ударом», где примерил на себя образ великого князя Сергея Александровича, в музыкальной мелодраме «Сверчок за очагом», в которой получил главную роль Сверчка, хранителя домашнего очага.
В последние годы жизни мужчина нечасто появлялся на экране. Сам артист считал себя больше театральным, чем киноактером. В 2017 году с участием Плотникова состоялась премьера сериала «Крылья империи», где Борис Григорьевич предстал перед телезрителями в образе графа Петра Кирсанова-Двинского. А последней киноработой актера оказалась роль Иова, патриарха Московского и всея Руси, в ленте «Годунов».
Личная жизнь
Артиста считали закрытым даже ближайшие коллеги. Личная жизнь, семья и дети Плотникова — это была тайна за семью замками, куда актер не пускал ни друзей, ни тем более журналистов. Борис Григорьевич был скромным и даже замкнутым человеком, который ценил собственное и чужое личное пространство. Может, поэтому на различных творческих вечерах или шумных кинофестивалях этот актер бывал редко, избегая лишнего внимания и ненужных вопросов.
Смерть
В 2016-м Борис Григорьевич получил приглашение преподавать в ГИТИСе. За 4 года мастерская Бориса Плотникова оказалась одной из лучших студенческих театральных трупп столицы. В 2020-м состоялся выпуск курса. По злой иронии судьбы в начале декабря того же года артиста не стало. Он умер в возрасте 71 года. Причиной смерти стала коронавирусная инфекция. Известно, что из-за тяжелого течения болезни неделю актер провел на аппарате ИВЛ. Прощание с Плотниковым состоялось 5 декабря в МХТ имени А. П. Чехова. Могила артиста расположена на Троекуровском кладбище.
Фильмография
- 1976 — «Восхождение»
- 1978 — «Емельян Пугачев»
- 1980 — «Дульсинея Тобосская»
- 1986 — «Петр Великий»
- 1986 — «Михайло Ломоносов»
- 1986 — «Лермонтов»
- 1987 — «Холодное лето пятьдесят третьего…»
- 1987 — «Гобсек»
- 1988 — «Собачье сердце»
- 1993 — «Раскол»
- 2000 — «Империя под ударом»
- 2005 — «Бой с тенью»
- 2006 — «Пушкин. Последняя дуэль»
- 2011 — «Дар»
- 2011 — «У каждого своя война»
- 2015 — «Истребители. Последний бой»
- 2017 — «Крылья империи»
- 2018-2019 — «Годунов»
Интересные факты
- Поклонники артиста находили внешнее сходство между Борисом Григорьевичем и его коллегой по творческому цеху Николаем Бурляевым.
- Примечательно стремление Плотникова к повышению собственного культурного уровня. На пике популярности актер отправился поступать в Уральский университет, где выбрал факультет искусствоведения.
- Помимо работы в театре и кино Борис Григорьевич занимался озвучиванием анимационных лент и фильмов. Так, голосом артиста говорит Ээх в мультфильме «Ух ты, говорящая рыба!», а также герой Майкла Йорка в картине «Правосудие волков». Неповторимый тембр голоса актера можно услышать и в рекламном ролике «Эликсира молодости», режиссером которого выступила Рената Литвинова.