История персонажа
Юрий Самохвалов — персонаж трех произведений. Первой стала пьеса «Сослуживцы», написанная в 1971 году Эльдаром Рязановым и Эмилем Брагинским. За ней последовал телеспектакль с одноименным названием, снятый режиссером Борисом Кондратьевым, а в 1977-м Эльдар Рязанов выпустил новый фильм под названием «Служебный роман». Самохвалов — главный отрицательный персонаж этих произведений.
История создания персонажа
Пьеса задумывалась как лирическая комедия. В ней предусматривались главные герои и злодей. Но если первые из персонажей с некрасивой внешностью превращались в очаровательных людей благодаря тому, что раскрывается их внутренняя красота, то с главным злодеем происходила обратная метаморфоза.
По сюжету неудачливый сотрудник института статистики начинает ухаживать за начальницей для того, чтобы продвинуться по службе и занять освободившееся место руководителя отдела. На пути к счастью герои преодолевают недостатки собственных характеров и другие препятствия.
История создания персонажей, скорее всего, связана со штатным расписанием. Сначала определили главную пару (начальница и сотрудник), а потом добавили тех, кто нужен по сюжету. Например, заместитель, секретарь, член профкома или другой общественной организации. А после этого Рязанов решил объединить их в пары.
Теперь зритель наблюдает отношения парных персонажей:
- Людмила Калугина и Анатолий Новосельцев постепенно становятся лучше из-за любви;
- Юрий Самохвалов и Ольга Рыжова, наоборот, деградируют из-за любви: в этих отношениях Самохвалов раскрывается как отрицательный персонаж, если зрители вдруг не заметили его негативных качеств карьериста по другим эпизодам;
- секретарша Верочка (Лия Ахеджакова) в пьесе находится в процессе поиска мужа, в фильме «Служебный роман» женщина развелась, но пара еще пытается разобраться со своими отношениями.
Биография и карьера Юрия Григорьевича Самохвалова
Все герои — сотрудники института статистики. Рязанов намеренно выбрал такое расплывчатое место работы, чтобы не перетягивать внимание с персонажей на декорации и размышления об их связях с людьми вне института.
В прошлом Самохвалов, Новосельцев и Рыжова — одногруппники. Они окончили один институт. В молодости герой Олега Басилашвили любил Рыжову. Ее роль в фильме играет актриса Светлана Немоляева.
В начале картины Юрий Григорьевич возвращается с женой из-за границы, и его назначают заместителем Людмилы Прокофьевны. Он начинает создавать «свою команду». Дарит блок сигарет Marlboro секретарше Верочке в знак дружбы, необычную ручку – Калугиной. Также Самохвалов понимает, что Новосельцев больше пригодился бы, если бы стал начальником отдела.
Свободная должность есть, но Калугина отказывается назначать Новосельцева. Тогда Самохвалов советует другу приударить за начальницей, чтобы получить назначение. Так он становится катализатором начала служебного романа в жизни бывшего одногруппника.
Для того чтобы познакомить пару в неформальной обстановке, режиссер вводит сцену в гостях у Самохвалова в квартире, куда Людмилу Прокофьевну приглашают как директора и человека одинакового социального статуса, а Новосельцева – как друга и одногруппника. Жену Самохвалова играет Нелли Пшенная, а Калугину и Новосельцева – Алиса Фрейндлих и Андрей Мягков.
Внешность и характер Самохвалова из фильма «Служебный роман»
Режиссерская задумка заключалась в том, чтобы создать образ советского подлеца. Он честолюбив и умен, но начисто лишен моральных качеств. Обаятелен от природы, «свой парень», если это выгодно. Способен отшвырнуть в сторону женщину, друга и кого угодно, если это мешает двигаться по карьерной лестнице.
Олег Басилашвили, сыгравший Самохвалова, идеально подходил для роли. Он обаятелен от природы. У актера красивое лицо и благородные манеры. Но снимать Басилашвили Рязанов решил намного раньше. Режиссер видел его в спектакле «Мольер», где артист играл Людовика XIV. В его интерпретации получился умный, ироничный и одновременно лукавый и жестокий монарх. Это сочетание характеристик совпадало с образом нового персонажа.
Отношения Самохвалова с окружающими
Ситуации, связанные с Самохваловым, демонстрируют много устаревших к настоящему времени моментов. Например, героя «назначили на должность». В СССР учреждения типа института статистики были иерархичны. Провинциальное учреждение подчинялось областному, а то в свою очередь — республиканскому и т. д. Поэтому и Калугину, и Самохвалова назначают «сверху». Директор могла ходатайствовать, но не решала сама, кто будет замом.
Самохвалов приехал из-за границы. Назначение в представительство за рубежом — это повышение по службе. Если его вернули обратно замом в подчиненную структуру, то это свидетельство опалы и понижения в должности. Биография Новосельцева в сравнении с ним выглядит стабильнее: никто не повышает, но и не понижает.
Буквально с первого дня работы Самохвалов принимается создавать «команду». Т. е. его цель — сместить Калугину, как только он накопит достаточно информации, реальной или придуманной, для очередного карьерного рывка. Режиссер в образе этого персонажа демонстрирует зрителям абсолютного карьериста.
Чаще, чем карьерные амбиции Самохвалова, зрители обращают внимание на его отношения с Рыжовой и переданные месткому письма от бывшей возлюбленной. Местком (местный комитет партии) в то время действительно занимался личной жизнью сотрудников. Женщины писали заявления с требованием разобрать поведение пьющего мужа или любовницы супруга, если она работала в том же коллективе. Режиссер не выдумал эпизод с письмами, но расширил его. Обычно у разозленных заявительниц были только жалобы и эмоции, а у Самохвалова эмоций нет, но нашлись доказательства.
В отношениях с Рыжовой есть и другая странность. Самохвалову около 40 лет. Олегу Басилашвили в период съемок было 43 года. Если Рыжова — любовь студенческих лет, то прошло слишком много времени для возобновления отношений. Возможно, в пьесе герои были младше, а при работе над фильмом все оставили «как есть».
Интересные факты
- На вывеске института написано: «Учреждение статистики». Эльдар Рязанов не упоминает точное название, чтобы избежать неприятностей, если вдруг найдутся случайные совпадения и кто-то узнает себя в героях.
- Роль фасада института сыграл доходный дом Хомякова на ул. Кузнецкий мост, 3/6. В советское время здесь размещался трест «Текстильимпорт», а потом и другие учреждения.
- Крыша с растениями снималась на доме Нирнзее, но это также отсылка к зданию Росстата, построенному архитектором-авангардистом Ле Корбюзье. На крыше здания предполагался променад, летние кафе, рестораны. Были разбиты летние сады, но с 1975 года здание начали переделывать.
- Олег Басилашвили озвучивал голос мужа Верочки, который раздается в телефонной трубке.
- Накануне съемок Олег Басилашвили получил права и ездил еще неуверенно. По сюжету ему требовалось подъехать к институту на автомобиле. «На одном из дублей я еду, все идет хорошо. <...> И вдруг передо мной возникают две жизнерадостные дурехи». От неожиданности актер нажал газ вместо тормоза. Девушки, к счастью, отскочили, но Басилашвили врезался в киоск «Союзпечати». «Гонорара не будет», — успел подумать актер.
- Фрейндлих в гриме не напоминала директора московского института, но так требовалось для роли. Подчеркивать статус решили интерьером. На съемочную площадку из настоящего управления статистики привозили дорогой компьютер. Вечером его увозили обратно. В квартире в интерьер добавили дорогую хрустальную люстру и якобы подлинники картин художников.
- По мнению Эльдара Рязанова, успеху его героев помогали разные факторы: творческая атмосфера на площадке, актерские способности. Любовь зрителей к персонажу Самохвалова исходит из «внутренней правды». Олег Басилашвили находит ее и переносит на экран. Он не разоблачает героя, не судит, и это делает его естественным и близким к зрителю.
- В 2011 году режиссер Сарик Андреасян снял ремейк «Служебного романа» под похожим названием «Служебный роман. Наше время». Роль Самохвалова в нем сыграл Марат Башаров.
Цитаты Самохвалова из фильма «Служебный роман»
Название фильма — это цитата из диалога между Верочкой и Самохваловым. Зам интересуется, что происходит с Калугиной, на что получает ответ: «Да у нее роман с Новосельцевым. Вы что не знаете? Все знают». После этого актер задумчиво произносит:
«Служебный роман».
Большинство ироничных реплик Самохвалова принадлежат не ему, а другим персонажам. Он советует Новосельцеву взять быка за рога и выйти из кабинета Калугиной начальником отдела. В ответ слышит: «О чем ты говоришь? Я для нее ноль, пустое место. Впрочем, как и все остальные».
В другом диалоге Новосельцев говорит, что у него ноги подкашиваются, когда ему приходится говорить с Калугиной.
«А ты не стой, ты сядь!»
— рекомендует Самохвалов.