Биография
Благородная красота Нелли Пшённой не мешала ей играть разные роли: от аристократичных красавиц до деревенских простушек. Ее приглашали в свои фильмы лучшие советские режиссеры, в числе которых Элем Климов и Эльдар Рязанов, а зрители с нетерпением ждали новых работ. Сейчас заслуженная артистка РСФСР остается востребованной, несмотря на почтенный возраст, но снимается уже не так часто, поскольку решила посвятить себя семье.
Детство и юность
Нелли Николаевна родилась 1 января 1947 года в Таллине и получила от отца фамилию Тиеннал. Он был военным, а мама работала учительницей истории. Но дочь не захотела идти по их стопам, поскольку с детства испытывала интерес к кинематографу.
После окончания школы Нелли твердо решила уехать в Москву. Отец был против, даже поставил дочери ультиматум: либо она остается, либо никогда не возвращается домой. Обидевшись, девушка тайком собрала вещи и оставила родителям прощальную записку.
В чужом городе приходилось нелегко. Нелли ночевала где придется и пыталась найти подработку. Чтобы успокоить родителей, она отправила им письмо, в котором написала, что с ней все в порядке. В ответ получила немного денег и благословение отца поступать на артистку.
Талант и привлекательная внешность Тиеннал позволили ей без труда стать студенткой ГИТИСа, где она училась в мастерской Григория Конского и Ольги Андровской. В период учебы девушка отвергала предложения о съемках, решив сосредоточиться на постижении тонкостей актерского искусства. Но как только она получила диплом в 1969 году, принялась наверстывать упущенное. Прославилась она под псевдонимом Пшённая.
Театр
Дипломированную артистку приняли в труппу Театра имени Моссовета, где она вскоре стала одной из звезд труппы. Ее творческая копилка регулярно пополнялась новыми спектаклями по произведениям Уильяма Шекспира, Федора Достоевского, Роберта Льюиса Стивенсона, а играть приходилось с признанными мастерами сцены.
В постановку «Последняя жертва» молодая актриса ввелась всего за три дня, но блестяще справилась с задачей. Помог ей в этом Геннадий Бортников, а вот с прославленной Фаиной Раневской пришлось сложно — исполнительница побаивалась ее, считала слишком строгой.
Теплые воспоминания остались у Пшённой о Вадиме Бероеве и Михаиле Львове, которые всегда помогали советом. Но особую благодарность актриса испытывала к Леониду Маркову, говорила, что за время совместного участия в спектаклях он буквально сделал из нее актрису. Среди знаменитых партнерш по сцене были Вера Марецкая и Любовь Орлова.
Успела исполнительница поучаствовать и в антрепризе. Ее задействовали в постановках «Цветок смеющийся» и «Любите ли вы Брамса?».
Фильмы с Нелли Пшённой
В 1969 году на экраны вышла первая лента с участием Пшённой — «Князь Игорь», где ей досталась главная женская роль Ярославны. Но вокальные партии за актрису исполнила Тамара Милашкина. Зрителям экранизация оперы Александра Бородина понравилась, а на талантливую дебютантку обратили внимание режиссеры.
Еще в молодости Нелли Николаевна показала, что ради роли готова на смелые эксперименты. Так, в одной из сцен фильма «Агония» Элема Климова она предстала обнаженной. В интервью артистка признавалась, что сильно нервничала, даже несмотря на полупустую съемочную площадку: многие по приказу режиссера тактично ее покинули. Исполнительница преодолела робость и сбросила платье, но кадры не удались, пришлось переснимать. В итоговом варианте зрители не заметили смущения знаменитости.
Затем последовали съемки в трагикомедии «Служебный роман» Рязанова. Хотя за плечами у Пшённой уже было несколько кинолент и актерский опыт, она считает, что на роль ее утвердили прежде всего из-за внешности, ведь у Самохвалова все по высшему разряду: и должность, и квартира, и супруга.
В 1988 году актриса появилась в картине «Гардемарины, вперед!» Светланы Дружининой. Роль Анны Бестужевой изначально хотела сыграть сама создательница ленты, но в итоге доверила ее Пшённой.
В конце 90-х годов Нелли Николаевна начала сниматься в сериалах. Артистка считает, что в них играть намного сложнее, чем в кино и театре, но работа в многосерийных лентах приносит львиную долю заработка. Однако знаменитость избирательна — не согласится участвовать, если не нравятся партнеры, режиссер или сценарий.
В дальнейшем актрисе все чаще доставались роли мам, а затем и бабушек, к чему она относилась спокойно — такая работа, да и возраст уже соответствовал образам. Ее фильмография пополнилась такими проектами, как «Райские яблочки» и «Анна и тайны прошлого».
В декабре 2022 года на телеканале ТВЦ вышел выпуск программы «Мой герой», звездой которого стала Пшённая. В беседе с Татьяной Устиновой актриса поделилась воспоминаниями из ранней биографии, рассказала о службе в театре и съемках в кино.
А в следующем году состоялся выход короткометражки «История болезни», где Нелли Николаевна снималась в компании Александра Рапопорта и Александры Власовой.
Личная жизнь
Нелли Николаевна в интервью назвала себя обделенной в любви женщиной, и это притом, что недостатка в кавалерах не испытывала. Она дважды была замужем. Первый муж — однокурсник, с которым она прожила полгода, но решила, что со штампом в паспорте поспешила, и скоропостижно развелась. Исполнительница не любит о нем рассказывать, признается, что и супругом его не считала.
Второй раз в загс актриса отправилась с коллегой по цеху Алексеем Шейниным, будучи в положении. Брак продлился семь лет, не выдержав испытания бытом. Рассталась пара тяжело, первое время бывшие супруги почти не общались, но постепенно отношения наладились — во многом благодаря общей дочери Евгении.
Наследница не пошла по стопам родителей, несмотря на то что в детстве составляла маме компанию на сцене. Женя окончила юридический институт. В 2015 году случилась трагедия — она умерла от рака, и Нелли Николаевна взяла на себя воспитание внучек, Полины и Анастасии.
Замуж Пшённая больше не выходила, хотя после развода пользовалась популярностью у противоположного пола. Актриса вспоминала роман с мужчиной, который был значительно моложе ее. Сначала ничего предосудительного в отношениях она не видела, но со временем решила, что это все же неприлично. Сейчас знаменитость больше не пытается наладить личную жизнь, а наслаждается ролью бабушки.
Нелли Пшённая сейчас
Зимой 2024 года режиссеры Александр Гурьянов и Тимур Хван представили драму «Командир», в основу которой легли реальные события. Кинопроект рассказал о герое Советского Союза, главе антитеррористической группы «Альфа» Геннадии Зайцеве. Он сам выступил консультантом ленты, а за основу сценария была взята книга «Спецназ "Альфа": дела и люди».
В фильме, где описывались биография Зайцева и операция по освобождению школьников из захваченного автобуса в Орджоникидзе в 1988 году, особенное внимание уделялось достоверности этих событий: декорациям, регламентам, реквизитам. Так, героиня Нелли Пшённой держит в руках старинную прикуривательницу, которой было не менее 80 лет. К слову, этот предмет принадлежал Надежде Сильвестровне — ее актриса и сыграла в картине. Правда, эпизод с участием звезды был доступен только в режиссерской версии.
Фильмография
- 1969 — «Князь Игорь»
- 1970 — «Смятение»
- 1971 — «Синее небо»
- 1971 — «Молодые»
- 1974 — «Агония»
- 1976 — «Легенда о Тиле»
- 1977 — «Служебный роман»
- 1979 — «Выстрел в спину»
- 1982 — «Смерть на взлёте»
- 1987 — «Гардемарины, вперёд!»
- 2002 — «Две судьбы»
- 2003 — «Козлёнок в молоке»
- 2003 — «На углу, у Патриарших -3»
- 2004 — «Северный сфинкс»
- 2005 — «Я не вернусь»
- 2006 — «Под Большой Медведицей»
- 2007 — «Защита против»
- 2008 — «Райские яблочки»
- 2009 — «Брак по завещанию»
- 2010 — «Связь времён»
- 2011 — «Остров ненужных людей»
- 2012 — «Только о любви»
- 2013 — «Брак по завещанию - 3. Танцы на углях»
- 2014 — «Кто-то теряет, кто-то находит»
- 2016 — «Осиное гнездо»
- 2017 — «Склифосовский»
- 2022 — «Анна и тайны прошлого»
- 2023 — «История болезни»
- 2024 — «Командир»
Интересные факты
- В интервью Пшённая вспоминала, как при первом ее появлении в Театре имени Моссовета Серафима Бирман подписала ей фото словами «В добрый путь, новый товарищ!».
- Нелли Николаевна считает себя авантюристкой. Однажды она ввелась в спектакль «Эдит Пиаф» всего за ночь, пока ехала в поезде на гастроли.
- Чтобы показать страх в глазах Сашеньки из фильма «Агония», актриса незаметно колола себя иголкой.