Биография
Алиса Фрейндлих — советская и российская актриса, прославившаяся во времена СССР. Знаменитость не пересматривает фильмы со своим участием и считает себя театральной артисткой. Ведь кинопленка попадает в руки монтажера, и, даже если исполнитель роли уверен, что вот в этом кадре он сыграл как надо, его могут вырезать, потому что режиссеру виднее.
Детство и юность
Алиса Бруновна Фрейндлих родилась в Ленинграде. Ее мама Ксения Федоровна всю юность прожила в Пскове, потом переехала в Северную столицу. Она записалась на курсы в Театр рабочей молодежи и познакомилась там с актером с немецкими корнями Бруно Фрейндлихом.
Семья отца артистки переехала в Россию еще при правлении императрицы Екатерины II. Фрейндлихи были известны как хорошие стеклодувы. Отец Бруно, Артур, хотел продолжить семейное дело, но попытка не увенчалась успехом, так как у второго сына оказались слишком слабые легкие.
Артур Фрейндлих устроился в магазин обуви, который снабжал императорский двор. Поработав там какое-то время, он решил открыть собственное дело, закупил необходимые материалы и оборудование, арендовал помещение и сделал вывеску «Изящная обувь Фрейндлих». Однако воплотить планы не удалось: Артур скоропостижно скончался.
Семья Фрейндлих жила в доме на Исаакиевской площади. 8 декабря 1934-го у Ксении Федоровны и Бруно Артуровича родилась дочь. Изначально мама хотела назвать малютку Наташей, но отец и бабушка настояли на другом имени — Алиса. Девочку записали русской по национальности.
Еще в детстве будущая актриса проявляла интерес к пению и творчеству. Когда ей было три года, она увидела дипломное выступление маминой сестры и ее супруга. Родственники оканчивали консерваторию. Это зрелище сильно повлияло на маленькую девочку, она три дня напевала мелодии и с тех пор начала играть в театр, надевая мамины платья.
До начала Великой Отечественной войны отец будущей артистки уехал с театром на гастроли в Ташкент. Родители Фрейндлих решили расстаться. Алиса осталась с матерью и бабушкой. Родственников по отцовской линии выслали из Ленинграда, а брата Бруно с женой арестовали и расстреляли.
В 1941-м Алиса пошла в первый класс. Спустя пару дней началась блокада Ленинграда. В интервью актриса всегда вспоминает этот период как самый тяжелый, но вместе с тем и самый яркий. Она отчетливо помнит события тех дней, вплоть до мелочей. Выжить удалось благодаря бабушке, которая организовала строгий режим питания, выдавая хлеб по часам.
Состояние здоровья девочки и ее мамы было очень слабым не только в физическом плане из-за недостатка питания. Тяжело жилось психологически — из-за немецких корней и натиска общественности. В военное время Ксения Фрейндлих занимала пост бухгалтера. После войны мать с дочкой переехали в Таллин.
В Эстонии Алиса прожила с мамой три года и окончила пятый класс. После этого они снова вернулись в Ленинград, и будущая артистка продолжила учебу в своей старой школе. В Северную столицу также переехал Бруно Фрейндлих вместе с новой семьей. Как вспоминала звезда кино, мама была не против общения дочери с родным отцом, но его новая жена запрещала родным людям встречаться. Более того, единокровная сестра Алисы даже не догадывалась о существовании родственницы.
В школьные годы биографии Фрейндлих посещала театральный кружок, который вела актриса Мария Призван-Соколова. Она поверила в талант юной подопечной и обучила азам актерского мастерства. Благодаря Марии Александровне Алиса с первого раза поступила в Ленинградский театральный институт имени А. Н. Островского, где без труда получила профильное образование.
В вузе она стала подопечной Бориса Зона, воспитавшего Зинаиду Шарко, Бориса Блинова, Эмму Попову. Он видел Алису в амплуа острохарактерной актрисы и травести и всегда горой стоял за своих учеников. Диплом исполнительница получила в 1957 году.
Алиса Фрейндлих в театре
После успешного окончания театрального института Алису Бруновну пригласили в Ленинградский драматический театр имени В. Ф. Комиссаржевской. Как вспоминает Фрейндлих, здесь она прошла огонь, воду и медные трубы.
Молодая артистка получала только те роли, которые не устраивали любимицу публики Эмму Попову. Фрейндлих было нелегко, она много переживала, но в то же безмерно была благодарна за эту актерскую и жизненную школу. В этом театре Алиса Бруновна сыграла больше десяти героинь.
В 1961 году она перешла в Ленинградский академический театр имени Ленсовета. Актрису маленького роста (153 см) и огромного таланта заметили и оценили по достоинству. В театре Ленсовета Фрейндлих стала настоящей примой. Художественный руководитель Игорь Владимиров уловил специфику ее актерского таланта. При выборе репертуара он ориентировался на индивидуальность исполнительницы. Одна из ее ярких ролей — героиня спектакля «Ковалева из провинции».
В 1983 году Алиса Бруновна перешла в Большой драматический театр имени М. Горького, где дебютировала в постановке «Киноповесть с одним антрактом». Затем она начала появляться в главных ролях в многочисленных спектаклях, среди которых «Коварство и любовь», «Макбет», «Калифорнийская сюита».
В 80-е годы актриса регулярно появлялась на подмостках БДТ. Зрители видели ее как в классических постановках по произведениям Уильяма Шекспира и Антона Павловича Чехова, так и в сюжетах современных авторов.
В следующем десятилетии театр переименовали в честь знаменитого режиссера Георгия Товстоногова. Алиса Бруновна осталась в труппе, продолжая регулярно пополнять репертуар новыми яркими образами. В их числе Шарлотта из чеховского «Вишневого сада» и Алиса из одноименной постановки по мотивам творчества Льюиса Кэрролла.
В 2019 году в БДТ состоялась премьера пьесы Ивана Вырыпаева «Волнение», которая была написана специально для Фрейндлих. В интервью режиссер признался, что работал над произведением «с огромным уважением и благодарностью за ее творческий путь». Алиса Бруновна предстала в образе американской писательницы польского происхождения. Спектаклем звезда сцены отметила 35-летие служения в театре.
Алиса Бруновна известна не только своими ролями, но и проникновенными декламациями. Чтение стихов во все времена считалось признаком актерского мастерства, недаром это испытание проходят абитуриенты в театральных училищах, и через рифмованные строки Фрейндлих раскрывает грани своего таланта. Особенно артистичный голос знаменитости запомнился поклонникам по аудиосказке «Щелкунчик».
В Сети легко отыскать аудио- и видеозаписи, где актриса читает стихи поэтов Серебряного века Анны Ахматовой и Марины Цветаевой, но наибольшей популярностью пользуется «Монолог женщины» Роберта Рождественского в исполнении Фрейндлих. Это прочтение настолько популярное, что вводит современных слушателей в заблуждение. Некоторые всерьез считают звезду автором этих строк.
Творческие успехи знаменитости признаны и народом, и на официальном уровне. Алиса Бруновна получила несколько почетных орденов за вклад в искусство и два десятка престижных государственных премий, не считая многочисленных наград различных кино- и театральных фестивалей и конкурсов.
В 2021 году Фрейндлих вручили государственную премию — орден «За заслуги перед Отечеством» II степени. Тогда же стало известно, что артистка, которая ранее перенесла коронавирусную инфекцию, намеревается продолжить театральную карьеру.
Ожидание не было долгим — в мае Алиса Бруновна сыграла в спектакле «Волнение» на сцене БДТ. На вопросы о самочувствии она лаконично ответила:
«Сносно».
А в интервью поделилась, что очень переживала, как будет выступать после длительного перерыва. Впрочем, громкие аплодисменты публики развеяли ее волнение.
Фильмы
Если в 60-х годах Фрейндлих была уже хорошо известна в театральных кругах, то с кино ей не везло. На главные роли ее почти не приглашали. В дебютной картине «Неоконченная повесть» Алиса Бруновна даже не появилась в титрах. Она сыграла школьницу в «Бессмертной песне», буфетчицу в «Полосатом рейсе», Эллочку-людоедку в телеспектакле «12 стульев» и ряд других эпизодических ролей. Исключение составила комедия «Похождения зубного врача».
Удача улыбнулась актрисе в 1974-м. Ее задействовали в целой серии достаточно популярных кинолент. В мелодраме «Анна и Командор» она сыграла собеседницу Иннокентия Смоктуновского, рассказывающую о погибшем муже. В роли последнего выступил Василий Лановой.
Иннокентий Михайлович озвучил экранного супруга звезды в мелодраме «Опасный возраст» о парфюмере, утратившем способность различать запахи. Со Смоктуновским Фрейндлих снялась в детском фильме «Принцесса на горошине» по мотивам сказок Ганса Христиана Андерсена. Артистка получила главную роль еще в одной экранизации произведения датского писателя — «Тайна Снежной королевы».
Вышедшая в 1974 году музыкальная комедия «Соломенная шляпка» подарила Алисе Бруновне роль беззаботной баронессы, за чье внимание дерутся герои Михаила Козакова и Михаила Боярского.
Драма Элема Климова «Агония» вышла на экраны с четвертой попытки: не пропускала советская цензура. В ленте о падении Российской империи Фрейндлих предстала в образе придворной дамы, ярой почитательницы Григория Распутина.
«Служебный роман»
Всенародная любовь зрителей пришла к актрисе после «Служебного романа» в 1977 году. На роль Людмилы Калугиной исполнительницу сразу утвердил сам режиссер фильма Эльдар Рязанов. Игорь Владимиров запретил актрисе сниматься в кино, так как считал, что съемки вредят работе в театре. Рязанову пришлось лететь из Москвы в Ленинград и лично уговаривать коллегу, чтобы тот согласился.
Трудолюбивая звезда учила роль Калугиной по ночам. Но этот труд стоил того: после выхода картины Алиса Бруновна проснулась знаменитой. Она сама нашла подходящий костюм для своего образа, походку скопировала у деловых женщин того времени.
В «Служебном романе» Фрейндлих исполняет две песни, которые стали хитами, — «У природы нет плохой погоды» и «В моей душе покоя нет». Ей пришлось сыграть двух героинь в одной: строгую мымру в начале сюжета и цветущую красавицу после преображения.
Роль главного протагониста и любовного интереса Кулагиной, Анатолия Новосельцева, исполнил Андрей Мягков, а главного антагониста Юрия Самохвалова сыграл Олег Басилашвили. Светлана Немоляева исполнила роль Рыжовой, а Лия Ахеджакова примерила яркий образ секретарши Верочки, озабоченной перевоплощением своей начальницы. Реплики Веры о бровях и походке Людмилы Прокофьевны стали афоризмами и надолго вошли в речь телезрителей.
Дальнейшая карьера
После фильма «Служебный роман» Фрейндлих, по мнению критиков, сыграла еще одну выдающуюся роль — королевы Анны в экранизации «Трех мушкетеров». Сначала Алисе Бруновне было сложно вжиться в образ, но после разъяснений режиссера она поняла, каким характером и стилем поведения обладает героиня.
Затем актриса поучаствовала в двух совершенно непохожих друг на друга комедиях с говорящими названиями. «Старомодная комедия» была скорее мелодрамой о романе в пансионате, а «Комедия ошибок» — классической комедией по мотивам пьесы Шекспира о близнецах, которые своим сходством вносят неразбериху в спокойную жизнь города. В последней Алиса Бруновна выступила только как актриса озвучивания.
Когда Андрей Тарковский приступил к съемкам фильма «Сталкер» — экранизации повести Бориса и Аркадия Стругацких «Пикник на обочине», в главной роли он видел свою жену Ларису. По совету оператора картины на пробы пригласили Марину Неёлову и Алису Фрейндлих.
Неёлова не подошла по возрасту. Алисе Бруновне довелось сыграть жену персонажа Александра Кайдановского. Артистка сожалела, что впоследствии судьба больше не сводила ее с Тарковским. В 2015 году на фестивале «Зеркало», носящем имя режиссера, Фрейндлих вручили премию «За вклад в кинематограф».
В 1981 году в жизни актрисы произошли запоминающиеся события, которые повлияли на ее дальнейшую судьбу. Ей присудили звание народной артистки Советского Союза. Также она сыграла в ленте «Опасный возраст».
Следующая экранная работа знаменитости — «Жестокий романс», созданная на основе пьесы Александра Островского «Бесприданница». В ней Фрейндлих перевоплотилась в Хариту Огудалову. Затем артистка участвовала в съемках ленты «Успех».
В конце 80-х зрители увидели Алису Бруновну в мелодраме «Будни и праздники Серафимы Глюкиной», в которой она получила главную женскую роль. На съемочной площадке коллегами исполнительницы стали такие знаменитые артисты, как Николай Еременко – младший, Вацлав Дворжецкий и Валентина Панина.
После распада СССР
После распада СССР в карьере Фрейндлих наступил застой. В 1993-м она снялась в продолжении «Мушкетеров», но картина получилась не столь популярной, как первая часть. Однако стоит отметить работу Валерия Тодоровского «Подмосковные вечера», принесшую исполнительнице первую премию «Ника» за главную женскую роль.
После «Подмосковных вечеров» актриса долгое время не снималась. На широкий экран она возвратилась в 2004 году: ее пригласили на одну из главных ролей в кинофильм «На Верхней Масловке». Партнером Алисы Бруновны по съемочной площадке стал Евгений Миронов. За роль 87-летней скульпторши Анны Борисовны она получила вторую «Нику».
Критики тепло приняли персонажа Алисы Фрейндлих, отметив, что актриса по-новому раскрыла образ пожилой героини — сыграла не стереотипную бабушку, а простую женщину, которая все еще любит, мечтает и чувствует, несмотря на возраст.
Еще она сыграла в главной роли детективного мини-сериала «Женская логика». Поклонникам запомнилась любознательная Ольга Туманова — сотрудница издательства по профессии и сыщик по призванию. В 2008 году Фрейндлих получила две главные роли в картинах «Васильевский остров» и «Марево».
В четвертой части повествования об отважных рыцарях плаща и шпаги «Возвращение мушкетеров, или Сокровища кардинала Мазарини» Алиса Бруновна вновь сыграла королеву Анну Австрийскую. И через 30 лет после выхода первого фильма по произведению Александра Дюма гордая испанка в исполнении актрисы была так же хороша, как и в молодости.
В 2009 году Алиса Фрейндлих сыграла в картине «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину», посвященной биографии и произведениям Иосифа Бродского. Режиссер Андрей Хржановский призывал не считать киноленту байопиком, а воспринимать как работу, основанную на стихах и прозе Бродского. Фрейндлих сыграла мать поэта и была действительно счастлива получить роль, так как очень любит стихи этого автора.
В 2014-м актриса получила одну из главных ролей в мелодраме «Линия Марты». В том же году она стала гостьей передачи «Вечерний Ургант», где поделилась со зрителями воспоминаниями о знаковых спектаклях и умением культурно чистить семечки. Любовь к этому продукту она выразила и два года спустя Юлии Меньшовой в телешоу «Наедине со всеми».
Последующие годы стали затишьем в творческой жизни артистки. Появились слухи, что она решила завершить актерскую карьеру, но эта информация оказалась ложной. В 2017-м в фильмографии Алисы Бруновны появился новый проект. Роль суровой, а порой и жестокой преподавательницы хореографического училища в драме Валерия Тодоровского «Большой» была отмечена номинацией на «Золотого орла» в категории «Лучшая актриса».
Успешным проектом с участием Алисы Бруновны стал фильм «Родители строгого режима». В картине, премьера которой состоялась весной 2022 года, она сыграла главную роль матери мэра города. Постаревшие родители, видя, что их сын живет не по совести, решили перевоспитать его, посадив в доме буквально за решетку.
Режиссер поделился с прессой информацией, что артистка долго не соглашалась на съемки, находя аргументы. Но уговоры все же привели к успеху. В работе между ними не возникало конфликтов. Никита Владимиров понимал, насколько Фрейндлих было сложно довериться новичку в киноискусстве. Но начинающий кинематографист не почувствовал недоверия со стороны Алисы Бруновны.
Осенью стало известно, что Фрейндлих попала в шорт-лист премии «Звезда театрала» вместе с Евгением Цыгановым, Максимом Авериным и Викторией Исаковой. А в декабре следующего года артистка отметила 89-й день рождения. С этим праздником ее поздравил президент Владимир Путин.
Личная жизнь
В личной жизни Алису Бруновну сопровождали творческие личности.
Студенческий брак
В первый раз актриса вышла замуж за однокурсника Владимира Карасева. Молодые люди встретились и на третьем курсе решили пожениться. Пара жила в квартире семьи Фрейндлих. Студенческий брак продлился недолго, к концу учебы актриса рассталась с супругом.
Игорь Владимиров
Вторым мужем молодой Фрейндлих стал Игорь Владимиров, руководитель Театра имени Ленсовета. Этот брак — результат служебного романа. Режиссер был старше избранницы на 16 лет. Как признавалась артистка, Игорь Петрович многое сделал для нее в профессиональной сфере. У пары родилась дочь Варвара Владимирова. Из-за творческих разногласий и проблем семья распалась.
Художник Юрий Соловей
Третий супруг Фрейндлих — художник Юрий Соловей, с которым она прожила 12 лет. По словам Алисы Бруновны, избранник не мог себя реализовать из-за недостатка знаний, поэтому, смотря на успешную жену, часто устраивал скандалы.
После развода
Дочь Варвара решила пойти по стопам мамы и сегодня играет с ней в одном театре, параллельно трудится заместителем гендиректора строительной компании по корпоративным коммуникациям. Она вырастила двух детей — сына Никиту и дочь Анну. Их отец Сергей Тарасов был сенатором Он погиб в 2009 году в результате теракта.
Внучка Алисы Бруновны Анна по образованию продюсер, в 2017 году она вышла замуж за актера Алексея Мышинского. Внук актрисы тоже мечтал о творческой профессии, сейчас уже выучился на режиссера и продюсера в Школе-студии МХАТ.
Никита Владимиров снял любимую бабушку, а также Марину Неёлову и Евгения Миронова в главной роли в трагикомедии «Карп отмороженный». Чтобы собрать деньги на фильм, молодой человек заложил собственную квартиру. Жертвы оправдались — картина получила приз зрительских симпатий Московского международного кинофестиваля. Потом нашелся и спонсор, который погасил долги Владимирова-младшего.
В 2022 году стало известно, что Алиса Бруновна в третий раз стала прабабушкой. Сюжет о пополнении в семье артистки вышел в программе «Ты не поверишь!» на НТВ.
Когда появляется свободное время, Фрейндлих идет в театр как зритель, гуляет по городу. Правда, предпочитает делать это в сумерках, чтобы избежать «эпидемии просьб» о совместном фото.
Состояние здоровья
В конце декабря 2020-го стало известно о госпитализации артистки с 80%-м поражением легких. За две недели до этого ей диагностировали коронавирусную инфекцию, однако лечение проходило в домашних условиях. Самочувствие Алисы Бруновны ухудшилось, и ее пришлось доставить в реанимацию.
Только спустя месяц врачи отметили положительную динамику в состоянии здоровья пациентки. Выписалась Фрейндлих из больницы в феврале 2021 года.
Спустя несколько лет артистка рассказала, что коронавирусная инфекция оставила свои следы. У нее возникли серьезные проблемы со слухом.
Алиса Фрейндлих сейчас
Сейчас Алиса Бруновна снимается нечасто, но продолжает играть в театре. В 2024 году на сцене БДТ им. Г. А. Товстоногова с ее участием шли постановки «Алиса», «Дядюшкин сон», «Лето одного года». Также в январе вместе с Владимиром Спиваковым Фрейндлих поучаствовала в концерте, посвященном празднованию снятия блокады Ленинграда. Актриса поделилась личными воспоминаниями об этих событиях.
Год стал для Алисы Бруновны юбилейным — ей исполнялось 90 лет. В честь этого поклонники актрисы организовали проект «Путь длиной в 90 лет», где делились фото и фактами из биографии любимицы. Ее также наградили орденом «За заслуги перед Отечеством» первой степени.
Фильмография
- 1961 — «Полосатый рейс»
- 1965 — «Похождения зубного врача»
- 1974 — «Анна и командор»
- 1977 — «Служебный роман»
- 1978 — «Д'Артаньян и три мушкетера»
- 1979 — «Сталкер»
- 1981 — «Опасный возраст»
- 1984 — «Жестокий романс»
- 1986 — «Прости»
- 1992 — «Мушкетеры двадцать лет спустя»
- 1993 — «Тайна королевы Анны, или Мушкетёры тридцать лет спустя»
- 1994 — «Подмосковные вечера»
- 2002-2004 — «Женская логика»
- 2008 — «Васильевский остров»
- 2009 — «Возвращение мушкетеров»
- 2014 — «Линия Марты»
- 2017 — «Большой»
- 2017 — «Карп отмороженный»
- 2022 — «Родители строгого режима»
Награды
- 1965 — Заслуженная артистка РСФСР
- 1971 — Народная артистка РСФСР
- 1981 — Народная артистка СССР
Интересные факты
- В копилке Алисы Фрейндлих десятки наград и присужденных почетных званий. Среди них есть не только дарованные государством лавры, но и такой неофициальный знак зрительского признания, как «Солнечная актриса».
- В интервью, которое звезда дала газете «Советская культура» в 1987 году, призналась, что всегда мечтала о роли булгаковской Маргариты, но уже в то время не вписывалась в образ из-за возраста. К тому же, по мнению самой Фрейндлих, роман настолько многоплановый, что, когда даже появилась возможность инсценировать его в театре, добиться серьезных успехов мало кому удалось.
- Как и многие представительницы прекрасного пола, а особенно дамы творческих профессий, Алиса Бруновна любит цветы. Однако роскошным лилиям и розам она предпочитает скромные полевые цветы — васильки и ромашки.
- С юности Фрейндлих была сладкоежкой, конфеты предпочитала с ореховой начинкой. Один из почитаемых Алисой Бруновной (помимо семечек) несладких продуктов — грибы. Готовит она их самостоятельно: солит, жарит, маринует, варит супы. Более того, артистка сама с удовольствием собирает дары леса.
- Знаменитость выступает за натуральную красоту и является противницей пластических операций, если на то нет серьезных медицинских показаний.