Людмила Прокофьевна

Людмила Прокофьевна Калугина
О персонаже
Страна
Россия
Создатель
Деятельность
руководитель статистического учреждения

История персонажа

«Служебный роман» — разобранная на цитаты советская киноклассика. Как и ряд других фильмов той поры, это результат совместного творчества талантливых людей. Его популярность — немалая заслуга актеров, сумевших создать на экране запоминающиеся образы, такие как Людмила Прокофьевна Калугина.

Создание персонажа

История создания фильма началась с написания пьесы «Сослуживцы». Авторами выступили будущий режиссер картины Эльдар Рязанов с драматургом Эмилем Брагинским. Произведение было завершено в 1971 году, после чего его поставили на сцене одновременно в Ленинграде и Москве.

Посмотрев спектакли, авторы поняли, что ни один из вариантов их не устраивает. Тогда-то и появилась идея снять на пленку собственное видение пьесы.

С выбором артистов у Рязанова проблем не возникало — Алису Фрейндлих, Андрея Мягкова и других он утвердил без проб, поскольку давно с ними сотрудничал и не сомневался в благополучном исходе.

Алиса Фрейндлих в образе Калугиной в фильме «Служебный роман» / Фото: Кино-Театр.РУ
Алиса Фрейндлих в образе Калугиной в фильме «Служебный роман» / Фото: Кино-Театр.ру

Над внешностью героев пришлось изрядно поработать. Чтобы зритель не путал персонажа Мягкова с Женей Лукашиным из недавно вышедшей «Иронии судьбы…», ему наклеили нелепые усы и надели на нос некрасивые очки. С Фрейндлих было еще сложнее.

Очаровательная Алиса Бруновна просто так не смогла бы превратиться в невзрачную начальницу по фамилии Калугина. Но подключился весь коллектив — костюмеры отыскали на складах «Мосфильма» самые бесформенные предметы одежды, гримеры потрудились над прической и иными деталями внешности актрисы. Наконец, завершили образ старые очки в роговой оправе. «Мымра» получилась что надо.

Биография и карьера Людмилы Калугиной

Возраст Калугиной — 36 лет, она руководит московским статистическим учреждением. Людмила Прокофьевна — серьезный начальник, относящийся к должностным обязанностям со всей ответственностью. Ей предоставлен служебный автомобиль «Волга» с личным водителем.

Внешне женщина выглядит состоявшимся человеком с успешной карьерой. Дом Людмилы Прокофьевны расположен в центре Москвы, квартира относится к категории элитных по тогдашним меркам. Даже обстановка рабочего кабинета с дорогим и редким на тот момент компьютером указывает на этот факт. Но вместе с тем женщина несчастна, поскольку личная жизнь не складывается.

В разговоре с Анатолием Новосельцевым (Андрей Мягков) Калугина дает волю эмоциям и рассказывает часть своей биографии. Оказывается, в юности за ней ухаживал некий мужчина, но потом бросил Людмилу, уйдя к ее подруге. С тех пор никаких новых отношений она ни с кем не заводила. Да и требования к потенциальному избраннику у нее серьезные — за первого встречного она бы замуж не пошла.

Новосельцев (Андрей Мягков) и Калугина (Алиса Фрейндлих) в фильме «Служебный роман» / Фото: Lisa.ru
Новосельцев (Андрей Мягков) и Калугина (Алиса Фрейндлих) в фильме «Служебный роман» / Фото: Lisa.ru

Так или иначе, но теперь героиня предстает перед зрителем живущей в постоянном внутреннем конфликте. Она хотела бы обзавестись семьей, но по прошествии долгих лет одиночества уже не верит, что такая возможность когда-то представится. Однако вскоре происходит неожиданный сюжетный поворот.

Она впервые по-другому смотрит на Новосельцева, своего давнего подчиненного. Вдруг женщина понимает, что с ним можно беседовать не только о статистике и других рабочих моментах. Впрочем, неуверенность в Калугиной исчезает не сразу.

Первое время, пока развивается роман с Анатолием Ефремовичем, она сомневается в мужчине. Но концовка фильма намекает, что в дальнейшем у пары все сложится благополучно.

Внешность и характер Людмилы Прокофьевны

Внешность героини фильма «Служебный роман» помогает понять суть ее характера. Она носит одежду мрачных серых или коричневых тонов. Единственный повседневный костюм выглядит так, словно сшит для мужчин. Обувь также не добавляет Калугиной женственности — некрасивые туфли на низком каблуке не меняются в течение нескольких дней.

Людмила Прокофьевна разительно отличается от остальных женщин, работающих в статистическом учреждении. Все они начинают трудовой день с ухода за собственной внешностью — красятся, надевают украшения. У Калугиной же из аксессуаров можно заметить только часы на запястье, напоминающие мужские, при полном отсутствии какой-либо косметики.

Движения персонажа характеризуют ее как делового человека, не умеющего кокетничать или даже разговаривать на личные темы. Это строгие жесты, широкие и быстрые. Походка целенаправленная, выдающая в женщине начальника.

Когда начинается роман с Анатолием Ефремовичем, в один прекрасный день Калугина преображается. Руководитель появляется в конторе с новой прической, с макияжем и клипсами, в симпатичном платье. Кроме того, уроки Верочки (Лия Ахеджакова) по правильной женственной походке, очевидно, не прошли даром.

Но и с новой внешностью Людмила Прокофьевна еще не изменилась внутренне. Только постепенно она привыкает к тому, что является молодой привлекательной женщиной, достойной семейного счастья.

Отношения с окружающими

В прошлом Людмила Прокофьевна пережила личную драму — измену единственного за всю жизнь ухажера. После этого она планомерно прекратила общение со всеми подругами, а не только с той, к которой ушел мужчина. Да и в целом Калугина разочаровалась в людях и даже в себе.

Но несчастье героиня ощущает не только из-за проблем в личной жизни. Отношения с коллективом тоже складываются не лучшим образом. Деловая и волевая начальница с головой погружена в собственную работу, предана занятию, но не видит к себе уважения.

Даже секретарша Верочка явно демонстрирует отношение к непосредственному руководителю — разговаривает с Калугиной, закинув ноги в сапогах на стол и отвернувшись к ней спиной.

Вера и остальные сотрудники учреждения видят в начальнице только бездушного директора, «сухаря в юбке». Никто не относится к ней как к человеку и тем более как к женщине. Подчиненные дали ей прозвище «наша мымра».

Юрий Самохвалов (Олег Басилашвили), заняв должность заместителя Калугиной, тоже смотрит на нее только как на начальника. Карьерист считает, что при правильном построении отношений с ней можно извлечь личную выгоду.

Интересные факты

  • Сначала пьесу «Сослуживцы» поставили на театральных сценах. В Ленинграде роль Калугиной досталась Ольге Волковой, а в Москве — Галине Анисимовой.
  • Когда Эльдар Рязанов решил снять по произведению фильм, он планировал назвать его «Сказка о руководящей Золушке». Но киноначальство не оценило эту идею, в итоге зритель увидел «Служебный роман».
  • Затем, уже после выхода фильма, появился новый спектакль. Правда, в Китае — картина получила известность и за границей.
  • Наконец, в 2011 году на экраны вышел ремейк «Служебный роман. Наше время». В спорной киноработе образ Калугиной воплотила Светлана Ходченкова, а Новосельцева сыграл Владимир Зеленский.
Владимир Зеленский и Светлана Ходченкова в образах Новосельцева и Калугиной в фильме «Служебный роман. Наше время» / Фото: Кинориум
Владимир Зеленский и Светлана Ходченкова в образах Новосельцева и Калугиной в фильме «Служебный роман. Наше время» / Фото: Кинориум
  • Любители подмечать детали в кино давно определили точный адрес Калугиной. Ее дом легко рассмотреть в сцене, где Новосельцев выжидает время для визита и сидит во дворе. Установлено: Людмила Прокофьевна жила на московской улице Большой Никитской, в доме под номером 43а.
Читайте такжеАктеры фильма "Служебный роман": тогда и сейчас

Цитаты Людмилы Прокофьевны из фильма «Служебный роман»

Цитаты Калугиной помогают добраться до нюансов ее характера. Например, эмоциональный фон одинокой женщины явно понижен:

«…люблю посидеть одна»,
«…устаю от шума».

О депрессивном состоянии говорит ее откровенное признание Новосельцеву:

«…пойду варить кофе и не потому что хочу позавтракать, а потому что так надо»

или

«Засиживаюсь на работе допоздна…».

После начала романа с Новосельцевым наученная горьким опытом Людмила Прокофьевна еще долго пребывает в тревожном ожидании предательства. Калугина произносит такие фразы, как

«Я думаю о вас даже чаще, чем это позволительно. Но это не имеет значения»,
«Я вам не верю».