Верочка

Verochka
О персонаже
Страна
Россия
Создатель
Деятельность
секретарь
Семейное положение
разведена

История персонажа

Верочка — второстепенный персонаж пьесы «Сослуживцы», вышедшей на экраны в форме телеспектакля с одноименным названием в 1973 году. Ее соавторами стали Эльдар Рязанов и Эмиль Брагинский. В 1977-м Рязанов снял фильм «Служебный роман», в котором персонаж остался, но его характеристики изменили под Лию Ахеджакову.

История создания персонажа

Жанр пьесы – лирическая комедия. Сюжет построен вокруг служебного романа, развивающегося между директрисой института статистики Людмилой Калугиной (Алиса Фрейндлих) и ее сотрудником, старшим статистиком Анатолием Новосельцевым (Андрей Мягков). История создания остальных персонажей опирается на штатное расписание института. Если есть директор, то и секретарь будет. Отсюда появляется базовая характеристика образа в пьесе:

  • внешность – длинноногая блондинка;
  • профессиональные навыки и способности средние;
  • кругозор ограничен;
  • по характеру любопытная сплетница, любит давать советы;
  • главное желание — побыстрее выскочить замуж за выгодного кавалера;
  • круг интересов — мода, внешность, подруги и женихи.

Потребность переделать роль для фильма возникла у режиссера после близкого знакомства с артистическими способностями актрисы. До «Иронии судьбы» Ахеджакова играла в детских спектаклях. Кинорежиссеры не склонны их посещать и анализировать, как играют детские актеры, а внешность у актрисы самая обычная. Поэтому Ахеджакову приглашали на эпизодические роли, не замечая ее талантов. Так поступил и Рязанов.

Лия Ахеджакова в образе Верочки в фильме «Служебный роман» / Фото: ArnFoto.ru
Лия Ахеджакова в образе Верочки в фильме «Служебный роман» / Фото: ArnFoto.ru

Подруга Нади в «Иронии судьбы» тоже эпизодический персонаж. Однако актриса создала образ, успешно затмевающий остальных героев. Ее «училка» бесконечно добра, предана идее нести «разумное, доброе, вечное». Настойчива, если нужно. Способная искренне радоваться за подругу, влюбившуюся в главного героя. В интервью Эльдар Рязанов говорил, что после этой роли уже не представлял себе следующий фильм без Лии Ахеджаковой.

От предыдущего образа остался интерес к моде, а придумывать остальные характеристики режиссер доверил самой Ахеджаковой. Он собрал на площадке мастеров импровизации и создал творческую атмосферу, в которой актеры участвовали в формировании персонажей вместе с костюмерами и сценаристами.

Биография и карьера секретарши Верочки

По первоначальному замыслу, Верочка замужем. На роль мужа пробовался актер Михаил Светличный, но его не утвердили, о чем он искренне сожалел. Роль досталась молодому артисту Александру Фатюшину. Это бы его первый фильм.

Однако задумка не удалась. После того, как отсняли часть материала, Фатюшин травмировал глаз, и от съемки пришлось отказаться. Отснятые кадры удалили. Остался только «муж в телефонной трубке» и эпизод, где он мелькнул в кадре без упоминания роли. Так в биографии секретарши появился новый факт: Верочка разведена, но периодически говорит с мужем по телефону. Озвучивал голос Олег Басилашвили.

Карьера героини монотонна. Верочка все время находится в приемной и отвечает на вопросы посетителей:

«<...> Что <…> с Людмилой Прокофьевной?» — спрашивает посетитель. «<…> роман с Новосельцевым», — отвечает хозяйка приемной.

Внешность и характер Верочки из фильма «Служебный роман»

Ахеджакова — маленькая брюнетка с короткой стрижкой «мальчик-паж». «Это Верочка, — представляет ее авторский голос за кадром. — Она любопытна, как все женщины, и женственна, как все секретарши». Ее внешность не соответствует образу секретарши в пьесе. Но, подчеркнув несоответствие факта ожиданиям, Рязанов дает актрисе возможность показать актерский талант так, чтобы его заметили зрители и будущие режиссеры.

Лия Ахеджакова в образе Верочки в фильме «Служебный роман» / Фото: ArnFoto.ru
Лия Ахеджакова в образе Верочки в фильме «Служебный роман» / Фото: ArnFoto.ru

По характеру секретарь Калугиной:

  • Наблюдательная женщина, что видно по цитатам из диалогов: «Верочка, вы, как всегда, в курсе», — говорит Самохвалов.
  • Правдивая: «Верочка, я иногда бываю резка, груба», — реплика Калугиной. «Да, это факт», — звучит ответ.
  • Способная к нешаблонному анализу. Ей приносят сапоги, и Вера не уверена, брать или нет. Принимает положительное решение после того, как Калугина отзывается о них «очень вызывающие». Т. е. вывод делается исходя из противоположных вкусов в отношении одежды.

Отношения Верочки с окружающими

Моделируя отношения секретарши с сотрудниками, Рязанов не отступает от классики жанра. Секретарь — это функция. С ней поддерживают отношения не из искренней дружбы, а от способности сообщить важную информацию. Это позволяет предупрежденному сотруднику «реагировать на упреждение». Также люди надеются, что если директор вязнет в сомнениях, но они дружат с секретарем, то та попробует развеять сомнения в пользу просителя. И это вынуждает их «дружить».

Ахеджакова делает образ секретарши немного другим. Она секретарь-справочник, который стоит «над схваткой». Сообщает информацию, но не принимает близко к сердцу ни одну из сторон.

Интересные факты

  • Верочка — законодательница моды в своем институте. Ее собственный стиль — бохо. Чтобы зритель не перепутал, костюмеры подчеркивают его сигаретой в руке женщины. Это отсылка к моде начала прошлого века, но в современней интерпретации — без мундштука. Сцена, где Верочка говорит по телефону и вяжет, еще одна характеристика этого стиля. В 1970-х женщины вязали, но бохо тоже подразумевает наличие hand made вещей в гардеробе.
  • Базовые характеристики бохо: свободная посадка наряда, плавный силуэт, многослойные украшения, натуральные ткани и естественные цвета. Струящийся силуэт делает одежду подходящей для любой фигуры. Он скрывает дефекты. Натуральные ткани дают комфорт и удобную посадку. Базовые цвета — диапазон голубых и коричневых оттенков.
  • Джинсы-клеш и джинсовые сарафаны — отличительная черта моды 1970-х.
  • Короткая прическа «мальчик-паж» обусловлена ролями, которые актриса играла в детском театре. На короткие волосы проще надевать парики и другие атрибуты внешности персонажей детских спектаклей (уши зверят, короны).
Павел Воля в образе Вадика в фильме «Служебный роман. Наше время» / Фото: Кинориум
Павел Воля в образе Вадика в фильме «Служебный роман. Наше время» / Фото: Кинориум
  • Возраст секретаря — отсылка к нестандартности образа. Обычно секретарь — молодая женщина. В пьесе — ей 23, но на момент съемки фильма Ахеджаковой было 39 лет. Она не выглядит молодо, однако нельзя сказать, что персонаж — это старая дева с тремя кошками в доме.
  • В 1978 году фильм «Служебный роман» занял в прокате 2-е место. Его посмотрело 58,4 млн зрителей. По версии журнала «Советский экран», он стал лучшим фильмом года.
  • Исполнителей главных ролей выдвинули на получение Государственной премии СССР, но Алиса Бруновна уже ее получила в 1976-м за роли в спектакле «Малыш и Карлсон», фильмах «Человек со стороны» и «Ковалева из провинции». По действовавшим правилам премию мог получить тот, кто не номинировался на протяжении двух лет, предшествовавших обращению. Поэтому Фрейндлих не дали награду, хотя этот фильм больше запомнился зрителям, чем предыдущие.
  • В 2011 году режиссер Сарик Андреасян снял ремейк комедии Рязанова под названием «Служебный роман. Наше время». В нем роль Верочки убрали, заменив секретарем Вадиком. Его сыграл Павел Воля. Фильм получил негативные отзывы критиков. Оригинал в свое время не заработал ни одного отрицательного отзыва.
  • Эльдар Рязанов смотреть новую картину отказался, сказав, что ему неинтересно. Ахеджакова отметила, что «Служебный роман» был каким-то явлением, а современные фильмы — это череда ремейков.
Читайте также6 умерших актеров культового фильма «Служебный роман»

Цитаты Верочки из фильма «Служебный роман»

Самые запомнившиеся зрителям цитаты Верочки — о женщинах и моде, прозвучавшие, когда она обучала Калугину быть женственной:

«В женщине должна быть загадка!»
«Именно обувь делает женщину женщиной».

Из-за реплик-эпитетов, которыми Вера награждает окружающих, некоторые телезрительницы считают ее злой и завистливой:

«Ну как вы ходите! Вся отклячится, скукожится, как старый рваный башмак, и чешет на работу, будто сваи заколачивает!»

— о Калугиной;

«Ну вон же она сидит, в жутких розочках!»

— о Рыжовой.

Скорее это не зависть, а прямота и однозначность, присущие молодежи. Она подчеркивается фразой из диалога между Верочкой и ее мужем. Мужчина говорит, что наконец понял причину их развода — отсутствие детей, и поэтому им срочно нужен ребенок.

«Но я не могу сейчас. До конца работы еще два часа, и Калугина тут... Я не могу уйти»,

— растерянно отвечает бывшая жена.