Биография
Александр Бородин — прославленный ученый и великий композитор, ставший уникальным явлением в русской действительности XIX века. Академик, сделавший ряд фундаментальных открытий в области органической химии, считавший науку и медицину своей главной профессией, прославился как создатель музыкальных произведений, известных всему миру.
Детство и юность
Александр Порфирьевич Бородин, родившийся 12 ноября 1833 года, был внебрачным сыном представителя княжеского рода Луки Гедеванишвили, грузина по национальности, и молодой мещанки Авдотьи Антоновой. С младенчества до восьми лет мальчик считался крепостным своего отца, а его родителями были записаны крепостной слуга Порфирий Бородин с супругой Татьяной.
Когда Александру было семь лет, отец дал ему вольную и устроил их с матерью будущее, подарив просторный дом. После смерти князя воспитание мальчика продолжилось в семье матери, отданной в жены военному доктору по фамилии Клейнеке. Вскоре отчим умер, позднее у Бородина появились еще два младших единоутробных брата — Дмитрий и Евгений, с которыми он всегда поддерживал теплые отношения.
Не имея права на получение образования в стенах гимназии, Бородин обучался дома, получил знания по многим дисциплинам. Мальчик испытывал интерес к музыке и проявлял склонность к композиции. Когда ему исполнилось девять лет, он сочинил миниатюрную танцевальную пьесу и начал осваивать флейту, виолончель и фортепиано, а к тринадцати годам стал автором полноценного концертного произведения, навеянного оперой «Роберт-дьявол» Джакомо Мейербера.
Увлечение искусством не ограничивалось музыкой — юный композитор любил рисовать и занимался прикладным творчеством. Параллельно мальчик увлекся химией, наукой, которая помогала понять состав и природу интересных явлений. Первые опыты Бородин проводил дома. Глядя на это и беспокоясь о сохранности жилища, мать решила, что сыну необходимо учиться дальше.
С помощью канцеляристов казенной палаты Александра определили в купечество, что позволило ему получить образование. Он окончил гимназию и поступил вольнослушателем в Медико-хирургическую академию Петербурга, где, осваивая профессию врача, усиленно занимался химией под началом Николая Николаевича Зинина.
Химия и медицина
По окончании академии в 1856 году Бородин работал в военном госпитале. Вскоре он защитил диссертацию, получил докторскую степень по медицине и занялся исследовательской работой. Первым научным трудом, прославившим Александра Порфирьевича, стала отчет о влиянии минеральных вод на организм человека, созданный после поездки в город Солигалич Костромской губернии. Он был написан столь живым, увлекательным языком, что заинтересовал даже тех, кто был далек от науки. Исследование Бородина поспособствовало открытию в Солигаличе курорта минеральных вод.
К тому времени ученого уже отправляли в Европу, чтобы он повышал квалификацию и перенимал иностранный опыт. На протяжении двух лет в Германии, проведенных в окружении блестящих ученых — Эдуарда Юнге, Ивана Сеченова, Сергея Боткина, Николая Зинина, Дмитрия Менделеева, — Александр Порфирьевич участвовал в заседаниях ученого конгресса, где были четко определены понятия «молекула» и «атом».
Во время зарубежной командировки ученый посетил Италию, познакомился с местными профессорами, ставил химические опыты с фтористыми соединениями в студенческой лаборатории Пизанского университета.
На родину Александр Порфирьевич вернулся осенью 1862 года. Он сдал отчет о проделанной научной работе и занял должность помощника профессора академии, которую совмещал с преподаванием. Позднее Бородина повысили до ординарного профессора и поручили возглавить химическую лабораторию, где он продолжал заниматься научными исследованиями.
В 1868 году вместе со своим учителем Николаем Зининым Бородин заложил фундамент Русского химического общества, а затем поспособствовал Дмитрию Менделееву в организации медицинских курсов для барышень, бывших аналогом университетского образования.
В середине 70-х Александр Порфирьевич достиг верхней ступени ученого сообщества и получил звание академика, а в 1883 году Общество русских врачей избрало его почетным членом. За время научной карьеры талантливый химик написал более 40 работ, ему принадлежит открытие фтористого бензола и способа получения галогенозамещенных углеродов, который назвали реакцией Бородина — Хунсдикера.
Музыка Александра Бородина
Несмотря на то что Бородин много времени уделял научной работе, музыка продолжала быть значимой частью его биографии. В молодости Александр Порфирьевич сочинял миниатюрные пьесы для фортепиано и романсы, самыми популярными из которых стали «Спящая княжна» и «Песня темного леса». Путешествуя за границей, он ходил на концерты, знакомясь с творчеством европейских композиторов — Ференца Листа, Феликса Мендельсона, Фридерика Шопена, Рихарда Вагнера.
В Петербурге молодой ученый познакомился с видным музыкальным и общественным деятелем Милием Балакиревым и стал участником «Могучей кучки», куда, помимо него, вошли Модест Мусоргский, Николай Римский-Корсаков, Цезарь Кюи. Объединение, возглавляемое литературным критиком Владимиром Стасовым, стало для Бородина второй семьей, повлияло на музыкальный вкус и творческую направленность композитора, считавшегося продолжателем традиции Михаила Глинки.
Собственные сочинения Александр Порфирьевич исполнял на званых вечерах в особняке Митрофана Беляева, где собиралась российская творческая элита. Основными темами произведений Бородина стали свобода, любовь к родине и национальная гордость русского народа. Композитор стал одним из родоначальников симфонии и героико-эпических тенденций в русской музыке.
Первая симфония, исполненная в 1869 году оркестром под управлением его друга, дирижера Милия Балакирева, принесла автору европейскую славу и известность. Александр Порфирьевич сочинил шестнадцать романсов, три симфонии, пьесы для фортепиано, инструментальные миниатюры, музыкальную поэму «В Средней Азии», а также оперы «Богатыри» и «Князь Игорь».
Истинное величие таланта Бородина раскрылось во Второй, «Богатырской» симфонии, воспевающей былинную силу русского народа. В этом эпическом произведении плясовые мотивы переплелись с задушевными лирическими темами и, постепенно нагнетаясь, трансформировались в мощные звуки игрищ былинных силачей.
С «Богатырской» симфонией перекликается неоконченная опера «Князь Игорь», над которой Александр Порфирьевич трудился 18 лет. Она стала эталоном героико-эпического стиля в музыке, поражая масштабностью сцен в исполнении народного хора и целостным воплощением отдельных образов. Интересен тот факт, что эти великие творения создавались композитором параллельно, и материалы, предназначенные для одного сочинения, иногда становились частью другого.
Личная жизнь
Во время пребывания за границей Бородин ухаживал за юной пианисткой Екатериной Протопоповой, проходившей в Германии курс лечения от хронической астмы. Девушка, обладавшая абсолютным слухом, часто музицировала в компании ученого, знакомя его с сочинениями европейских композиторов. Влюбленные много времени проводили вместе, посещали концерты в Баден-Бадене, вскоре полюбили друг друга и решили пожениться.
Свадьба состоялась весной 1863 года. Пара поселилась в Санкт-Петербурге, в доходном доме на Бочарной улице. Из-за хронических проблем с легкими жена не могла подолгу оставаться в столице. Ее отъезды в Москву, в дом матери, омрачали личную жизнь Александра Порфирьевича.
Многие факты биографии ученого и композитора потомки почерпнули из писем, которыми обменивались супруги во время разлуки. Пара не имела детей и скрашивала одиночество заботами о взятых на попечение воспитанницах, которых считала родными дочерями.
Смерть Александра Бородина
В конце жизненного пути Бородин активно занимался общественной работой, был членом различных организаций, руководителем студенческого хора и симфонического оркестра академии, участвовал в приемах и костюмированных вечерах, популярных в научной среде.
В 1880-м скончался друг и учитель композитора Николай Зинин, а через год не стало любимого коллеги, Модеста Мусоргского. Напряженная работа, личные потери и заботы о больной жене наложили отпечаток на физическое и психологическое состояние Бородина.
27 февраля 1887 года, на праздновании широкой Масленицы, Александр Порфирьевич весело проводил время в обществе друзей и коллег, много танцевал и шутил. В самый разгар гуляний он запнулся на полуслове и замертво рухнул на пол. Причиной смерти великого ученого и композитора стал разрыв сердца.
Бородина похоронили на Тихвинском кладбище, в некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры. На могиле установлен памятник с портретом по фото покойного, окруженный нотными фрагментами его творений в обрамлении молекулярных формул.
Память
За вклад Бородина в музыку в его честь назвали симфонический оркестр и государственный квартет, несколько музыкальных школ в российских городах. Имя композитора носят пароход, санаторий и самолет. Его бюст установлен в Петербурге. В 1993 году к юбилею Александра Порфирьевича была выпущена памятная монета.
Память о великом ученом и композиторе увековечена в документальных фильмах, в том числе из цикла «Гении и злодеи». Бородину и другим участникам «Могучей кучки» посвящен телеспектакль «На пороге». Анна Булычева и Татьяна Попова написали о нем книги.
Произведения
- 1849 — «Патетическое адажио (As-dur)»
- 1850 — «Слушайте, подруженьки, песенку мою»
- 1862 — «Струнный квинтет (f-moll)»
- 1866 — «Симфония № 1 Es-dur»
- 1867 — «Спящая княжна»
- 1868-1872 — «Мужской вокальный квартет без сопровождения «Серенада четырёх кавалеров одной даме»
- 1868 — «Богатыри»
- 1869-1887 — «Князь Игорь»
- 1875 — «Симфония № 2 h-moll «Богатырская»
- 1887 — «Симфония № 3 a-moll»
- 1880 — «Симфоническая картина «В Средней Азии»
Интересные факты
- Среди продолжателей музыкальных традиций Александра Порфирьевича — Сергей Прокофьев и Георгий Свиридов.
- Любимым инструментом композитора была флейта.
- После смерти Бородина друзья в память о нем доработали некоторые из его незавершенных творений. Николай Римский-Корсаков и другие представители музыкального сообщества дописали оперу «Князь Игорь», которую представили публике в 1890 году, Александр Глазунов сделал оркестровку Третьей симфонии a-moll.