Биография
Легендарный актер, народный артист РСФСР Алексей Петренко прославился талантливыми перевоплощениями и удивительно реалистичными образами в театре и кино. Он из той немногочисленной когорты российских звезд кинематографа, которым по силам роли в самых разных жанрах и амплуа. Петр I, Иосиф Сталин, аббат Фариа, Григорий Распутин, купец Мокий Парменыч Кнуров — каждая роль актера была точным попаданием в цель и навсегда запомнилась зрителям.
Детство и юность
Родился Алексей Васильевич Петренко 26 марта 1938 года в Украинской ССР, в селе Чемер Черниговской области.
В юности Петренко занимался борьбой и боксом, а в старших классах пошел в драмкружок, что и определило выбор будущей профессии. Мама поддержала сына, а вот отец выбор не одобрил, считая, что актерская стезя не для мужчины. После получения школьного аттестата Алексей отправился поступать в театральный вуз. Он выбрал Харьковский театральный институт, но стать его студентом парню удалось лишь с третьего раза.
После каждой неудачи Алексей отправлялся работать, чтобы не сидеть на шее у родителей. Почти три года он трудился в кузнице в Чернигове. И если бы третья попытка не увенчалась успехом, Петренко наверняка отправился бы в армию. А так как рост у него оказался исполинским, 190 см, то парня непременно взяли бы на флот, отсрочив начало его актерской биографии на долгих четыре года.
Театр
В 1961 году Петренко получил диплом Харьковского театрального вуза, успешно отучившись на курсе народного артиста СССР Ивана Марьяненко. По распределению начинающий актер попал в Запорожский музыкально-драматический театр имени Николая Щорса. На этой сцене он сыграл свои первые роли.
Через два года лицедей сменил запорожские подмостки на сцену Донецкого областного русского драмтеатра. Но и тут задержался на год: молодого артиста заметил главный режиссер и художественный руководитель ленинградского Театра имени Ленсовета Игорь Владимиров и приложил усилия, чтобы переманить молодого человека к себе.
После нескольких успешных лет службы в Театре имени Ленсовета Алексей Васильевич отправился в свободное плавание: он часто менял подмостки, выбирая лишь те роли, которые ему нравились. Артист однажды признался, что всегда придерживался принципа «лучше немного и толково, нежели всеядно».
Петренко появлялся на сценах самых прославленных московских театров: с 1977 года он играл в драматическом театре на Малой Бронной, с 1978-го четыре года блистал на подмостках МХАТа. Позже зрители наблюдали за талантливой игрой артиста в столичной «Школе современной пьесы» и Театре на Таганке.
Театралы в возрасте и сегодня помнят его гениально сыгранную роль Коки в постановке «Серсо» режиссера Анатолия Васильева. Спектакль имел ошеломительный успех и шел четыре года кряду, до середины 80-х.
Советское кино
Впервые Петренко появился на экране в 1967 году. Алексею Васильевичу предложили небольшую роль в мелодраме Виктора Соколова «День солнца и дождя». Дебют оказался успешным, и в начале 70-х актеру стали доставаться крупные персонажи.
Первой главной ролью Петренко был Петр Великий в культовой картине Александра Митты «Сказ о том, как царь Петр арапа женил». В исполнении актера самодержец получился таким, каким его описывает большинство историков: суровым, но справедливым. В этой ленте Алексей Васильевич сыграл в удачном дуэте с Владимиром Высоцким, который появился в образе арапа Ибрагима Ганнибала.
Еще одна звездная роль была сыграна Петренко в 1981 году в исторической драме Элема Климова «Агония». Артисту доверили главного персонажа — Григория Распутина. Права на фильм были проданы за рубеж: картину увидели во Франции, Италии и Америке, она получила множество наград, в том числе Гран-при «Золотой орел».
На советский экран «Агония» вышла лишь в 1985 году. Кроме Петренко в фильме сыграли ключевых персонажей Анатолий Ромашин, Алиса Фрейндлих и Леонид Броневой.
Артист неоднократно привлекался режиссерами на роли, где требовалось изобразить сильную личность. Несколько раз он играл Сталина, перевоплощался в Ивана Грозного и атамана Платова. Но и слабых, отчаявшихся людей актер играл ничуть не хуже: в социальной драме Динары Асановой «Беда» Алексей Васильевич выступил в образе деревенского алкоголика Кулигина.
Восторженные отзывы зрителей не всегда совпадали с мнением критиков. Так, «Жестокий романс» Эльдара Рязанова 1984 года обвиняли в глумлении над классикой и в опошлении пьесы Александра Островского «Бесприданница». Но советскую мелодраму хорошо приняли не только на родине, но и за рубежом. По результатам опроса читателей журнала «Советский экран», лента стала лидером года.
Российский кинематограф
С 1991 года Алексей Васильевич был штатным актером киностудии имени Максима Горького. После распада СССР Петренко не только не пропал с экранов, но и был одним из самых востребованных артистов отечественного кинематографа.
В 1998-м его фильмография пополнилась драмой «Сибирский цирюльник». В каст помимо Петренко вошли Джулия Ормонд, Олег Меньшиков. Историческая мелодрама претендовала на «Оскар». Как и прочие участники съемочной группы, за этот проект Алексей Васильевич был награжден Государственной премией РФ в области литературы и искусства.
По воспоминаниям режиссера Никиты Михалкова, при подготовке к роли генерала Радлова для Петренко наняли педагога-англичанина. Через пять дней усиленных занятий появились результаты: англичанин стал петь русские песни и ругаться с применением матерных выражений.
В 2003 году на экраны вышла новая экранизация романа Федора Достоевского «Идиот». В одноименном сериале Владимира Бортко помимо Петренко задействованы Евгений Миронов, Владимир Машков и Лидия Вележева. 10-серийная драма получила семь премий ТЭФИ, три «Золотых орла», премию Александра Солженицына и пр.
В 2007-м Петренко блестяще сыграл в нашумевшем юридическом детективе Никиты Михалкова «12». В российском ремейке американской драмы Сидни Люмета «Двенадцать разгневанных мужчин» было собрано созвездие артистов: Сергей Маковецкий, Валентин Гафт, Никита Михалков, Сергей Гармаш и многие другие, чьи имена давно известны любителям кинематографа.
Вместе со Светланой Крючковой и Александром Дробитько Петренко появился на экранах в психологической драме «Похороните меня за плинтусом» (2009), снятой по мотивам повести Павла Санаева. Лента участвовала в кинофестивалях «Окно в Европу», «Кинотавр», «Московская премьера» и получила две премии «Ника».
В том же году на телеканале «Россия-1» состоялась премьера сериала «Вольф Мессинг: видевший сквозь время». Драматическая лента была тепло встречена как зрителями, так и кинокритиками и набрала высокие рейтинги. Петренко в который раз перевоплотился во всемогущего Иосифа Сталина.
2010-й ознаменовался премьерой военной дилогии Никиты Михалкова «Утомленные солнцем – 2: Предстояние». На момент выпуска это был самый дорогостоящий российский фильм с бюджетом $ 40 млн, который при этом оглушительно провалился в прокате, собрав в кинотеатрах менее $ 8 млн.
Снялся Алексей Васильевич и в новогодней кинокомедии «Ёлки-2», появившейся в прокате в середине декабря 2011 года. Через пять лет актер вошел в каст пятой части праздничной франшизы.
Одной из последних киноработ артиста была франко-российская картина «Виктор», вышедшая на экраны в 2014 году. Ключевые роли в триллере достались Жерару Депардье и Элизабет Херли. Ленту хорошо приняли только во Франции, а в остальных странах она получила негативные отзывы, связанные, в основном, с внешним видом, весом и игрой Депардье.
Личная жизнь
Артист был женат трижды. В молодости супругой Алексея Петренко стала оперная певица Алла Сандлер. В этом браке родилась дочь Полина, жена оставила театр и посвятила себя заботам о семье, стала опорой мужу, делавшему карьеру на сцене и в кино.
Во время съемок фильма «Беда» актер познакомился с известной журналисткой, в прошлом театральным обозревателем Галиной Кожуховой. Вспыхнувший роман не закончился и после окончания творческой командировки — артист стал жить на две семьи, а после и вовсе переехал в Москву к Кожуховой.
В 1979 году Петренко и Сандлер оформили развод, вскоре актер женился на возлюбленной. В этом браке общих детей не было, но у Алексея Васильевича наладились отношения с пасынком Михаилом Кожуховым, ставшим, как и мама, журналистом и телеведущим. Какое-то время 15-летняя Полина жила с отцом и его новой семьей, но после случившейся ссоры отношения артиста с дочерью испортились. В 2009 году Галина Петровна умерла.
Актер недолго оставался в одиночестве: спустя год его личная жизнь наладилась. 72-летний вдовец женился на журналистке Азиме Расуловне Абдумаминовой, этнической узбечке. Пара венчалась в Свято-Никольском храме на Иссык-Куле, жених прибыл на церемонию в национальном киргизском чапане и чалме, а невеста — в украинском костюме.
Азима Расуловна переехала к любимому мужчине из Бишкека с двумя младшими дочерьми (всего у нее четверо детей). 32-летняя разница в возрасте не стала преградой для счастливой жизни супругов. Они часто появлялись вместе на публичных мероприятиях и премьерах фильмов, в которых играл артист.
Смерть
Петренко, несмотря на крепкое телосложение, не блистал здоровьем. Во время съемок драмы «Агония» в начале 70-х он был впервые госпитализирован из-за стенокардии. Сердечные приступы, с которыми он попадал в больницу, случались в 2006 и 2011 годах, в 2012-м болезнь потребовала оперативного вмешательства.
Алексей Васильевич умер скоропостижно: смерть настигла его 22 февраля 2017 года, за несколько недель до 79-го дня рождения. По словам вдовы артиста, причиной смерти стал оторвавшийся тромб. Врачи скорой помощи, прибывшие на вызов, ничем не могли помочь: Петренко умер, не приходя в сознание.
Смерть великого артиста оказалась неожиданной для всех, ведь он был бодр и полон планов, за две недели до кончины ездил в Центр подготовки космонавтов в Звездном городке, где снимался клип на песню лидера группы Motor-Roller Ильяса Аутова «Ты помнишь, брат, как это было?». Петренко в этом клипе досталась роль космонавта, прилетевшего на орбиту с апельсинами.
Алексей Васильевич похоронен на Никольском кладбище в ближнем Подмосковье.
Фильмография
- 1976 — «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил»
- 1978 — «Беда»
- 1981 — «Агония»
- 1984 — «ТАСС уполномочен заявить...»
- 1984 — «Жестокий романс»
- 1989 — «Узник замка Иф»
- 1989 — «Искусство жить в Одессе»
- 1998 — «Сибирский цирюльник»
- 2001 — «Коллекционер»
- 2003 — «Идиот»
- 2009 — «Вольф Мессинг»
- 2014 — «Виктор»
- 2014 — «Уходящая натура»
- 2016 — «Ёлки 5»
Интересные факты
- Петренко был человеком православным и глубоко верующим. Известно, что в июле 2010 года его избрали членом Патриаршего совета по культуре Русской православной церкви.
- Кроме актерской деятельности артиста привлекали к озвучиванию фильмов и аудиокниг. Алексей Петренко любил озвучивать русские сказки и записал 24-серийный сказочный цикл.